Приготовления к Седеру
— Кеара

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

3986

На праздничный стол возле ведущего ставят особое блюдо (на святом языке – кеара), на котором располагают основные принадлежности, необходимые для проведения Седера.

Этих принадлежностей Седера, как правило, шесть:

1. Зроа – зажаренный или испеченный кусок мяса с костью. Этот кусочек мяса служит напоминанием о пасхальной жертве, которую съедали во время пасхальной трапезы в период Храма (Псахим 114б).

Зроа поджаривают на углях или на открытом огне (Шулхан арух 473:4, Мишна брура 28-29). При этом не следует говорить, что это мясо предназначено «ле-Песах» («для Песаха»), чтобы не звучало так, будто его посвящают в пасхальную жертву (Шулхан арух469, Мишна брура 2).

В наше время в качестве зроа обычно используют крылышко курицы.

Во время Седера зроа не едят, так как в пасхальную ночь вообще не принято есть испеченное на открытом огне или на углях мясо – чтобы не подумали, будто это мясо пасхальной жертвы (Псахим 53а; Шулхан арух 476:1-2, Мишна брура 1). Но наутро – разрешено (Мишна брура 473:32).

2. Бейца – яйцо, сваренное вкрутую или испечённое на огне. Оно служит напоминанием о праздничной жертве, называемой хагига (Шулхан арух 473:4, Рамо).

Эту жертву приносили в Храме в дни, имеющие статус йом-тов. В Песах мясо жертвенного животного съедали во время пасхальной трапезы, перед мясом пасхальной жертвы. Во времена Талмуда в качестве напоминания о жертве хагига на пасхальный стол готовили кусок мяса (Псахим 114б). Но в наше время для этой цели используют яйцо – в частности, потому, что оно является знаком траура, а даже в час праздника мы скорбим о том, что Храм разрушен и мы не можем приносить в нем установленные жертвы. Это яйцо хорошо съесть во время пасхальной трапезы (Мишна брура 473:23 и 32, 476:9 и 11).

3. Марор – горькая зелень, которая служит напоминанием о горечи египетского рабства. Ведь в Торе сказано: «И поработили египтяне сынов Израиля тяжкой работой, и горькой (ва-йемарару) сделали их жизнь…» (Шмот 1:13-14).

В качестве марора обычно используют салат, называемый в Израиле хаса. Нужно приготовить не менее двух порций марора размером в казайт на каждого участника Седера (в современных мерах казайт равен, по разным оценкам, 30-50 граммам).

Салат должен быть тщательно проверен, чтобы на нем не было насекомых (многие используют для Седера не листья, а твердые черенки и корни салата, так как в них насекомые водятся крайне редко). Тому, кто не имеет навыков проверки зелени на наличие насекомых, лучше всего взять в качестве горькой зелени тертый хрен (см.Мишна брура 473:41-42). В Израиле следует использовать хасу, которую оберегают от насекомых в процессе выращивания. Но и такой салат тоже нужно предварительно проверять, как и указано на его упаковке (примеч. редактора).

4. Харосет – пряная смесь толченых плодов (тертые яблоки, молотые орехи и т.п.), перемешанных с красным вином. Своим коричнево-красным цветом харосетнапоминает глину и служит напоминанием о кирпичах, которые евреи делали из глины в рабстве, как написано (Шмот 1:14): «И горькой сделали их жизнь тяжким трудом над глиной и кирпичами» (Рамо 473:5, Мишна брура 48). Само название «харосет» происходит от слова харсит («глина для кирпичей»).

По ходу Седера в харосет обмакивают марор.

Один из возможных рецептов харосета: два натертых яблока, полстакана молотых орехов, одна чайная ложка корицы, две-три столовые ложки сладкого вина.

5. Карпас – овощ, на который установлено благословление «Борэ при а-адама» («Сотворивший плод земли») (Шулхан арух 473:4, Мишна брура 20). В качестве карпасаисползают сельдерей, петрушку, редьку (Хаей адам 130:5; Кицур Шулхан арух 118:2) или кусочек вареного картофеля.

6. Хазерет – горькая зелень, которую едят вместе мацой. Обычно используют салат-хасу или тертый хрен. Следует натереть хрен незадолго до ночи Седера, чтобы он не потерял своей остроты (Мишна брура 473:36).

Что такое «хазерет»?

В своде Мишны «хазерет» упомянут как один из видов марора, о котором сказано в Торе: «И пусть едят мясо в ту ночь, жаренное на огне – с мацой и горькой зеленью (мерорим) будет есть его» (Шмот 12:8). Всего в Мишне перечислено пять видов «горькой зелени», среди которых, в частности, «хазерет» и «тамха» (Псахим 2:6). В Гемаре пояснено, что хазерет – это хаса (растение, называемое в Европе «салат-латук»; Раши). Именно с этим растением предпочтительно выполнять заповедь о мароре (Псахим 39а). И хотя по вкусу хаса обычно совершенно не горькая, это не имеет значения, поскольку она напоминает также о том, что Всевышний проявил милосердие (хас) к народу Израиля, избавив его из рабства (Хаей адам 130:3). А «тамха», по мнению многих авторитетных законоучителей, – это хрен (Хаей адам 130:3; Мишна брура 473:36). И, тем не менее, в современном иврите словом хазерет принято обозначать именно хрен.

Обычай Аризаля

В большинстве общин, в том числе и литовского направления, принято располагать накеаре названные принадлежности Седера в соответствии с обычаем величайшего знатока Торы и кабалиста р. Ицхака Лурии – Аризаля. Эти шесть принадлежностей располагают в виде двух треугольников, обращенных вершинами к ведущему Седера. Верхний треугольник составляют (слева направо) бейцазроа и ниже – марор, а нижний треугольник – карпас, харосет и хазерет (Хаей адам 130:19/1/; Кицур Шулхан арух118:8).

Три мацы размещают либо рядом с кеарой, либо прямо под ней (если она настолько легкая, что тонкие листы мацы не сломаются; Хаг а-Песах 15:25 /40/). Некоторые пользуются высокой кеарой, где под самим блюдом устроены три специальные полочки для мацы.

Рядом с кеарой, в отдельном блюдце, помещают подсоленную воду, в которую окунаюткарпас (Хаей адам 130:19/1/).

Десять сефирот

Знатоки сокровенной мудрости указывают, что основные принадлежности Седера соответствуют десяти Б-жественным проявлениям – сефирот, посредством которых был сотворен и управляется этот мир.

Верхняя маца соотносится с высочайшей сефирой Хохма (Мудрость), средняя – со сефирой Бина (Понимание), а нижняя – со сефирой Даат (Постижение).

Зроа, расположенная на кеаре справа, соответствует сефире «правого ряда» – Хесед (Милосердие).

Бейца, находящаяся на кеаре слева, соотносится со сефирой «левого ряда» – Гвура (Могущество).

А марор, занимающий на кеаре центральное положение, соответствует сефире «центральной линии» – Тиферет (Великолепие).

Харосет, расположенный на кеаре справа, соответствует сефире «правого ряда» – Нецах (Вечность).

Карпас, находящийся на кеаре слева, соотносится со сефирой «левого ряда» – Од (Величие).

А хазерет, расположенный по центру кеары, соответствует сефире «центральной линии» – Йесод (Основа).

И, наконец, сама кеара, объединяющая и принимающая на себя все другие принадлежности Седера, соотносится с нижней из десяти сефирот – Малхут (Царство), которая принимает воздействие всех остальных сефирот (Талелей орот, Агада шель Песах с. 16; Хаг а-Песах 15:25 /40/; Йедид нефеш 3, с. 57).

Обычай Рамо

Другой способ располагать принадлежности Седера на кеаре приводит р. Моще Исерлис (Рамо) в своих добавлениях к кодексу Шулхан арух. По мнению Рамо, принадлежности Седера должны быть размещены в соответствии с порядком выполняемых заповедей – то, что берут раньше, ставят ближе к ведущему. Ведь, согласно общему законодательному принципу, «не перескакивают через заповеди», и принадлежность для заповеди, которую выполняют прежде, должна быть ближе к руке.

Сначала по ходу Седера берут карпас и окунают его в подсоленную воду – поэтому ближе всего к ведущему ставят именно карпас и сосуд с подселенной водой. Затем вкушают мацу – поэтому ее располагают ближе к центру кеары. После этого вкушаютмарор, а потом – харосет. Поэтому за тремя листами мацы располагают справа марор, а слева харосет, ведь по-еврейски не только читают справа налево, но и так же обозначают временную последовательность – справа налево. И наконец, наиболее отдалены от ведущего зроа и бейца, которые присутствуют на кеаре лишь в качестве напоминания о храмовых жертвах (Рамо 473:4). Хазерет, согласно этому обычаю, на блюдо вообще не стаят.

Обычая Рамо придерживаются в некоторых ашкеназских общинах.

Обычай Виленского Гаона

Обычай Виленского Гаона основан на мишне, из которой можно заключить, что перед проводящим Седер ставят только мацу, хазерет (хасу), харосет и два блюда, напоминающие о пасхальной жертве и жертве хагига (Псахим 10:3, 114а). Соответственно, по обычаю Гаона, на кеару помещают справа марор, слева харосет, в середине – две (а не три) мацы, а подальше от ведущего – справа зроа, слева яйцо.

Этого обычая, называемого также минъаг Лита (литовский обычай), придерживаются, в основном, только последователи Виленского Гаона.


http://www.beerot.ru/?p=12991