Пути мира и добра — Обязанность судить справедливо

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

2127

3. Этот закон (обязанность судить справедливо) не ограничен временем или местом. Данное правило распространяется как на мужчин, так и на женщин. Родители обязаны приучать к этому и своих детей.

4. Нет разницы, о каком виде нарушения идет речь. Даже, если речь идет о заповедях, напрямую связанных со служением Творцу (молитва, Шаббат, законы скромности…), а не с межличностными отношениями, необходимо искать вариант, при котором действие получит легитимацию.

5. Данный закон не освобождает человека от других важных постановлений. Тора обязывает нас действовать, а не отворачиваться и молчать, когда твой близкий нарушает запрет. Нужно постараться помочь ему и обратиться с просьбой (или требованием) не нарушать запрета, а также предупредить его о возможных последствиях. Эта заповедь называется «тохаха» (увещевание, упрек). Но делать это нужно очень осторожно, чтобы не привести к совершенно противоположной реакции и отчуждению. Судить о человеке следует в лучшую сторону, но, когда картина совершенно ясна, нужно помочь товарищу и попытаться остановить его.

6. Когда все факты указывают на явное нарушение, человек не обязан придумывать нарушителю алиби и искать оправдание. Как, например, если человек украл какую-то вещь, и вы знаете, что он еще не вернул ее хозяину, нет необходимости считать, что укравший полностью раскаялся в содеянном, т.к. факты опровергают это. Что касается других нарушений в отношениях между людьми, то необходимо считать, что человек раскаялся в содеянном, и попросил прощения.

7. Практическое применение заповеди судить о действиях других людей с хорошей стороны зависит от духовного уровня человека, о котором идет речь, и от самого действия, как будет объяснено ниже.

Если есть факты, которые неопровержимо доказывают, что человек совершил какое-либо запрещенное действие, то в случае, если речь идет о великом мудреце или известном праведнике, следует считать, что тот уже на следующий день полностью раскаялся в содеянном.

В случае, когда картина еще не совсем ясна, и нет достаточных доказательств (например, есть вероятность, что он был вынужден совершить этот поступок, или, что у него были хорошие намерения), необходимо проверить все возможные варианты, чтобы оправдать поведение этого мудреца или праведника в своих глазах.

8. Есть люди среднего духовного уровня, которые обычно стараются соблюдать заповеди и делать все правильно, но иногда у них это не получается. Когда поступок такого человека имеет два возможных объяснения, мы обязаны судить о нем с хорошей стороны, ведь нам известно, что обычно он старается все делать правильно. Даже, если поступок явно отрицательный, все равно следует постараться не судить человека с плохой стороны, а оставить место сомнению. А еще лучше – постараться оправдать его, несмотря ни на что.

Учили мудрецы: «Тот, кто судит о товарище с хорошей стороны, сам получает оправдание, оказавшись в сложной ситуации».

Жил в Верхней Галилее один еврей. Поиски работы привели его на юг страны, где ему предложили работать в течение трех лет. Когда приблизился Йом Кипур третьего года, он подошел к хозяину и попросил выдать ему заработанное честным трудом, чтобы он мог отправиться домой и помочь жене и детям. Хозяин ответил, что у него нет сейчас ни гроша. Тогда работник попросил дать ему плоды вместо денег, но и на этот раз хозяин ответил, что и плодов у него нет. Работник попросил землю или скот, но и на это хозяин покачал головой.

– Неужели у тебя нет даже одеял и подушек, чтобы заплатить мне? – спросил работник.

– Нет, – ответил хозяин, и они расстались.

Взял еврей свою котомку и пошел домой расстроенный и грустный.

По окончании праздников хозяин нагрузил ослов всякими пряностями, едой, питьем и направился в дом своего работника. Они встретились и устроили большую трапезу, после которой хозяин полностью расплатился со своим работником.

– Что ты подумал, когда я сказал, что у меня нет ни гроша, и в чем заподозрил меня? – спросил хозяин.

– Я подумал, что тебе предложили товар по сниженной цене, и ты закупил его на все свои деньги.

– А что ты подумал, когда я отказался заплатить тебе плодами?

– Я подумал, что у тебя нет плодов, от которых отделили десятину.

– А что ты подумал, когда я отказался заплатить тебе скотом?

– Я подумал, что весь твой скот был сдан в аренду, и им временно пользуются другие.

– А что ты подумал, когда я отказался дать тебе землю?

– Я подумал, что и твои земли сейчас арендуются другими.

– А что ты подумал, когда я отказался заплатить тебе вещами?

– Я подумал, что ты посвятил все свое имущество Храму.

– Клянусь тебе, все было именно так! – сказал хозяин. – Я принял недер (обет), что все свое имущество я посвящу Храму ради своего сына, который не занимался Торой, как следует. Но потом, когда я пришел к своим друзьям, они успокоили меня и отменили мой недер, и тогда все вновь вернулось ко мне.

Закончив рассказ, хозяин благословил своего работника:

– Ты судил обо мне с лучшей стороны, пусть же и о тебе никогда не думают плохого!

В книге «Шеильтот» рава Ахая Гаона рассказывается, что этим работником был будущий раби Акива (до того, как посвятил свою жизнь Торе), а хозяином – великий раби Элиэзер бен Оркенос.

Представьте себе человека, который уходит из дома, оставляет жену и детей, отправляется за тридевять земель, нанимается на работу на очень длительный срок, а потом ему говорят возвращаться домой с пустыми руками. Ему стыдно и больно возвращаться в тех же протертых сандалиях и с той же котомкой за плечами. Не забывайте, что все произошло перед Йом Кипуром, когда хозяин обязан был приложить самые большие усилия, чтобы расплатиться со всеми, кого нанимал. Хозяину нужно было подумать и о том, какой праздник ожидает семью этого работника. Но наш герой не занимался поиском слабостей своего работодателя. Он принял его слова за чистую правду. Обратите внимание также на то, когда хозяин расплатился с ним. Деньги были выданы только после трапезы, а ведь все время, что они сидели за столом, работник мог не раз возмутиться и потребовать плату за свой честный труд.

Так Акива (в то время – еще простой пастух) удостоился благословения большого мудреца, которого называли «Великий раби Элиэзер». Как известно, впоследствии раби Акива посвятил свою жизнь изучению Торы и стал одним из величайших руководителей еврейского народа.


http://www.beerot.ru/?p=9156