Продолжение
Сын, сопровождающий отца
Когда отец идет по дороге вместе с сыновьями, он идет посередине, а сыновья – справа и слева от него. Если его сопровождает один сын, он следует по левую сторону от отца. В помещение первыми пропускают родителей. Исключение составляет ситуация, когда они заходят в квартиру детей, т. к. существует правило, что хозяин всегда входит первым, даже если это твой ребенок. При выходе из помещения дети обязаны предложить отцу или матери пройти первыми.
Родительское благословение
Одним из проявлений почтения к родителям является стремление детей получить их благословение («Меа Шеарим», шаар 17). Принято, что родители благословляют детей каждую субботу перед началом вечерней трапезы, а также перед наступлением Йом Кипура. В некоторых семьях принято, что дети после того, как их благословили, целуют руку родителям – в знак почтения.
Выбор имени ребенка
При выборе имени ребенка можно исполнить заповедь почитания родителей, дав имя в честь своих родителей (усопших или ныне здравствующих, когда речь идет об общине, в которой принято давать имя в честь живых бабушек и дедушек новорожденного), их родителей, братьев или сестер и т. д. Приняв совет родителей в отношении того, какое имя дать ребенку, также исполняют заповедь почитания родителей («Сдэ Хемед», маарехет «хаф», клаль 104). [Примечание редактора. У этого правила есть важные ограничения. Во-первых, необходимо, чтобы имя нравилось родителям. Во-вторых, нужно, чтобы ребенок, когда вырастет, был доволен своим именем.]
За чей счет исполняется заповедь почитания родителей?
Иногда исполнение заповеди почитания родителей связано с материальными затратами: плата за транспорт, лекарства, продукты питания, одежда, ремонт квартиры и т. п. Если у родителей есть возможность, оплата этих расходов осуществляется за их счет. Когда для того, чтобы помочь родителям, человек вынужден пропустить работу, он не восполняет потери в зарплате за счет родителей. Расходы на телефонные звонки, проезд, письма и т. п., необходимые для исполнения заповеди почитания родителей, не оплачиваются родительскими деньгами, т. к. вместо звонка или письма дети могли бы явиться лично, а вместо того, чтобы пользоваться транспортом, – прийти пешком («Ар Цви», «Йорэ Деа», п.197; «Тшувот ве-Анагот», ч.3, п. 286; «Леорот Натан», ч. 5, п. 55).
В случае, когда у родителей нет возможности оплачивать расходы, их нужды оплачиваются детьми. Братья и сестры разделяют эти расходы между собой в соответствии с материальной обеспеченностью каждого из них.
Если материальное положение детей позволяет содержать родителей, не прибегая к деньгам, которые они должны отделять для нуждающихся в рамках заповеди о цдаке или маасер ксафим («денежная десятина»), им следует их содержать на «свободные» деньги, а цдаку и маасер жертвовать посторонним неимущим людям. Если материальное положение родителей настолько тяжело, что по закону они имеют право на получение цдаки и денежной десятины, а у детей есть возможность их содержать или помогать им материально только за счет денег цдаки и маасера, то детям не просто разрешено это, — они обязаны так поступать.
Причем в таком случае у родителей — первенствующее право на получение цдаки и десятины. Чтобы родители не чувствовали себя униженными, не следует им сообщать о том, что дети оказывают им материальную помощь. Тем более не следует сообщать, что они делают это за счет цдаки и маасера. Даже когда разрешено содержать родителей за счет цдаки и маасера, следует хотя бы небольшую часть цдаки и маасера передавать другим неимущим.
Дети не обязаны помогать родителям, если это приведет к значительным материальным потерям, или если они могут быть уволены с работы и потерять заработок.
Если у человека есть дети, которые находятся на его обеспечении, и денег хватает либо на пропитание детей, либо на оплату расходов на нужды родителей, обязанность по отношению к детям первостепенна.
Расходы на содержание родителей в доме престарелых, на оплату работника, который за ними ухаживает, а также расходы на похороны родителей дети не имеют права осуществлять за счет денег цдаки и маасер ксафим («Тшувот вэ-Анагот», ч. 2, п. 444; «Минхат Шломо», ч. 2, п. 97).
В случае, если у детей нет возможности содержать родителей даже на деньги цдаки и маасер, либо этих средств недостаточно для достойного ухода за родителями, по букве закона они не обязаны искать средства для их содержания. Однако они должны приложить все усилия, чтобы обеспечить родителей всем необходимым и не допустить того, чтобы они испытывали нужду («Бен Иш Хай», Шофтим, шана шния, п. 8).
Судебные тяжбы
По букве закона детям разрешено вызывать родителей в суд, например, в случае, если они причинили детям материальный ущерб. Однако согласно еврейской морали и этике неправильно судиться с родителями, т. к. это является для них позором, расстраивает и очень огорчает их («Ктав Софер», «Йоре Деа», п. 108).
Обычно право выбрать место и членов суда сохранено за обвиняемым. В случае, когда человека в суд вызывают родители, он в рамках исполнения заповеди почитания родителей должен предоставить им право выбрать тот суд, который удобен. Если это удаленное место и поездка туда сопряжена с материальными расходами, родители, которые выбрали этот суд, оплачивают издержки детей на дорогу.
Если в суд родителей вызывают посторонние люди, по возможности, их детям следует предстать перед судом вместо родителей, чтобы уберечь их от лишних расстройств и позора («Биур а-Гра», «Хошен Мишпат», 14:19).
Почитание родителей после их смерти
Заповедь почитания родителей человек продолжает исполнять и после их смерти. Более того, после смерти исполнение заповеди происходит на более высоком уровне, т. к. дети чтят родителей абсолютно безвозмездно, не надеясь на благодарность, ответную помощь или наследство («Смахот», 9:22). Любое доброе дело и хороший поступок, совершенный человеком, исполненные им заповеди, — все это ставится в заслугу его родителям, как до, так и после их смерти.
В рамках траура по родителям существует ряд ограничений и действий, которые дети соблюдают во время первой недели после похорон, в первый месяц и в течение первого года после смерти.
Во время похорон отца или матери, если они проходят в те дни, когда разрешено оплакивать усопших, дети обязаны произнести по ним надгробную речь («Шулхан Арух», «Йоре Деа», 357:2). Законы надрыва одежды по усопшим родственникам (криа), когда речь идет о смерти родителей, более строги (там же, 340:13).
Траур по усопшим родителям продолжается 12 месяцев, а не тридцать дней, как в случае смерти других близких родственников (там же, 390:4 и 391:2).
В течение этого времени после смерти отца или матери, упоминая о них, сын и дочь должны произносить фразу «Да буду я искуплением для своего отца (или матери)» («арэйни капарат мишкаво/мишкава»). После года при упоминании отца произносят «Благословенной памяти» («Зихроно ли-враха»), а при упоминании матери – «Мир праху ее» («Алеа а-шалом»). Указанные фразы не только произносят при разговоре, но и записывают, когда упоминают о родителях в письменной форме.
Ашкеназы в течение одиннадцати месяцев, а сефарды в течение двенадцати месяцев (кроме первой недели двенадцатого месяца) после смерти родителей читают по ним Кадиш. (Заметим, что Кадиш можно читать только в присутствии миньяна – кворума, состоящего как минимум из десяти евреев старше тринадцати лет).
Кадиш по матери читают, даже если отец жив, и, наоборот, – по отцу, если мать жива.
Сыновья в течение одиннадцати месяцев траура по родителям молятся в качестве хазана (Рамо, «Йоре Деа», 376:4). Сефарды молятся в качестве хазана в течение двенадцати месяцев, кроме первой недели двенадцатого месяца. Сыновей, находящихся в трауре по родителям, вызывают в Субботу к Торе в качестве мафтира. Если за право выйти к Торе в этом месте принято платить, по букве закона сын в этом не обязан («Мешив Невоним», ч. 6, п. 47). Изучая Тору (в особенности Мишну) ради возвышения души отца и матери, сыновья исполняют заповедь почитания родителей (Мааршаг, «Орах Хаим», п. 52).
На седьмой и тридцатый день после похорон, по прошествии одиннадцати месяцев после смерти, а также каждый год в день смерти родителей дети посещают их могилы, читают на них определенные отрывки из Теилим, молитвы и произносят Кадиш. (Если эти дни выпадают на субботу, праздники или новомесячье, могилы посещают раньше или позже. Заметим также, что коэны не приближаются к могилам ближе, чем на два метра.)
Сефарды по завершению тридцати дней после похорон, одиннадцати и двенадцати месяцев после смерти родителей, а также ежегодно в день их смерти устраивают в их память поминальное собрание с трапезой (азкара). Если один из этих дней приходится на субботу, азкара переносится либо на вечер предыдущего дня, либо на следующий день.
В день годовщины смерти родителей (йорцайт) ежегодно дети зажигают поминальные свечи (Мааршаль, п. 46) и постятся в заслугу родителей (хотя это не распространенный обычай; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 568:8; Рамо, «Йоре Деа», 376:4 и 402:12). В день смерти родителей сыновья читают Кадиш, молятся в качестве хазана, их вызывают к Торе (Рамо, «Йоре Деа», 376:4). В сефардских общинах сыновья читают Кадиш, начиная с субботы, предшествующей дню смерти отца или матери. В йорцайт дают нуждающимся цдаку и изучают определенные разделы из Мишны в заслугу родителей.
Если день смерти родителей неизвестен, дети могут произвольно выбрать любой день в году и постоянно его придерживаться, будто он в реальности является годовщиной смерти («Ар Цви», «Йоре Деа», п. 198; «Минхат Ицхак», ч.1, п.23).
Всякий раз, когда дети попадают на то кладбище, где похоронены их родители, во имя их почета они обязательно должны посетить их могилы.
В Йом Кипур, Шмини Ацерет, седьмой день (а в странах диаспоры – восьмой день) Песаха, в Шавуот (странах диаспоры – во второй день праздника Шавуот) ашкеназы читают по усопшим родителям специальную поминальную молитву Изкор, а в канун названных праздников они зажигают в их честь суточную свечу. У сефардов не принято читать Изкор, они устраивают Ашкавот в неделю перед йорцайтом, а также в вечер, когда начинается Йом Кипур. Для того, чтобы молитвы возымели большую силу, во время их чтения принято брать на себя обязательство дать цдаку неимущим в заслугу души усопшего. Это обещание необходимо выполнить как можно быстрее.
Согласно букве закона, дети обязаны выплатить долги своих покойных родителей только в случае, если те им оставили наследство. Однако было бы правильно сделать сверх требуемого и выплатить их долги, даже если дети не получили от родителей никакого наследства («Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 107:1). Одной из составляющих заповеди почитания родителей является исполнение их предсмертной воли (раби Акива Эйгер).
Заповедь почитания родителей и другие заповеди
Если во время того как человек был занят исполнением какой-либо заповеди, родители его о чем-либо попросили, ему следует прежде завершить начатую заповедь, а после этого исполнить просьбу родителей, ибо если начали одну заповедь, запрещено ее оставлять ради другой, не доделав. Исключение составляет только заповедь изучения Торы, хотя это величайшая из всех шестисот тринадцати заповедей. Тору изучают для того, чтобы ее исполнять; и если во время изучения «представилась» какая-либо заповедь, исполнение которой не терпит отлагательств и ее невозможно поручить другим, человек обязан временно прервать изучение Торы и выполнить эту заповедь. Поэтому, если человек учил Тору, а родителям понадобилось что-либо, что невозможно сделать потом, и никто другой, кроме сына, не может им в этом помочь, сын обязан на время отвлечься от учебы и помочь родителям.
Если человеку одновременно представилась возможность исполнить заповедь почитания родителей и какую-либо другую заповедь, то, если другая заповедь может быть выполнена позже или ее может выполнить кто-то другой, он обязан исполнить заповедь почитания родителей, т. к. она важнее любой другой заповеди.
Но если вторая заповедь не терпит отлагательств и ее не может исполнить никто, кроме этого человека или его родителей, он обязан сначала исполнить эту заповедь, а потом приступить к заповеди почитания родителей, поскольку и он, и его родители обязаны исполнить эту заповедь.
В Торе рассказывается о том, что наш праотец Яаков, спасаясь от Эсава, был вынужден покинуть отчий дом. В течение тридцати шести лет он не имел возможности исполнять заповедь почитания родителей: четырнадцать лет, проведенных им в доме учения Шема и Эвера и двадцать два года, проведенных им у Лавана и по дороге домой. Его любимого сына Йосефа братья продали в рабство, в результате чего он находился вдали от дома двадцать два года и, соответственно, был лишен возможности исполнять заповедь почитания родителей.
В Талмуде (Мегила, 16а) сказано, что эти двадцать два года, которые Йосеф не имел возможности почитать отца, соответствуют двадцати двум годам, в которые Яаков не исполнял заповедь почитания своего отца Ицхака. Но ведь Яаков отсутствовал не двадцать два года, а тридцать шесть лет! Объясняют мудрецы, что четырнадцать лет, проведенных за изучением Торы, в расчет не берутся.
Отсюда законоучители учат, что сыну разрешено уехать в другой город или даже страну ради более эффективного изучения Торы, даже если в результате этого он не сможет помогать родителям.
Если в том месте, где живут родители, можно изучать Тору не менее эффективно, чем в любом другом, сын обязан остаться с родителями для того, чтобы у него была возможность исполнять законы почитания родителей.
Нахождение в Земле Израиля является важной заповедью. Тем не менее даже те, для кого Израиль является постоянным местом жительства, могут временно покинуть страну, чтобы исполнить заповедь почитания родителей (Рама, Меири и Маарша, Кидушин, 31б; Ташбец, ч. 3, п. 288).
Тем более те, кто проживает в диаспоре и родителям необходимо их постоянное присутствие, освобождены от заповеди жить в Земле Израиля («Бейт Шломо», «Йоре Деа», ч. 2, п. 94).
Продолжение следует