С недавних пор одним из развлечений, широко рекламируемых и пользующихся спросом туристов, прибывающих в Израиль, является посещение Храмовой Горы, где некогда стояли оба Иерусалимских Храма, а значит, самого святого места в мире. Из земли, взятой из этого места, был создан первый человек Адам. Именно здесь он и его сыновья, Каин и Авель, приносили свои жертвы Творцу. С этого места Ноах начал возрождать жизнь на Земле после того, как отошли воды потопа, и он вышел из ковчега. Здесь наш праотец Авраам построил жертвенник и приготовился вознести на нем своего сына Ицхака («Яд а-Хазака», «Илхот Бейт а-Бхира», 2:2). Официальные инстанции государства Израиль допускают посещения этого места. Следует разобраться, разрешено ли это также законами Торы.
Для начала следует вспомнить ряд фактов, связанных с этим местом, а затем можно будет перейти к знакомству с мнением наших законоучителей по данному вопросу.
Итак, Храмовая Гора – это возвышение, находящееся в Иерусалиме, в определенной части которого некогда стоял Храм.
В те времена эта возвышенность была окружена крепостной стеной, небольшая часть которой осталась в сохранности до наших дней и известна нам как «Западная Стена» или «Стена Плача». Площадь Храмовой Горы, согласно еврейской традиции, составляла 500 на 500 амот (согласно одним мнениям, мера длины ама эквивалентна 48 см., а согласно другим – 57.6 см.) Храм находился на северо-западной части горы.
Миновав крепостную стену, человек, совершающий паломничество в Храм и, следовательно, двигающийся по направлению с востока на запад, должен был пройти через ворота забора (Сураг), высотой около 10 тфахим (согласно одним мнениям, мера длины тефах эквивалентна 8 см., а согласно другим – 9.6 см.). Забор был сделан из древесных ветвей, сплетенных в форме буквы «икс». После забора взгляду паломника открывался небольшой участок, обрамляющий Храм по его периметру на расстоянии 10 амот, который назывался Хиль.
Поскольку Храм находился на возвышенности, паломник постоянно поднимался по ступеням. От Сурага до храмового здания, которое начиналось с Эзрат Нашим – отделения, предназначенного для женщин, нужно было преодолеть 12 ступеней. Затем, следуя из Эзрат Нашим в Эзрат Исраэль – отделение Храма, предназначенное для паломников-мужчин, нужно было преодолеть еще 15 ступеней.
Дальше могли проходить только коэны, которые должны были нести храмовое служение.
Это место так и называлось: Эзрат Коаним – отделение Храма, предназначенное для коэнов. В него из Эзрат Исраэль вело 3 ступени. В Эзрат Коаним находился жертвенник. Далее, поднявшись 12 ступеней, коэн входил в крытое помещение – «прихожая» (Улам). Из Улам коэн сразу попадал в «Святилище» (Эйхаль), где находились золотой жертвенник, предназначенный для воскурения благовоний, семисвечник (Менора) и стол, на который выкладывали специальные хлеба (Лехем а-Паним).
В самой отдаленной части Святилища за занавесью размещалось самое святое место Храма, «Святая Святых» (Кодеш а-Кодашим), где стоял Ковчег Завета. Святая Святых располагалось в западной части Храма, т.е., наиболее близко к месту, где сегодня находится Стена Плача. Планировка Храма и все данные, относящиеся к размерам его отдельных частей, предельно точно описаны в книге Рамбама «Яд а-Хазака» (Там же, гл. 5 и 6).
Разные места Храмовой Горы отличаются друг от друга по степени святости, а значит и уровнем запретов, относящихся к каждому из них.
Всего существует 10 уровней святости. Земля Израиля – это первый уровень, города Израиля, окруженные крепостной стеной со времен Йеошуа бин Нуна – второй. Иерусалим в пределах крепостных стен во времена их существования – на третьем уровне святости. Площадь Храмовой Горы до Сурага – на четвертом уровне святости, Хиль – на пятом, и так далее, по мере продвижения к Святая Святых увеличивался уровень святости каждого отделения Храма («Келим», там же).
Один из законов, зависящих от уровня святости места, регулировал круг людей, допущенных к посещению того или иного места. Здесь было различие между левитами и евреями, не принадлежащими к колену Леви, между левитами и коэнами, между первосвященником и остальными коэнами. Кроме этого, и это в большей степени относится к разбираемой нами теме, существовали строжайшие запреты Торы в отношении посещения этих мест нечистыми людьми, к какому бы роду они не принадлежали.
По Торе у людей могут быть несколько видов нечистоты. Перечислим только те из них, которые имеют прямое отношение к посещению Храмовой Горы в наше время:
— таме мет (мужчина или женщина, получившие трупную нечистоту, например, если они находились в одном помещении с трупом, считаются нечистыми все время, пока их не обрызгают пеплом красной коровы, разведенным в воде, что сегодня пока не возможно);
— зав (мужчина, у которого из тела выходят определенные выделения, считается нечистым все время, пока выделения не закончатся, он не отсчитает 7 чистых дней, не омоется в бьющем «живой» водой источнике, и не подождет выхода звезд, символизирующего наступление следующего дня);
— зава (женщина, у которой из тела выходят определенные выделения, считается нечистой все время, пока выделения не закончатся, она не отсчитает 7 чистых дней, не омоется в водах микве и не подождет выхода звезд, символизирующего наступление следующего дня);
— нида (женщина во время менструального цикла считается нечистой все время, пока не закончится цикл и через определенное время после этого она не омоется в водах микве);
— боэль нида (мужчина, который, нарушив запрет Торы, состоял в интимной близости с нидой, считается нечистым, пока не пройдет 7 дней после близости, и он не омоется в водах микве);
— бааль кери (мужчина, у которого вышло семя, считается нечистым, пока он не омоется в водах миквэ; женщина после супружеской близости считается нечистой в течение трех дней после близости и все то время, пока она не омоется в водах микве);
— йоледет (женщина с момента начала родов считается нечистой все то время, пока у нее не прекратится кровотечение и через определенное время после этого она не омоется в водах микве);
— таме мага и т. п. (мужчина или женщина, которые прикасались, переносили или передвигали предметы, получившие один из ряда видов нечистоты).
Следует подчеркнуть, что для очищения от нечистоты человеку необходимо досконально знать все многочисленные частности и элементы закона. Заметим также, что в наше время могут быть зав и зава, как это написано во многих авторитетных книгах и постановлено в качестве закона автором книги «Мишна Брура» (457:100).
В соответствии со степенью святости Храмовой Горы до Сурага, на ее территорию не имеют права заходить: зав, зава, нида, бааль кери и йоледет. На территорию Хиля, помимо названных, запрещено также заходить боэль нида и тем, у которых есть тумат мет («Келим», там же). За некоторые из названных запретов полагается самое строгое наказание – карет – отсечение души от еврейского народа (Бемидбар, 19:20), за некоторые – 39 ударов плетью, а некоторые, согласно ряду мнений, были дополнительно приняты мудрецами.
Актуальны ли эти законы сегодня, когда, к великой нашей скорби, мы лишены Храма и на месте, где он некогда возвышался, находятся совсем иные постройки?
Может быть, эти постановления будут актуальны только после построения Третьего Храма, чего мы с нетерпением ждем? Другими словами, нам необходимо определить, каков статус того места, на котором стоял Храм.
Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте и святилищ Моих бойтесь, Я – Г-сподь» (Ваикра, 26:2). Мудрецы говорят, что Тора неспроста поместила заповедь о трепете перед святилищами Творца вместе с заповедью о соблюдении субботы. Этим она хотела нас научить, что подобно тому, как соблюдать субботу нам заповедано навечно и при любых условиях, так и трепетное отношение к святилищам Творца нам заповедано навечно и при любых условиях («Дварим Раба», Ваэтханан). Рамбам («Яд а-Хазака», «Илхот Бейт а-Бхира», 6:14) пишет, что освящение Храма и Иерусалима, которое осуществил царь Шломо после завершения строительства Первого Храма, распространяется на все времена.
Почему в отношении многих законов, как например, заповедей, связанных со святостью Земли Израиля, освящение, произошедшее во времена царя Шломо, не действует, а в отношении Храма и Иерусалима действует?
Объясняет Рамбам: освящение Храма и Иерусалима связано с Присутствием Творца, а Оно — вечно, и поэтому святость места пребывания Его славы не может аннулироваться. Свою позицию Рамбам подкрепляет словами из мишны: «”…и опустошу Я святилища ваши…”(Ваикра, 26:31) — они остаются в святости своей, даже когда они опустошены» (Мегила, 3:3). А заповеди, связанные со святостью Земли Израиля, зависят от владения евреями этой Землей, что произойдет только с приходом Мошиаха. В Талмуде есть ряд подтверждений словам Рамбама, что принятый закон гласит: святость Храма и Иерусалима сохранятся вечно (см., например, Швуот, 16а и Звахим, 107б).
Подобно Рамбаму считают и другие великие законоучители («Смаг», Асин, п. 163; «Трума», алахот, п. 11; «Агуда»; Рош, Швиит, 6:1; Тосафот, Йома, 44а и Швуот, 14б; «Тосафот а-Рош», Йевамот, 82б; «Йереим», п. 277; «Ташбец», ч. 3, п. 201 и др.), которые среди прочего цитируют слова из мидраша («Танхума», Шмот, п. 51): «Никогда Присутствие Всевышнего не покидало Западную Стену (Стену Плача), как сказано: “Вот же стоит за стеной нашей” (Шир а-Ширим, 2:9) и сказано: “А Г-сподь в Храме Своем святом” (Хаввакук, 2:20)».
Закон установлен с приведенным мнением и всякий, кто в наши дни восходит на Храмовую Гору, нарушает запрет Торы, за который положено очень строгое наказание («Маген Авраам», «Орах Хаим», 561:2 и «Мишна Брура», 561:5).
Исходя из этого, на Храмовую Гору запрещено заходить тем, кто определен как зав, зава, бааль кери, нида или йоледет, а на территорию Хиля, кроме этого, боэль нида и те, у которых есть тумат мет. А тумат мет сегодня есть у всех, и очиститься от нее, пока не будет получен пепел красной коровы, невозможно.
Сразу следует отметить: из закона о том, что святость Храмовой Горы остается в силе, следует только то, что существует всеобщая обязанность проявлять достойное отношение к этому месту. Но идеи о том, что это накладывает на евреев обязанность приносить жертвы или совершать заповедь охраны Храма даже во время, когда Храм там пока еще не находится, были единодушно отклонены законоучителями. Более того, совершая эти действия в наши дни, в силу ряда причин, человек совершает целый ряд тяжких грехов.
Могло бы на первый взгляд возникнуть впечатление, что, если человек предпримет ряд мер по очищению от тех видов нечистоты, для которых не требуется пепел красной коровы, ему будет разрешено подняться на Храмовую Гору до места, где некогда проходил Сураг. Так ли обстоит дело в действительности?
Один из великих законоучителей прошлого поколения, рав Ицхак Вайс посвятил этому вопросу основательную респонсу («Минхат Ицхак», ч. 5, п. 1). Постараемся перечислить основные идеи, приведенные в ней. Вначале рав Вайс пишет, что даже если бы была возможность исполнить все необходимые условия для того, чтобы можно было зайти на территорию Храмовой Горы, ни в коем случае нельзя было бы этого допустить.
Многие несведущие люди, узнав, что кто-либо получил разрешение раввинов подниматься на Храмовую Гору, могут начать это делать, не учитывая все предъявляемые для этого условия. Кто-то по ошибке может пересечь границы позволенного места, где уже никакие условия не помогают (даже если бы мы знали точные границы, а тем более, что мы в этом не сведущи).
Помимо страшнейших нарушений и тяжких наказаний, которые повлечет за собой подобное разрешение, своим пренебрежительным отношением к святыням оно задержит полное избавление, после которого мы получим возможность посещать не пустующие места, а приходить в Храм, исполняя заповедь Всевышнего.
Но на самом деле не только в качестве предостережения, но и по букве закона в наши дни строго запрещено подниматься на Храмовую Гору.
Это основательно доказывает автор книги «Кафтор ве-Перах» (гл. 6) из Талмуда (Йевамот, 7б). Он пишет, что крайняя граница, до которой разрешено приближаться к Храмовой Горе – это Стена Плача. Многие поколения евреи раскрывают свои сердца перед Всевышним, молясь около Стены Плача, и это место наиболее благоприятное для того, чтобы наши просьбы были приняты. Многие авторитеты Торы приводят слова автора книги «Кафтор ве-Перах» в качестве окончательного закона (см., например, респонсы «Рама ми-Пано», п. 25; «Пеат а-Шулхан», 3:12, «Бейт Исраэль», п. 26 и др.).
Рав Вайс в продолжении респонсы приводит целый ряд объективных причин, связанных с законами о нечистоте, согласно которым в наше время невозможно достаточно очиститься, чтобы было разрешено зайти даже на место, освященное третьей степенью святости. Кроме того, он доказывает из многих источников, что сегодня невозможно установить границы, где находился Сураг, Хиль и прочие места Храмовой Горы, на которые строго запрещено заходить каждому из нас, пока у нас не появится возможность очиститься пеплом красной коровы. К великой скорби, вся Храмовая Гора много веков назад уже была перекопана, и не однажды ненавистники Всевышнего целенаправленно пытались сровнять это место с землей, что им из-за грехов наших во многом удалось сделать.
Сегодня Храмовая Гора, все стороны которой должны равняться примерно 250 м., имеет совсем иные размеры: ее восточная и западная стороны распространяются примерно на 480 м., северная – на 321 м., а южная – на 223 м. Если в прежнем это была и в самом деле гора, на вершине которой возвышался Храм, то сегодня это место имеет довольно ровный ландшафт.
Рав Овадья Йосеф («Хазон Овадья», «Арбаа Тааниет», стр. 454-458) так же основательно доказывает, что нам сегодня не известны границы различных участков Храмовой Горы, и в заключении постановляет, что в наше время строго запрещено не только заходить на территорию Храмовой Горы, но и пролетать над ней на самолете или вертолете. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторитеты Торы (см., например, «Циц Элиэзер», ч. 10, п. 1; «Шемеш ве-Маген», «Йоре Деа», п. 25 и др).
Запрет посещения Храмовой Горы настолько строг, что даже частично войти в границы этого места запрещено.
Согласно многим авторитетным мнениям, посещая Стену Плача, запрещено класть пальцы в щели между ее камней, ибо это в некоторой степени уже считается проникновением на территорию Храмовой Горы. Кроме этого, есть ряд сомнительных участков, примыкающих к крепостной стене, окружающей Храмовую Гору, большая часть которых находится в местах проживания арабского населения Старого города Иерусалима. Следует заметить и то, что запрет вторгаться в пределы Храмовой Горы в полной мере относится и к неевреям. Поэтому еврей, который помогает нееврею совершить нарушение, преступает завет Торы «Пред слепым не ставь преграды» (Ваикра, 19:14).
Как известно, даже в случае небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать любые действия, которые могут привести к его спасению.
В Торе сказано: «Вот те заповеди, которые будет исполнять человек, и жить в них» (Ваикра, 18:5). Говорят мудрецы: «Жить в них, но не умирать в них» (Йома, 85б). То есть в случае, когда жизни человека грозит опасность, разрешено совершать любые действия ради его спасения, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены Торой, за исключением идолопоклонства, убийства, разврата и публичного осквернения Имени Творца. Поэтому в случае угрозы опасности для общества или для частного лица разрешено и необходимо зайти в любое место Храмовой Горы. Если позволяет время, то перед этим нужно сделать все возможное, чтобы произошло как можно меньше осквернения святилища Всевышнего.
Великий мудрец мишны, раби Шимон бар Йохай говорил (в мишне приведен просто как раби Шимон): «Нарушение законов о святости Храма и всего, что с ним связано, стороже нарушения всех остальных запретов Торы. Нарушения всех запретов Торы искупаются одним козлом (грехоочистительной жертвой), а для искупления нарушения законов о святости Храма и всего, что с ним связано, необходимо принести 32 козла.
Нарушения всех запретов Торы искупаются один раз в год, а искупление нарушения законов о святости Храма и всего, что с ним связано, должно осуществляться каждый месяц, как сказано: “За то, что святилище Мое ты осквернил всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, и Я тоже умалю (тебя), и не сжалится око Мое, и Я тоже не пощажу” (Йехезкель, 5:11). Все мерзости и гнусности, которые ты сделал, отвратительны, но осквернение Храма и всего, что с ним связано, отвратительнее всего» (Тосефта Швуот, 1:2). Чтобы исполнить великую заповедь бояться совершить недостойное действие по отношению к святилищу Творца, прежде всего, необходимо всячески остерегаться их осквернения.
А если человек ощущает потребность для духовного подъема набраться святости, наполняющей место присутствия Б-жественного проявления, ему достаточно встать на таком расстоянии от него, с которого ему будет его хорошо видно, и не более того, как об этом написано в замечательном комментарии к Торе «Кли Якар» (Берешит, 13:17). Также необходимо помнить слова наших учителей о том, что святость синагоги по своему уровню даже выше некоторых мест Храма (см. «Махацит а-Шекель», «Орах Хаим», 151:4, 17 и «Мишна Брура», 151:40).
Вместо того, чтобы подниматься на Храмовую Гору, совершая нарушение, желание приблизиться к Всевышнему следует обратить в боль о невозможности сделать этого сегодня.
И эта боль побудит нас уповать на окончательное избавление, которое принесет восстановление Храма, возвращение служения в нем (что охватывает большую часть заповедей Торы!), присутствие Шехины во всей полноте!
Сказано в Писании: «Опрокидывает Всевышний дом надменных, а границы владения вдовы восстановит» (Мишлей, 15:25). Да будет угодно Всевышнему собрать Свой народ со всех концов света в любви и мире на Святой Земле, где будут соблюдаться все законы Торы в чистоте и радости, с Храмом и царем-помазанником из дома Давида, когда все будут видеть славу Творца и вся земля наполнится мудростью. «Порадуй нас так же сильно, как страдали мы в дни, когда заставлял Ты нас страдать, и в годы, когда мы видели зло. Да предстанут перед рабами Твоими деяния Твои, и великолепие Твое покажи сыновьям Твоим» (Теилим 90:15, 16).