Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 5 — Введение — Повелительные Заповеди — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1618

Повелительные заповеди (продолжение)

(5) Иногда, принимая злоязычие или рехилут, человек преступает также повелительную заповедь (Ваикра, 19:17): «הוכח תוכיח – охеах тохиях – “порицай” ближнего твоего». Например, он слышит, что собеседник начинает плохо говорить о ком-то, и знает, что если он сделает рассказчику замечание, слова его будут услышаны (и даже если есть у него в том сомнение), – по закону он обязан высказать порицание, чтобы грех не был доведен до конца. И потому, если он позволяет завершить злословие, то несомненно, преступает указанную повелительную заповедь.

[Примеч. ред. Русское слово «порицай» не передает точно смысл сказанного в Торе охеах тохиях, поскольку эти слова означают также «выяснение истины, доказательство». Таким образом, они означают, что нужно также объяснить человеку его неправоту – так, чтобы он воспринял. Иногда достаточно бывает окрика – для начала, чтобы остановить его. Но затем, как правило, нужны доброжелательные, искренние слова, с любовью и уважением, которые дадут ему понять, что ему желают добра].

[Примеч. автора. И если даже тот, кто слушает, решит высказать порицание после того, как говорящий завершит рассказ, то это тоже не будет правильным. Ведь разве возможно, чтобы один еврей, видя, как другой ест, не дай Б-г, свинину, ждал, пока тот доест, чтобы упрекать его только после этого? Нет сомнения, что по закону он обязан заговорить с ним сразу! Быть может, тот воспримет сказанное и прекратит еду, ведь каждый кусок свинины «величиной с маслину» – это самостоятельный грех, нарушение запрета Торы! Так и здесь: каждое дурное высказывание о ближнем представляет собой самостоятельный грех. Дослушать же можно только в том случае, если слушающий видит, что после окончания рассказа станет легче, исходя из самого рассказа, доказать другим слушателям, что это клевета. Бывает также, что по закону нужно этот рассказ дослушать, чтобы остерегаться [в связи с услышанным, не принимая его полностью на веру], как это будет объяснено по воле Всевышнего далее, в «Законах злоязычия», правило 6. Но если слушающий видит, что все это – только нападки на ближнего или насмешки, то нет сомнения, что всякий, кто поторопится остановить рассказчика и не дать ему продолжить, исполнит великую заповедь. И все, что мы здесь писали, относится даже к ситуации, когда есть и другие слушатели].

(6) И все, что мы писали, относится даже к случаю, когда рассказывают дурное о ближнем наедине. Но если человек связывается с дурной компанией привычных к злоязычию, чтобы рассказывать им дурное о ближнем или слышать такого рода вещи от них, то он преступает также повелительную заповедь (Дварим, 10:20): «И к Нему прилепись». И наши мудрецы объясняют (Ктубот, 111а), что эта заповедь означает прилепляться к мудрецам Торы, постоянно быть вместе с ними во всем – даже есть и пить с ними, вести ради них и в их пользу торговые сделки и налаживать с ними все виды связей, и все это – чтобы учиться их делам. И потому нет сомнения, что тот, кто делает обратное этому и связывается с компанией злодеев, преступает указанную повелительную заповедь.

[Примеч. автора. И тем более – то, что происходит, из-за многих наших грехов, после третьей трапезы в субботу. В то время, как у людей Торы в беседах их звучат слова Б-га живого, у других, обсуждающих пустые дела этого мира, в их речи, несомненно, вкраплены злословие, глумление и зубоскальство. Поэтому тот, кто оставляет мудрецов Торы и присоединяется к компании нечестивцев, чтобы слушать их пустую болтовню, преступает указанную повелительную заповедь – помимо того, что он нарушает запрет (Шмот, 23:2): «Не следуй за многими на зло», о котором мы писали выше, раздел «Запреты», п. 11. См. там же, в п. 4, приведенное нами в связи с этим изЦаваат раби Элиэзер а-гадоль. И даже если нет у человека никого, с кем он мог бы близиться, великая заповедь для него – сомкнуть свои уста и сидеть в одиночестве, и не идти в дурные компании, как сказали наши мудрецы (Виленский Гаон со ссылкой на мидраш): за каждое мгновение, в которое человек смыкает свои уста, он удостаивается сокрытого света, которого ни один ангел и ни одно творение не могут себе представить.]

[Примеч. ред. И как же важны слова Хафец Хаима в наше время, когда так просто с помощью современных технологий прилепиться к подобной компании – в так называемых «социальных сетях», полных злословия, насмешек и т. п.].

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=3526