Бейт Элоким — Раздел Тфила — Время молитвы — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

870

Глава 4. Время молитвы. Часть 2

[В начале главы Мабит раскрывает связь между временами молитвы и жизненными установками человека, намек на это он находит в том, что писал царь Давид в книге Теилим; здесь и далее – примечания переводчика].

А еще написано (Теилим, 5): «Г-сподь! Поутру услышь мой голос, с утра я приведу в порядок мою молитву <и прочту ее> пред Тобою, и буду ожидать» после того, как написал (во 2-м и 3-м стихах): «Г-сподь, склони ухо Свое и пойми помыслы мои»; «Вслушайся в голос вопля моего, Царь мой и мой Б-г, потому что Тебе молюсь я». О молитве, в которой человек просит о самом необходимом для себя, сказано «склони ухо» – чтобы человек был близок к Всевышнему, а тот «склонил ухо» и внял его молитве. А о том, что не так сильно нужно, и о чем человек не молится устами, а только желает этого в мыслях, сказано «пойми помыслы мои» – чтобы Всевышний, зная мысли человека, сделал бы так, как считает нужным. И сказал: «Вслушайся в голос вопля моего», то есть, даже если мною и не будет полностью достигнут должный настрой (кавана) во время молитвы, главное, что она произнесена вслух, – уже стоит прислушаться к ней, потому что я признаю, что Ты – мой Царь и Б-г, и тфила моя обращена к Тебе. Потому что даже если человек и не умеет достигать нужной каваны во время молитвы, обычно он осознает, что молится Б-гу, благословенному. И об этом сказано «потому что Тебе молюсь я» – поскольку я молюсь Тебе, моей молитве подобает быть услышанной Тобою, пусть я и не сумею достигнуть нужной каваны.

А затем сказал «Г-сподь! Поутру услышь мой голос, с утра я приведу в порядок мою молитву <и прочту ее> пред Тобою, и буду ожидать». Так как хотя «утром» – в молодости [в начале главы Мабит проводил параллель между временами суток, упомянутыми в Теилим, и периодами жизни человека] человек недостаточно целен, чтобы его молитве подобало быть услышанной, и все равно он просит, чтобы Всевышний услышал ее. Уже с молодости следует работать над этим, чтобы в дальнейшем научиться достигать нужной каваны, и надеяться, что молитва его принимается <уже сейчас>, в этом смысл слов «с утра я приведу в порядок мою молитву <и прочту ее> пред Тобою, и буду ожидать». То есть, я приведу себя в порядок и подготовлюсь с утра к служению Тебе, и тогда буду ожидать, что Ты услышишь мою молитву.

Поэтому человеку следует очень следить за временем своих молитв, так как оно является важным аспектом <каждой из них>. Об этом говорили мудрецы в трактате Брахот (6б): «Сказал рав Уна: человек должен остерегаться, чтобы никогда <не пропускать> время молитвы Минха, ведь пророк Элияу получил ответ <от Всевышнего> только когда подошло время Минхи, как написано (Мелахим I, 18): “И было, когда подошло время Минхи, обратился пророк Элияу к Г-споду…” [идет речь об известной истории, когда Элияу собрал весь народ у горы Кармель, и продемонстрировал им, что идолы бесполезны, и единственный, кто отвечает на молитвы, это Б-г – все убедились в этом, когда огонь сошел с небес и забрал жертву Элияу]. Рабби Натан говорит: и время Арвита, как сказано (Теилим, 141): «Да будет угодна моя молитва, как воскурение, вознесение рук моих – как приношение на исходе дня», а рав Нахман говорит: также и время Шахарита, как сказано (там же, 5): “Г-сподь! Поутру услышь мой голос, с утра я приведу в порядок мою молитву <и прочту ее> пред Тобою, и буду ожидать”». Они говорили не о том, как может показаться на первый взгляд, что следует остерегаться и не пропускать молитвы, – все мудрецы согласны, что каждый человек должен очень следить за тем, чтобы не пропустить ни одной из трех молитв. Здесь же они говорят именно о времени молитв – о том, что человек должен следить за тем, чтобы не пропустить время, [и не получилось бы, что он молится не вовремя, и хотя награда есть и за такую молитву, очень важная часть служения утеряна]. Ведь Элияу ответили именно во время Минхи, поэтому следует молиться Минху вовремя, не опаздывая, а рабби Натан говорит, что это относится и к молитве Арвит – не следует откладывать ее позже положенного времени. Рав Нахман говорит, что и Шахарит следует молиться вовремя, и очень за этим следить, как было упомянуто.

Доказательством для каждого из трех мудрецов служат <приведенные стихи Танаха, смысл которых таков, что> во время каждой из молитв человеку отвечают, если это происходит вовремя. Первый из них привел в пример Элияу, как сказано: «И было, когда подошло время Минхи, обратился пророк Элияу к Г-споду…». Видно, что Элияу специально ждал, когда подойдет время Минхи, чтобы ему ответили. И о молитве Арвит написано: «Да будет угодна моя молитва, как воскурение, вознесение рук моих – как приношение на исходе дня» [в оригинале написано минхат эрев מנחת ערב]. И когда Псалмопевец говорит минхат эрев, он намекает на молитву Арвит, время которой вскоре после Минхи. А время Минхи – на исходе дня, когда солнце склоняется. И то же можно сказать и о стихе «…Поутру услышь мой голос, с утра я приведу в порядок мою молитву <и прочту ее> пред Тобою…» – то есть, поскольку начало времени для молитвы Шахарит установлено с самого утра, именно тогда она и будет принята Всевышним, благословенно Имя Его.

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=53252