Верные люди

Дата: | Автор материала: Рав Дорон Голд

687
верные люди

По урокам рава Дорона Голда

После разрушения Храма «закончились верные люди». Так говорят наши мудрецы. Кто такие «верные люди»? Раби Ицхак говорит: «Это те, кто верит в Святого, благословен Он» (т. е. доверяют Ему и полагаются на Него). То есть с разрушением Храма резко ухудшилось все, что связано с верой и, как следствие этого,»«закончились верные люди».

Рав Эльханан Вассерман пишет, что в последних поколениях будет недоставать доверия. И не только между людьми – это явление приобретает поистине исторические масштабы. Народы не доверяют друг другу. Каждый ожидает, что второй нападет на него исподтишка. Скажем, заключили мирное соглашение, отменили санкции, при условии, что противная сторона не развивает ядерное вооружение. Но позже оказывается, что они продолжали свою ядерную программу тайно. Почему? Вы же договорились? Вы же подписались? Не доверяют. «Он меня атакует теперь, когда у меня нет ядерного оружия. Нет уж, я не дам ему такого шанса!»

Это появилось в последних поколениях: один не доверяет другому, человек подозревает своего соседа. Рав Эльханан Вассерман говорит, что так проявляется один из способов правления Всевышнего над миром — «мера за меру». Ты стал меньше «верить в Святого, благословен Он», и Он делает так, что тебе доверяют меньше. Мы свидетели того, что чем меньше «людей верных», тем меньше люди доверяют друг другу.

В трактате Хулин (89а) есть высказывание: «Сказал раби Ицхак: что означает написанное: “Разве [аумнам] истинно говорите вы, сборище (нечестивых), беспристрастно (прямо) ли судите сынов человеческих” (Теилим, 58:2)? Какое искусство [слово умнам трактуется здесь, как уманут — ремесло. искусство] (должно быть) у человека в этом мире? Сделать себя немым. Может, и для слов Торы? Нет, написано “истину – говорите”. Может, должен быть самоуверенным? Нет, написано “Прямыми (путями — беспристрастно) судите людей”». То есть какая должна быть у человека задача всей его жизни? Постараться говорить меньше. Может, это относится и к словам Торы? Но у нас написано «и произноси их»! Поэтому он отвечает, что «истину – говорите», а слова Торы – истина. Более того, большая заповедь произносить их.

То есть изначально раби Ицхак советует человеку не разговаривать? Какие разговоры он имеет в виду? Те, которые запретила сама Тора. Сплетни, ругательства, лесть, ложь. Но для этого нам не нужны слова раби Ицхака – все это уже написано в Торе. Что же он добавляет к этому? Какие же разговоры Тора не запретила, но раби Ицхак советует воздержаться от них? Лишняя болтовня, глупости, бессмысленные речи.

Обратим внимание еще на два слова. Раби Ицхак спрашивает: «Какое искусство (должно быть) у человека в этом мире?» В этом – но не в будущем? То есть в будущем мире можно болтать глупости? Странно. Ведь не это имел в виду раби Ицхак! По-хорошему, он должен был закончить свои слова раньше: «Какое искусство (должно быть) у человека?» – и все. Почему же он продолжил «в этом мире»?

Видимо, раби Ицхак говорит не о пустой болтовне, а о каком-то особом виде разговора, о чем – мы еще не знаем, но именно об этом говорить не следует. Мы постараемся разобраться, что это за особенный вид разговора, и почему раби Ицхак не советует этот вид для нашего мира. Может быть, он дал нам какой-то намек в своих словах?

Возможно, намек содержится уже в начале фразы: «Какое искусство…?» (ма умануто). Умануто – это те же буквы, что и эмунато, «его вера». Может, он намекает на усиление веры?

Одна из причин ослабления веры – это то, что мы видим. По дороге сюда из Бней Брака я получил как бы знак с Небес, что то, о чем я собираюсь говорить, очень важно. Я обещаю, что в конце я расскажу, что это было.

У меня был друг из Кирьят Сефера, рав Яаков, да будет память праведника благословенна. Большой мудрец Торы, выпустивший при жизни 13 книг, но и сейчас продолжают выходить его книги (по черновикам). Посреди выпуска одного из томов, у него вышла заминка, как всегда, финансовая. Он пытался уладить это в типографии, но безуспешно. Вечером в его дверь постучали, и некто передал ему конверт со словами: «Меня попросили передать вам». Что? Почему? Когда он вскрыл конверт, там лежала точно та сумма, которой не хватало, чтобы расплатиться с типографией.

«Я был очень рад», — говорил он мне. — «Но не столько самим деньгам (хотя я очень нуждался в них для окончания печати), сколько тому, что мне был дан знак с Небес, что я делаю нужную работу. Чтобы я продолжал этим заниматься – выпускать книги. Как будто Всевышний Сам дал мне аскаму (положительную рецензию) на книгу».

Одна из причин ослабления веры – это когда мы видим, точнее нам кажется, что мы видим, будто Всевышний поступает с нами несправедливо, не праведно, не честно. Это тот вопрос, на котором многие «оступаются». Это тот вопрос, который многих сбил с пути: «Почему?» «Почему есть праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо?» Вопрос, «подставивший» многих в народе Израиля.

Этот вопрос отвратил многих переживших Катастрофу. Они все время спрашивали: «Где был Он?» «Почему Он сделал это с нами?» Я не буду вникать в дискуссии тех, кто скинул ярмо Небес и восстал против Всевышнего. Мы говорим о том случае, когда с человеком случается что-то, и ему кажется, что Всевышний не обращается с ним справедливо. И тогда его вера ослабевает. Наше искусство (уманут) в этом мире — смолчать, и таких вопросов не задавать. Нужно верить и доверять Всевышнему. Но будущего мира это не касается — там есть ответы на все эти вопросы.

Я хочу объяснить это. Тогда, с Б-жьей помощью, эти слова помогут не «упасть» во время очередного испытания веры.

Святая Тора говорит в главе Ки Тиса так: есть три пожертвования, которые все евреи, весь народ, должны были приносить в Мишкан. Первое – шкалим, для корбанот а-цибур, то есть деньги, которые шли на жертвоприношения от всего народа. Второе – бедек а-баит, то есть пожертвования на строительство Мишкана, починку и текущие расходы в этом роде. Третье – трумат а-аданим, пожертвование для опор, основ, на которых стоял Мишкан.

Интересно, что для опор Мишкана нужно было дать именно полшекеля. Тогда как на нужды бедек а-баит каждый давал столько, сколько позволяет его сердце. Но вот вопрос: ведь аданим – это часть бедек а-баит?! Ведь основы – это часть Мишкана, соответственно расходы на них должны быть включены в остальной список! В чем же их особенность?

Иерусалимский Талмуд (Шкалим гл. 2 закон 3) рассматривает эту тему. Там написано так: «Потому что грешили (грех золотого тельца) полдня, дадут полшекеля». Получается, что полшекеля – это искупление золотого тельца! Минуточку! Мы же знаем, что с золотым тельцом связана красная корова (исполнение заповеди о ней искупает грех золотого тельца). При чем тут полшекеля? Ошибка?

Вовсе нет. Полшекеля искупают час, когда был совершен грех, полуденный час. И в Талмуде написано именно про это: «Потому что грешили полдня». Это удивительно! Получается, что время греха может влиять на его серьезность? Разве грех, который человек совершил днем, хуже, чем грех, совершенный утром? И даже если предположить, что нужно искупать час, когда был совершен грех, то как это делается?

Кроме того, мы же знаем, что Всевышний управляет Своим миром по принципу «мера за меру». А где тут «мера за меру» – как полшекеля искупают полдня греха золотого тельца?

Однажды я увидел чудесное объяснение этого в книге «Бэер Йосеф» иерусалимского магида рава Йосефа Саланта. Он приводит мнение книги «Зоар» о том, что все детали Мишкана и все сосуды в нем соответствуют 613 заповедям. И он объясняет, какой именно заповеди соответствует какая вещь в Мишкане, в частности, аданим (основы). Он говорит: «Основы Мишкана – это основы веры. Так же как аданим – это основа, базис и опора Мишкана, так и вера – это основа, базис и опора всей Торы». Как написано в Талмуде: «Пришел Хавакук и установил их на одной: праведник своей верой живет». Чтобы установить стены Мишкана, нужны основы — аданим. Подобно этому и вера – это основа Торы.

Что нужно для нашей веры? Что нам важно знать?

Что мы всегда останавливаемся в середине пути. У нас нет видения всей картины. Мы не можем увидеть целиком всю линию поведения Всевышнего, ведь мы ограничены человеческой природой: смотрим глазами и понимаем сердцем. Мы видим максимум на несколько десятков лет назад, но не то, что было раньше, и не то, что будет потом. Это куски картины, иногда половина, иногда намного меньше. Из-за этого вполне понятно, что мы все время подозреваем: здесь что-то не в порядке.

Есть книга «Кнаф Ренаним» (по «Перек Шира») рава Зунделя-Лурье Ханоха. В «Песне ветра» приводится такая притча. В большом городе в одной богатой семье жил был мальчик. Мальчик жил в большом доме, можно сказать дворце, с прислугой. Он был избалованным, и понятно, что его не посылали в магазин за покупками и по другим делам. Из-за этого в его «образовании» были дыры. Например, он думал, что хлеб – это такой фрукт, его покупают в магазине в готовом виде – он так растет на дереве, в виде батонов.

Однажды он выехал на прогулку в деревню и зашел в дом одного из крестьян. Что же он видит? Хозяйка бросает зерна в жернова, мелет их – выходит мука. Потом она добавляет воду и еще что-то, ставит все это в печь – получается хлеб! Он так обрадовался, что теперь знает тайну: хлеб не растет на дереве, его делают из зерен!

Но вот другой крестьянин взял плуг, выехал на участок ровной земли и начал взрыхлять ее! Портить! Кошмар! Мальчик подумал, что этот крестьянин сошел с ума: раньше земля была ровная, удобная, по ней можно было спокойно пройти, а теперь там комья земли, грязь! Но это еще ничего. После мальчик увидел, как этот сумасшедший взял мешок с зернами пшеницы и стал разбрасывать их прямо в грязь! Хорошие зерна, из которых можно сделать хлеб – в грязь?! Мальчик был страшно удивлен.

Прошел месяц. Мальчик вновь приехал в деревню и увидел, что там, где крестьянин бросал зерна, выросла зеленая травка. Красота! Но все равно – этот крестьянин сумасшедший, вместо зерен, пригодных в пищу, он получил траву!

Спустя еще несколько месяцев мальчик снова навестил деревню и увидел налитые колосья с зернами. А-а! Теперь понятно, что к чему! Но что это? Крестьянин не успокоился! Он точно не в своем уме! Теперь он решил сжать поле – убрать колосья. Уничтожить зеленые насаждения! Мальчик решил остаться до конца и досмотреть, что крестьянин будет делать дальше. Он видел, что колосья потом обмолачивали, веяли зерно и в конце процесса у «сумасшедшего» крестьянина из одного мешка зерна получалось несколько сотен! Теперь из зерна можно сделать много хлебов!

Мальчик вернулся домой с новым знанием – он увидел всю картину целиком. Пока у него была перед глазами лишь часть процесса, он думал, что что-то неправильно, но когда он увидел все с начала до конца, то понял, что хозяин поля не сошел с ума…

Так и мы: поскольку нам доступна лишь часть картины происходящего, нам кажется, что Хозяин мира поступает странно, что здесь нет логики. Но все эти вопросы и сомнения в вере имеют место только потому, что мы не видим целиком всю картину.

Наш учитель Моше сказал народу, что вернется со скрижалями через определенное время. Он опоздал. И они сделали тельца. Хур пытался остановить их, он сказал: «Вы ошиблись в расчетах, Моше должен прийти завтра!» Они не поверили, не стали ждать, сделали тельца в полдень (половина дня). Половина дня – это не просто время, это понятие, оно означает: они не увидели картину целиком, не дождались конца. Чтобы исправить это, нужно дать пожертвование именно на аданим, потому что они соответствуют вере. Чтобы поддержать веру, нужно дать полшекеля, которые связаны с тем «полднем» и показывают нам, что нашей вере требуется укрепление, ведь мы не видим всей полноты картины – только половину.

Хафец Хаим сказал когда-то фразу: «Благодаря тому что я прожил такую долгую жизнь (по паспорту – 95, но есть свидетели, что в других источниках – 105 лет), я понял (увидел) ответы на многие свои вопросы». Не благодаря праведности, не благодаря мудрости – благодаря долголетию, многие вещи нашли свое объяснение, прежде чем он оставил этот мир.

Есть известная история, произошедшая во времена Хафец Хаима в Радине. Одна бедная вдова с сиротами снимала дом у некоего человека. Через некоторое время ей стало нечем платить, и он выкинул ее из дома с детьми. Ночью! Бедной вдове пришлось очень тяжело, а человек тот остался вроде бы безнаказанным. Прошло 30 лет. Этого человека укусила бешеная собака, и он умер от бешенства. Хафец Хаим тогда сказал: «Это его наказание за поступок с бедной вдовой». Возможно, в остальном этот человек был хорошим, давал цдаку. И можно представить себе, что молодые люди, которым было 25-29 лет не понимали, за что такому хорошему человеку такое жестокое наказание, такая ужасная смерть?! Но то, что для них было вопросом, для Хафец Хаима было ответом на его вопрос: как такой ужасный человек 30 лет ходит безнаказанным за свое злодеяние?! Ответы –это следствие видения полной картины.

Хафец Хаим на эту же тему разбирает стих из книги Йова: «Где был ты, когда Я основал землю? Скажи, если обладаешь разумом». Он приводит притчу о человеке, оказавшемся на Шаббат в другом городе. После Шаббата габай синагоги спросил, как ему понравилось у них. Тот ответил: «Все в порядке, даже очень понравилось. Только одно понять не могу: по какому принципу вы вызываете к Торе? Одного из центра, другого с правого края, третьего сзади! Должен же быть порядок!» На что габай ответил: «Это все потому, что ты не здешний. Я вызываю людей по своему списку, а где они сидят – это не важно. Одного вызывали в прошлый раз, у другого бар-мицва, третий – жених. Поэтому их я и вызываю. Но ты этого знать не мог, ты ведь здесь только один Шаббат».

Даже Моше рабейну не удержался и попросил Всевышнего указать ему Свои пути, то есть показать всю полноту картины. Мы не можем заподозрить Моше в слабости веры… Но голос Свыше останавливает и угрожает: чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуть весь мир в состояние хаоса. Почему? Неужели за вопрос нужно так наказывать?

Рав Шломо Клугер приводит на эту тему притчу. Один царь купил удивительной красоты шелк и захотел сшить себе из него парадную одежду. Он нашел искусного портного и сделал заказ. Портной трудился не покладая рук, и одеяние получилось просто прекрасным! Царю оно очень понравилось, настолько, что он стал каждый день в определенный час выходить в этом платье на балкон, чтобы народ мог видеть его – настолько совершенным получилось одеяние. Оценив работу, царь не отпустил от себя портного и стал время от времени советоваться с ним и по другим вопросам, даже на государственном уровне. Постепенно портной приобрел в глазах царя некоторый вес и как государственный деятель, а это не понравилось министрам. Они оболгали портного в глазах царя – сказали, что он украл часть драгоценного шелка. Измерили платье – действительно, куски ткани пропали. Портного взяли под стражу, судили и приговорили к смертной казни. Перед исполнением приговора палач спросил, нет ли у портного последней просьбы. Тот ответил, что есть. Ему бы хотелось в последний раз прикоснуться к тому самому парадному одеянию. Царь позволил. Портному дали подержать платье – и он в мгновение ока распорол все швы! Ткань упала на пол. Тогда портной обратился к царю и сказал: «Я не виновен! Теперь я могу это доказать! Измерьте все отрезки». Когда измеряли ткань, выяснилось, что ничего не пропало. Просто при шитье ткань ушла в складки, в швы — так казалось, что портной украл ее.

Теперь понятно, почему Всевышний как бы угрожает нам вернуть мир в состояние хаоса, если задавать вопросы о Его путях. Потому что, чтобы объяснить нынешнюю ситуацию, нужно «распороть платье», вернуть все в первоначальный вид. А для этого – ввергнуть в хаос.

Мы принадлежим к последним поколениям перед приходом Машиаха (дай Б-г вскорости, в наши дни), и нам очень трудно верить. Тем важнее вкладывать в это силы. Хотя мы не понимаем пути Всевышнего, но мы верим, что Он истина, и Его суд – истина, и поступки в отношении нас – истина. Поэтому мы должны все время приносить полшекеля – пожертвование на аданим, на основы веры.

Я расскажу вам историю, которая произошла на самом деле в Бней Браке летом 1958 года на центральной улице Раби Акива, напротив большой синагоги. Я получил подтверждение этого рассказа от рава Ханоха Сегаля (Всевышний да отомстит за его кровь, он погиб во взрыве автобуса). Он подошел ко мне после лекции, где я рассказывал эту историю, и спросил: «Откуда ты так хорошо знаешь, что там происходило? Тебя же там не могло быть?!» Я ответил, что прочитал рассказ в книге рава Натана Айнфельда, который в то время учился в ешиве Слободка вместе с равом Сегалем.

Представьте себе: лето 1958 года, примерно 9 утра. Пожилая женщина переходит дорогу. Проезжающая машина сбивает ее – насмерть. Не нужно было парамедиков или врачей, чтобы установить, что женщина мертва. В этот час все учащиеся как раз идут в колели. И вот, аврехи колеля ешивы Слободка проходят мимо такого зрелища. В 1958 году в Израиле тело погибшего в аварии сразу брали на медэкспертизу, то есть на вскрытие. Таковы были государственные законы. Тогда один из министров в правительстве говорил, что оставить тело целым (не вскрытым), в его понимании, – это «преступить заповедь «не портить»» (то есть не воспользоваться, выбросить без использования). В каждой уважающей себя больнице был целый этаж патологической анатомии. Ужас от возможного осквернения тела еврея заставил аврехов занести тело женщины в синагогу (по закону это можно сделать только для великих людей поколения). Аврехим стояли вокруг тела, чтобы защитить его от полиции (которая непременно явится – все-таки произошло ДТП) и читали Теилим над телом. Два авреха нашли в сумке документы женщины, в удостоверении личности было написано, что она жила в Холоне. И они поехали туда за ее родственниками. Они вернулись с вестью, что она совершенно одинока: у нее никого нет. Раз так, то по закону она мет мицва, то есть такой умерший, которого должна хоронить вся община. «Мет мицва тофес мекомо», то есть, по закону Торы, ее нужно похоронить там, где она погибла – в Бней Браке, и нельзя перевозить. Эта женщина должна быть похоронена в Бней Браке по закону Торы!

В это время подъезжает полиция. Вызвали части МаГаВ («пограничная полиция» — в Израиле аналог внутренних войск). «Аврехи не отдают тело!» Полиция угрожает расправой. Аврехи отвечают, что тело не отдадут. Приехали офицеры полиции, депутаты религиозных партий, начались переговоры. Религиозные деятели попытались объяснить полиции, что такое мет мицва, и каков его статус. В городе объявили, что нужно похоронить мет мицва, тысячи людей собрались, чтобы проводить ее в последний путь, в каждой синагоге говорили за нее «Кадиш». Ее похороны были такими масштабными, словно хоронили одного из мудрецов Израиля.

Что же это была за женщина?

Жена Стайплера, сестра Хазон Иша, мама рава Хаима Каневского (и это все одна женщина!) услышала, как объявляют имя этой умершей – и обмерла. «Я знаю ее!» – сказала рабанит. – «Я не могу поверить! Я ее знаю!» Оказалось, что эта женщина была из города Косова, родного города Хазон Иша. Это была совершенно нерелигиозная женщина – настолько противница всего, что она ела в Йом Кипур! И она получает погребение в Бней Браке и такие похороны! Почему?! Как объяснить здесь руку Всевышнего?

В этой картине не хватало маленького кусочка, и когда он появился – вся мозаика сложилась. Произошло это на похоронах. Один пожилой человек, вовсе не житель Бней Брака, услышал по радио обо всем и приехал. Он знал эту женщину еще из Польши. И вот, он идет в похоронной процессии среди других провожающих и вздыхает: «Ой! Я знал эту женщину еще в Польше! Я помню, как во время войны она хоронила умерших евреев с таким самопожертвованием!» Разве это не утерянная часть мозаики?!

Теперь все встало на свои места. Всевышний всегда выплачивает тем, кому полагается награда. Конечно, эта женщина ничего не соблюдала и даже нарушала Йом Кипур. Но она своими руками хоронила евреев во время войны! И вот, все завертелось. Она оказалась в Бней Браке непонятно почему, во время, когда аврехи идут в колели – около 9 утра, чтобы они ей занялись. Все случилось напротив синагоги – чтобы можно было ее занести и спрятать тело от полиции (от вскрытия). Такие похороны, которые под стать великим раввинам – почему все это?! Потому что «Твой Хозяин, верный Своему обещанию, оплатит тебе труды твои» (Авот, 2:16). В будущем мы увидим, как все пути Всевышнего, все, что произошло в мире, было совершенным – и мы будем злиться на себя, как мы могли возмущаться и роптать.

Раби Ицхак, о котором мы говорили в начале, предупреждает нас воздержаться и не говорить – что?

Слова возмущения, слова недовольства волей Всевышнего, Его путями. «Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит молвить слово пред Б-гом, ибо Б-г в небесах, а ты – на земле. Поэтому да будут речи твои кратки» (Коэлет, 5:1). В этом мире говорить меньше – а в будущем мире? В будущем мире – больше: «Пойте Ему, славьте Его, рассказывайте обо всех чудесах Его» (Теилим, 105:2). В трактате Псахим написано, что в этом мире благословляют на хорошие новости «а-Тов ве-Аметив» («Добрый, творящий добро»), а на плохие – «Барух Даян а-эмет» («Благословен справедливый Судья»). Но в будущем мире и на плохие вести мы будем благословлять «а-Тов ве-Аметив». Однако какие плохие новости могут быть в будущем мире? Там нет плохих новостей! Это будут те же самые плохие новости, на которые в этом мире мы благословляли «Барух Даян а-эмет». В будущем мире, когда мы увидим полную картину, сможем благословить «а-Тов ве-Аметив». В этом мире мы не должны спешить, осуждая что-то из происходящего, как несправедливое по отношению к нам, как плохое, но даже если не получилось сдержаться, в будущем мире мы увидим, что на самом деле Всевышний — добр, и делает нам только добро. Так благословим Его за это!

Я обещал рассказать, какой знак с Небес я получил по дороге сюда из Бней Брака. Это был звонок одного человека, тогда мне не знакомого, но я уже выяснил, кто это. Он попросил меня найти для него ответ на один вопрос в наших святых книгах. Но потом мы разговорились, и он спросил меня: «Знаешь, что я тут вычитал в книгах? Какой самый страшный грех в мире? Хафец Хаим пишет, что самый страшный грех – возмущаться поведением Г‑спода благословенного!»

И он говорит мне это именно тогда, когда я еду давать урок на эту тему! Вот поэтому я посчитал, что это самый настоящий знак с Небес, что эта тема чрезвычайно важна для нас.

Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская

 

http://www.beerot.ru/?p=43923

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here