Врата веры — Снижение уровня поколений

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

462
снижение уровня

Лекция шестая «Ибо Б-г живой среди вас»

Основа разницы между нами и великими лидерами поколений заключается в силе простой веры в существование Творца

Снижение уровня поколений — по силе веры

Известно, что в иудаизме есть понятие «Снижение уровня поколений» (йеридат а-дорот). Со дня получения Торы поколения теряют в величии и в духовном уровне. Поколение пустыни, пророки, танаим, амораим, гаоним, ришоним и ахроним — до поколения, в котором живем мы.

Одно из основополагающих правил при изучении Торы заключается в том, что если амора что-то утверждает, и находится тана, который этому противоречит, это называется тиювта (т. е. отвержение слов аморы), так как танаим были больше, чем амораим. В той же степени, когда Рашбо (рав Шломо бен Адерет, великий мудрец эпохи ришоним) делает какое-то заявление, основанное на логике, и находится Гемара, из которой можно сделать противоположный вывод, — это аргумент против Рашбо. А если раби Акива Эйгер (мудрец из эпохи ахроним) утверждает что-то, и находится Рашбо, который этому противоречит, то слова раби Акивы Эйгера не являются законом. А в нашем поколении, если спрашивают раввина и он даёт ответ на вопрос, а потом в книге «Мишна Брура» находят противоположный ответ на этот вопрос, то раввин, конечно же, откажется от своего предыдущего решения. Ведь каждому ясно, что уровень поколений снижается, и не следует оспаривать точку зрения мудрецов предыдущего поколения, а тем более спорить с мудрецами, которые жили много веков назад.

Важно знать, что принцип деградации поколений относится не только к изучению Торы, но также и к сфере веры.

Те же самые огромные различия, которые есть между нашим поколением и предыдущими поколениями в вопросах изучения Торы, есть также в вопросах веры во Всевышнего, — такой, какая есть у каждого еврея.

Всем известно, что невозможно сравнивать наш уровень изучения Торы с уровнем изучения Торы Хафец Хаима; и так же Хафец Хаим видел себя по отношению к мудрецам поколений, которые были до него. И так же относительно амораим, танаим и наших святых праотцов, которые выше нашего понимания в мудрости Торы и в её знании. И то же самое относится к женщинам: невозможно сравнивать праведницу нашего времени с праведницей, которая жила сто лет назад; и также праведницу, которая жила сто лет назад с праведницей, которая жила пятьсот лет назад. И так до наших проматерей, которые выше нашего понимания.

Но, когда речь идёт о мужчинах, всем понятно, каким образом можно измерить соотношение между ранними поколениями и поздними поколениями. Когда говорят, что раби Акива Эйгер больше нас, ясно, что он больше нас в познаниях Торы, как в глубине понимания, так и в обширности знаний. И приводится в словах мудрецов Талмуда высказывание раби Элиэзера Великого (Санедрин 68а): «Много Торы учил я, но не забрал у своих учителей даже как собака, похлебавшая из моря». [Раши объясняет: «Из-за того, что мудрость их была столь велика, вся мои учеба помогли забрать у них и получить от них лишь немного мудрости, как собака, похлебавшая из моря».]

Но нам следует задуматься: какой мерой можно измерить снижение уровня поколений среди женщин?

Если бы мы зашли в дом Виленского Гаона, то увидели бы, как он сидит и непрестанно изучает Тору около двадцати часов в сутки без остановок. [Известно, что солнечный свет мешал ему сосредоточиться на Торе, поэтому он закрывал ставни и даже днём учился при свете свечи.] Посмотрев на Гаона, если бы мы зашли на кухню, чтобы проведать его жену, то что бы увидели? Разве мы бы не увидели, как она готовит кугель накануне субботы? Разве её кугель был намного вкуснее? Может быть, она двадцать четыре часа в сутки думала только о Торе? Нет никаких сомнений, что она производила те же самые действия, которые женщины обычно совершают во всех поколениях: приготовление пищи, уборка, и т. д. Так в чем же выражается её столь огромное величие по сравнению с женщинами нашего поколения?

Осознание истинности существования Творца

А соль тут вот в чем: основа еврея — это вера. И в этом аспекте проявляется разница в уровнях разных людей, а среди женщин это особенно выделяется. И дело здесь не в том, что жена Виленского Гаона была более уверена, чем мы, в существовании Творца, ибо все мы верим в Него полной верой. Вопрос заключается вот в чем: до какой степени Всевышний действителен и жив в наших глазах? В этом разница между поколениями!

Раби Йоханан бен Закай перед кончиной благословил своих учеников: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы ваш страх перед Небесами был как страх перед плотью и кровью» (Брахо,т 28б). Тот факт, что стол — это реальная вещь, я узнал не благодаря изучению философии. Этому не обучают ни в ешиве, ни даже в школе «Бейт Яаков». И тем не менее мне ясно, что это — реальность; я не стану пытаться пройти сквозь стол, я понимаю, что ударюсь об него. Вопрос: насколько иудаизм — это реальность нашей жизни. Насколько нам ясна истина, что когда мы молимся, мы говорим со Всевышним, и насколько она ощутима для нас.

Мы все свидетели интересного феномена: с одной стороны, есть деградация поколений. Но с другой стороны, постоянно происходит прогресс. Сегодня мы во многом гораздо более развиты, чем наши предки. Многие из наших бабушек даже не умели читать. Сегодня девочка четырех с половиной лет уже умеет читать — только благодаря общению со своими братьями.

Разница одна: нам не хватает сердца!

Мы всё делаем по привычке, как роботы, которых запрограммировали делать определенные вещи. Стоять у стены и молиться из глубины души, с чувством, что стоим перед Всевышним — это большое достижение. Но в нашем поколении просто берут машину и программируют её, чтобы каждый день в четыре часа дня она вставала и начинала молитву Минха. Это всё просто и ясно.

Из всех наших удивительных праздников — Песах, Суккот, Ханука, Пурим и т. д., есть один потерянный праздник, которого нам так не хватает: Девятое Ава! Разве много сегодня людей, которые действительно расстраиваются до слёз Девятого Ава? В чём здесь дело?

Ответ простой: можно запрограммировать машину, чтобы он пекла мацу со всеми устрожениями; во время Седера можно стараться проглотить мацу за три минуты. Но невозможно запрограммировать машину, чтобы она рыдала! Девятое Ава — это день чувств. В этот день раскрывается, насколько для нас Всевышний — это действительно личность, с которой можно разговаривать, и насколько мы скучаем по Нему после того, как Он нас покинул. Все приходят в синагогу, все сидят на полу, но слёз почти не видно!

У жены Виленского Гаона была настоящая, ощутимая вера, в самой простой форме.

И в этом состоит дарование Торы. Когда Всевышний сказал Моше: «Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою». Реакция евреев на это была: «Мы хотим увидеть Царя своего» — мы хотим встретить Шехину. Событие у горы Синай было раскрытием Всевышнего народу Израиля. И это основа веры — мы видели Всевышнего, «мы видели своими глазами, и никто другой». [Здесь безусловно подразумевается духовное, пророческое видение.]

Но это истинное осознание мы в определенной степени теряем в каждом поколении. Мы говорим о Всевышнем сотни раз в день: «Слава Б-гу», «С Б-жьей помощью». В утренней молитве, дневной молитве и вечерней молитве. Но когда приходит испытание, когда ради исполнения Его воли приходится поступиться собственным достоинством, тогда…

Стояние у горы Синай призвано обучить нас, что Всевышний — это истина, что Он — «Б-г живой».

http://www.beerot.ru/?p=57040