Врата веры — «У каждого еврея есть удел в грядущем мире»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

987
сущность воображения,устои, вера, устои веры, воображение

Принципы и провозглашения веры

От редакции. Прежде, чем перейти к тексту рава Пинкуса, важно привести текст принципов и провозглашений веры. Текст провозглашений веры напечатан в очень многих традиционных молитвенниках. Его автор неизвестен, но мудрецы Торы относились к этому тексту с величайшей серьёзностью и уважением.

Принцип первый. Существование Творца, благословен Он

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, сотворил и творит все творения и управляет ими. Он самолично делал, делает и будет делать все действия.

Принцип второй. Единство Всевышнего

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословлено Имя Его, един, и нет такого единства никоим образом. И Он — единственный Б-г наш, Который был, есть и будет.

Принцип третий. Отрицание материальности Всевышнего

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословлено Имя Его, не телесен [не материален]. И никакие свойства тела не свойственны ему. И нет у Него никакого облика.

Принцип четвертый. Первичность

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословлено Имя Его, первый и последний.

Принцип пятый. Служение Ему, и никому другому

Провозглашение веры: я верю полной верой, что только Творцу, благословлено Имя Его, следует молиться, и не следует молится никому другому.

Принцип шестой. Пророчество

Провозглашение веры: я верю полной верой, что все слова пророков истинны.

Принцип седьмой. Пророчество нашего учителя Моше

Провозглашение веры: я верю полной верой, что пророчество Моше, мир ему, было истинным, и что он был главой всех пророков, тех, что были до него, и тех, что пришли после него.

Принцип восьмой. Тора с Небес

Провозглашение веры: я верю полной верой, что вся Тора, которая сегодня у нас, — это та самая Тора, которая была дана Моше, мир ему.

Принцип девятый. Тора не будет заменена

Провозглашение веры: я верю полной верой, что эта Тора не будет заменена, и не будет другой торы от Творца, благословенно Имя Его.

Принцип десятый. Провидение

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословлено Имя Его, знает все действия людей, и все их мысли, как сказано (Теилим, 33:15): «Создающий сердца всех их, понимающий все дела их».

Принцип одиннадцатый. Награда и наказание

Провозглашение веры: я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, делает добро тем, кто выполняет Его заповеди, и наказывает тех, кто нарушает его заповеди.

Принцип двенадцатый. Приход Машиаха

Провозглашение веры: я верю полной верой в приход мессии. И хоть он и задерживается, тем не менее, каждый день буду ждать его прихода.

Принцип тринадцатый. Оживление мертвых

Провозглашение веры: я верю полной верой, что будет оживление мертвых в то время, что пожелает воля Творца, благословлено Имя Его, и да увеличится осознание Его всегда и во веки веков.

 «У каждого еврея есть удел в грядущем мире»

Рамбам привел тринадцать принципов веры в комментарии к Мишне, как введение к десятой главе трактата Санедрин. Мишна там начинается следующими словами: «У всех евреев есть удел в грядущем мире… А у этих нет удела в грядущем мире». Прежде чем начнем разбирать сами тринадцать принципов, нам необходимо понять сами слова этой мишны.

На первый взгляд, мишна сама себе противоречит. Начинается она словами «у всех евреев есть удел в грядущем мире», и сразу же после этого продолжает: «а у этих нет удела в грядущем мире».

Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо в первую очередь ответить на вопрос: что такое Грядущий мир.

Некоторые дадут на этот вопрос простой ответ: жизнь после смерти. В этом ответе большая доля правды, но тут требуется кое-что добавить.

Весь вопрос «жизни после смерти» — это не только еврейское понятие. Это общедоступная и очевидная информация. Каждый человек, обладающий хотя бы минимальными познаниями в области естественных наук, понимает, что нет никакой природной причины, по которой, когда у человека останавливается сердце, его личность исчезает. Истина такова, что всё человечество знает, что, когда сердце останавливается, то, что называется «смертью», человек продолжает жить. Единственное изменение заключается в том, что до сих пор человек-личность был соединен с телом. А теперь личность отделилась от тела.

Вопрос только — куда уходит эта личность.

Это раскрывает иудаизм. Иудаизм учит нас, что личность человека, то, что называется «душой», стремится в то место, о котором она мечтала и которого жаждала всё время, пока человек жил в этом мире. Если в течение всей своей жизни человек стремился к близости к Всевышнему, то и в смерти, в час, когда он отделяется от тела, он возвращается к Всевышнему, как к магниту. С другой стороны, если всё свою жизнь человек искал плотские наслаждения, разные повседневные удовольствия, то и после смерти его «личность», то есть, его душа, будет естественным образом стремиться к ним. И это очень неприятно… [Т. к. уже нет никакой возможности удовлетворить эти устремления.]

Это и есть Грядущий мир. То есть, в этом мире мы связаны с «природной» реальностью — небо, солнце, луна, люди вокруг нас, сам человек. Но наступит день, когда мы покинем своё тело и направимся туда, куда наша личность стремится по своей природе.

Автор мишны говорит: «У всех евреев есть удел в Грядущем мире» — каждый еврей естественным образом связан со Всевышним. Новорожденный младенец уже связан со Всевышним. И даже если он, не дай Б-г, умрет через несколько часов после рождения, его душа останется связанной со Всевышним. Мудрецы сказали, что у Самого Всевышнего выделены определённые часы каждый день, в которые Он изучает Тору с теми детьми, у которых при жизни не было возможности её изучать (Авода Зора, 3б).

Однако есть также те, у которых «нет удела в Грядущем мире». Человеку даны выбор и возможность оторваться от грядущего мира. Еврей может прервать естественную связь с духовным, не дай Б-г. Автор мишны перечисляет те грехи, которые разрывают эту связь.

Тринадцать принципов веры — естественная связь со Всевышним

Какие же условия необходимы для того, чтобы у человека была связь со Всевышним, или наоборот, чтобы она прервалась?

И тут мы приходим к Тринадцати принципам веры, которые перечисляет Рамбам. Это самые основополагающие постулаты иудаизма. Когда еврей верит в них, он рассматривается как часть еврейского народа с духовной точки зрения.

Но если человеку не хватает одного из этих принципов, не дай Б-г, то даже если он выполняет все заповеди Торы, он перестаёт быть частью еврейского народа. Рамбам описывает это очень резкими словами: «он перестал быть частью общины, отверг принципы веры, и называется саддукеем, апикоресом и «отрезающим посадки». [«Отрезающий посадки» — это тот, кто отрывает древо от корней. Принципы веры называются עקרים. Слово עיקר буквально обозначает «корень». Корень всего — это Всевышний. Тот, кто отрицает веру в Него, или даже одну из деталей этой веры, отрывает Тору от её Источника.] Заповедь ненавидеть его». Он отрывается от еврейского народа и него не будет доли в Грядущем мире!

С другой стороны, если у человека есть эти принципы веры, даже если будет есть свинину, не дай Б-г, или будет совершать самые страшные грехи — хоть его и постигнет справедливое наказание за его поступки, он всё равно рассматривается как часть еврейского народа!

Еврей, не обладающий знанием тринадцати принципов, отрывается от вечности

Великий учитель рав Хаим из Бриска обсуждает вопрос, что подразумевается под словом «принципы» («Ковец Маамарим», стр. 19). Ведь тот, кто отрицает хотя бы одну заповедь, или даже одно единственное слово из Торы, рассматривается как вероотступник, у которого нет удела в Грядущем мире. Если так, чем же отличаются эти принципы от других частей Торы?

Он объясняет это таким образом. Третий принцип, который перечисляет Рамбам, заключается в том, что у Всевышнего нет никакого материального тела, и вообще никакой формы. Рамбам пишет («Йад а-Хазака», «Законы тшувы», 3:7): «Пятеро зовутся вероотступниками … [один из них — это] тот, кто утверждает, что есть единый Господин, но Он обладает материальным телом и формой».

Рав Авраам бар Давид (Раавад) в комментарии к этому закону полемизирует с Рамбамом: «Почему же он называет такого человека вероотступником? Разве многие более великие и достойные, чем он, люди не думали именно так, следуя тому, что видели в стихах Торы [“под ногами у Него”, “глаза Б-жьи”, “десница Б-жья” и т. д.] и в высказываниях мудрецов, смущающих взгляды?» То есть, сама Тора дает человеку возможность ошибиться в этом. Следовательно, возникает вопрос: как может быть, что тот, кто ошибочно понимает Писание, сразу же переходит в категорию вероотступников? Ведь он хочет верить во всё, что написано в Писаниях, просто у него возникла ошибка в понимании!

В действительности же, отвечает рав Хаим из Бриска, подход Рамбама надо понимать следующим образом. Тот, чьи взгляды противоречат одному из принципов веры, даже если это противоречие возникло просто из-за неправильного понимания слов Писания, и даже если этот человек верит во всё, что написано в Торе, тем не менее, из-за того, что фактически этот человек не верит в один из принципов, он является вероотступником.

Тот, кто не выполняет одну из заповедей Торы, не перестает из-за этого зваться «евреем». Он продолжает быть частью народа Израиля. С другой стороны, тринадцать принципов — это фундамент самого понятия «еврей». Только зная эти принципы можно попасть в грядущий мир. Поэтому, ели у кого-либо отсутствует один из принципов, даже не по его вине, и даже в результате независящих от него обстоятельств, это не меняет тот факт, что его существование как еврей остаётся ущербным. Поэтому он теряет свой удел в грядущем мире, не дай Б-г. Именно об этом говорит знаменитое высказывание рава Хаима: «Невинный вероотступник — это всё равно вероотступник».

Тем не менее, существует мнение, по которому слова гаона рава Хаима не следует воспринимать буквально. Еврей, который по какой-то причине никогда не слышал о каком-либо важном постулате еврейской веры, не рассматривается как вероотступник. Для того, чтобы приобрести статус вероотступника, все же требуется хоть какой-то уровень осознанного отрицания принципов веры, даже если это отрицание не является сознательным нарушением.

Однако, по традиции, которую я получил от школы Бриск, слова рава Хаима следует понимать в самом буквальном смысле. Еврей, у которого на хватает знания одного из принципов веры, даже если он в этом совершенно не виноват, не причастен к вере Израиля. И если ничего не соединяет его с бессмертием души, само его существование отрывается [от Источника Жизни] и у него нет удела в грядущем мире. [Автор данной лекции, рав Шимшон Пинкус, много лет учился в ешиве «Бриск» у внука великого рава Хаима из Бриска.]

Тринадцать принципов зиждутся на двух постулатах

Рамбам был первым, кто перечислил тринадцать принципов. Он сам написал о себе, что не нашел списка принципов, а «собрал эти важные основы, разбросанные по великим книгам». И так он составил перечень принципов. Рамбам подчеркивает: «я не записал это случайным образом; это результат углубленного изучения и многих размышлений».

Возникает вопрос: каким образом Рамбам определил, что является принципом.

Один из вопросов, которые Абарбанель задаёт в своей книге «Рош Амна» (5), заключается в том, что Рамбам не приводит все эти принципы в [своём самом великом произведении, кодексе «Йад а-Хазака»] в законах устоев Торы, а только некоторые из них. В законах царей он приводит ещё несколько принципов. С другой стороны, некоторые важные основы, такие как любовь ко Всевышнему и трепет перед Ним, Рамбам не включает в список принципов. И тем не менее, он приводит их в законах устоев Торы.

Чего же искал Рамбам, когда установил эти «принципы», и вообще, что такое «принципы»?

Объясним это по нашему пониманию.

Рамбам установил, что вера в тринадцать принципов является необходимой по закону. Видимо, его мнение стало общепринятым. Поэтому тринадцать принципов напечатаны во всех молитвенниках. [Кроме того, в молитвенниках обычно приводится гимн «Йигдаль Элоким хай», основанный на 13 принципах, который произносят во многих общинах.] И это то, что объяснил рав Хаим — это основа еврейской души!

Я бы сказал, что тринадцать принципов построены на одном основополагающем постулате, который разделяется на два положения. Первое положение — это то, что Всевышний — это основа всех принципов; и так Рамбам начинает свою книгу словами «основа основ и столп мудрости — это знать, что есть Первопричина». Все тринадцать принципов, которые детально раскрываются в 613 заповедях, построены на одном фундаментальном постулате — есть Всевышний.

Второе положение — это «я». На горе Синай было великое раскрытие, в ходе которого мы, народ Израиля, видели Всевышнего в результате пророческого видения. Тем не менее, в итоге, мы познаем Всевышнего посредством своего собственного разума, своих собственных глаз, своего собственного понимания. Если бы нас не было, то мы не смогли бы узнать Всевышнего. Так как есть Всевышний, и есть «я», мне требуется узнать, каким образом моё «я» относится ко Всевышнему.

На этих двух положениях построены тринадцать принципов веры. Первое — что такое Сам Всевышний: Всевышний был всегда, Он — первопричина, ни от кого не зависящая и ни в ком не нуждающаяся. Это тематика первой части тринадцати принципов.

Второе положение — каждый из народа Израиля должен знать, каковы его взаимоотношения со Всевышним. Это тематика остальных принципов. Когда узнают это, обретают основу для Иудаизма вообще. Но если человек осознает, что существует Всевышний, но не понимает, что это касается его лично, ему недостает принципов.

По моему мнению, все тринадцать принципов, перечисленные Рамбамом, опираются на это.

Насколько важно знать детали принципов, относящихся к величию Творца

Многие ошибаются в этом вопросе и спрашивают: да, мы обязаны выполнять записанные в Торе заповеди [тфилин, мезуза, сукка, и т. д.]. Также необходимо приближать к Торе заблудших. Но зачем нам знать все детали тринадцати принципов? В чем великая необходимость знакомства с ними? Мы знаем, что есть Всевышний, что Тора дана с Небес. Этого достаточно для выполнения заповедей.

С моей точки зрения, это ошибка. Объясню, что я имею в виду.

В гимне «Кетер Малхут» рава Шломо ибн Гвироля говорится: «Все желают трепетать перед Именем Твоим». Следует задуматься, каков смысл слов «все желают». Разве мало людей, которые вовсе не желают трепетать перед Всевышним? Ведь в мире полно идолопоклонников всех пород и сортов!

Один большой человек так ответил на этот вопрос: это можно сравнить с жуликом, который в какое-то захолустное местечко послал телеграмму. В ней сказано, что этот городок скоро посетит царь. После этого он переоделся в царя, купил себе роскошную карету с шестеркой белых скакунов, нанял несколько слуг, и в назначенный день торжественно въехав в городок. Как будто он настоящий царь! Конечно же, ему оказали царские почести и подарили богатые дары. Он, со своей стороны, издал несколько указов для управления городом, и т. д. После этого он уехал в соседний город.

Когда царь услышал об этом, он повелел своим солдатам убить всех жителей городка. Разве может быть более страшный бунт против царской власти?

Жители города срочно отправили к царю посланников, чтобы те передали ему: «Когда мы оказывали почести тому обманщику, мы хотели почтить Ваше Царское Величество! Разве мы почитаем этого жулика? Конечно нет! Мы думали, что он — царь. Все уважение, почет и дары — все было предназначено для тебя, для царя! Он просто обманул нас. Обманщик он, а не мы. Мы лишь хотели оказать почет царю».

Точно также, сказал тот человек, «все желают трепетать перед Именем Твоим». Это относится даже к тем, что поклоняются солнцу и луне, и к тем, что служат идолам — все они, в принципе, подразумевают, что служат Творцу Мира. Но они не знают, кто Он. Поэтому они поклоняются другим вещам.

И таким же образом он объяснил стих «ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов» (Малахи, 1:11).

Но я считаю, что эта притча неверна. Для того, чтобы это наглядно объяснить, приведём её в несколько видоизмененной форме.

Был один жулик, которых хотел получить множество подарков. Он напечатал объявление, что царь собирается посетить определенный городок. В назначенный день он купил роскошную карету, запряг в неё шестерку здоровенных скакунов, и, кроме того, купил длинноухого осла, облачил его в царские одеяния, надел ему на голову золотую корону, посадил в карету, и отправил карету в городок. И вот карета с ослом-«царём» заезжает в город. Все жители города вышли встретить его, начали трубить в трубы в его честь, прославляли и восхваляли его. Они принесли ему множество богатых даров.

Через некоторое время приходит приказ от императора казнить всех жителей города за восстание против Его Величества. Горожане сразу же отправили посланников к царю, чтобы объяснить ему, что они хотели прославить царя, а не осла!

Император ответил им: «Именно за это вам и полагается смертная казнь. Если вы подумали, что осел с длинными ушами — это я, это самый большой бунт, который только может быть!»

Также и в нашем случае. Неужели «все желают трепетать перед Именем Твоим» означает, что идолопоклонники принимают солнце и луну за Всевышнего?! Разве такое возможно? Ведь самые первые шаги в признании Всевышнего — это узнать, что такое Всевышний! Тот, кто не знает, что такое Всевышний; тот, кто обладает неправильными представлениями о Творце, не оказывает почет Творцу и не служит Ему. Он почитает нечто другое, и служит чему-то другому. Он не только поклоняется дереву и камню, а также восстаёт против Царя, также как почитатели осла в нашей аллегории. [Конечно, речь не идёт о познании сущности Всевышнего, которая совершенно непостижима. Необходимо познать лишь то, чего в Нем нет, и как Он раскрывается человеку в этом мире.]

Насколько важно детально изучить взаимоотношения между Всевышним и человеком

Второе положение, на котором зиждутся тринадцать принципов веры, — это наши взаимоотношения со Всевышним.

Если человек не знает, что такое «народ Израиля», в чем заключается система отношений между нами и Творцом, у него появляется ложное представление о том, как Всевышний относится к Своему народу. Даже если он знает, что Тора была дана с Небес, что существует система 613 заповедей, и что мы обязаны следовать ей во всех деталях, если он не знает об отношениях между Всевышним и народом Израиля, ему не хватает принципов веры!

Тот, кто не знает Всевышнего, хоть и понимает, что есть некая всемогущая высшая сила, которая с ним взаимодействует, но не знаком с основными характеристиками Того, Кто даровал нам Тору на горе Синай, — говорит о чём-то другом! То же самое относится и ко второму положению. Необходимо знать, какое отношение я к Нему имею, как Он относится ко мне, какую форму должна носить связь между нами? [Ещё раз повторим, что речь не идёт о познании непостижимой сущности Всевышнего, а о том знании, которое доступно нам.]

Это очень, очень важно. Ведь, в конце концов, мы видим Всевышнего своими глазами, [глядя на Его творение], ощущаем Его своим сердцем, познаём Его величие своей головой. Если не осознаем величие еврея, сущность еврея — не узнаем и Всевышнего!

Если человек незнаком с образом своего собственного «я», то его «я» — это фальшивая фигура. И даже если он выполняет всю Тору — это не то. У него не хватает главного. Он подобен жителям того захолустного города, которые приняли осла за царя. У них нет представления об истинной сущности!

У того, кто знаком с этими двумя положениями, есть всё. Ведь смысл принципа «Тора с Небес» — это связь Всевышнего с нами. Также и принцип «награда и наказание» выражает нашу связь с Властелином мира. Тот, кто не верит в награду и наказание, не верит, что Всевышнему важно каждое движение человека. Это тоже проявление связи.

Эти два положения были критерием, по которому Рамбам определил, что относится к тринадцати принципам. Все принципы веры — это лишь определение определенных деталей этих двух основных положений.

Есть вещи, которые, хоть и неотъемлемы для Торы, всё же не являются «принципами веры», а лишь «основами Торы». «Основы Торы» — это основы заповедей Торы. Но здесь мы не обсуждаем выполнение заповедей. «Принципы» опираются лишь на две точки — Всевышний и я. Нет никаких других принципов веры. «Основы Торы» — это отдельная тема.

Следовательно, все объяснения тринадцати принципов будут следовать одному общему направлению: либо познать, кто такой Всевышний; либо узнать, каким образом Он относится к Своему народу, и каковы взаимоотношения между нами и Всевышним.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=64503