Даат Твунот — Раскрытие единства — Почему зло властвует в мире?

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

996
зло

Однако продиктовано природой высшего единства Творца, благословен Он, как проявление мощи абсолютной власти Его, что все время, пока угодно Ему, позволяет миру бушевать и следовать прихотям времени.

Это период, когда зло властвует в мире, и более того, Всевышний не препятствует злу вершить все, что в его силах, и даже сбрасывать созданных на самую низкую ступень. Но власть зла ничего не значит, и не из-за нее погибнет мир, ведь Ему одному принадлежит истинная власть. Он вершит и Он терпит, и Он стирает, и Он излечит, и нет никого, кроме Него[1]. И это прочнейший стержень веры Израиля, сердце которого не ослабили ни продолжительность изгнания, ни тяжкая его горечь. Наоборот! Позволил святой, благословен Он, злу вершить все, что в силах его. Однако чем тяжелее было ярмо зла, тем полнее откроется в конце сила единства Его и мощная власть Всемогущего. ***** Из глубины притеснений и зла прорастет избавление Его великой силой[2]!

И правда, что могли бы люди удостоиться награды делами своими, и познать истину, и оставить ложные пути мира этого одним только желанием приблизиться к создавшему их! Это могло бы быть так, если бы уже сейчас узнали и поняли, что всякий путь, противоположный заповеданному, есть не что иное как разновидность зла, на которое была воля Всевышнего и которое Он создал, скрыв Свое лицо. И тогда презрели бы они лживый мираж и избрали свет скрытый – свет лица Царя всего живого. И если бы сделали так, то сами послужили бы причиной раскрытия единства Всевышнего и приблизили бы избавление. И тогда не было бы у Творца никакой необходимости открывать (свой свет) с помощью тяжкого и продолжительного изгнания; ведь если прояснилась истина в их разуме – достаточно этого! И раз прояснилось – прояснилось. Поскольку если уже видели зло, и узнали его, и оставили его, держась за истинность единства Его – значит, сделали все, что было необходимо. Ведь вся цель в том, чтобы это стало для них истиной, и чтобы наслаждались этой истиной, когда она им откроется. Поэтому когда откроется – тогда и откроется[3].

Посмотри, ведь это именно то, что произошло с первым человеком, и постарайся хорошо понять это. Если бы Святой, благословен Он, создал мир, состоящий из одного добра, ***** без всякого зла вообще, то ничья мысль не могла бы представить себе зло и не постигла бы единство в полной мере.

Когда же зло создано, его можно представить себе и через это узнать истинную силу единства Его. Адам уже видел, что такое зло: это было дерево познания добра и зла, которое запретил ему Всевышний. И несмотря на это, глаза ввели его в заблуждение, ему казалось, что плод дерева притягателен для глаз, и хорош для еды, и желанен для познания, как сказано в Торе (Берейшит 3:6): «И увидела женщина…». Выходит, что Адам сразу предвидел возможность ошибиться и подумать, будто в мире есть две правящих силы[4], или принять какую-либо другую дурную мысль, предложенную ему змеем[5][9].

При этом Адам был великим мудрецом, и обладая такой мудростью, мог бы разобраться во всем как следует. Ведь разумом он понимал истинное положение вещей, знал, что все, противоречащее истинному исправлению, о котором поведал ему Всевышний, все, что видят глаза его – все это только ложь и фантазия, относящиеся к злу, которое создал Всевышний для раскрытия своего единства и для того, чтобы испытать человека и дать ему возможность получить награду. И если бы Адам был тверд в вере своей, и не поддался соблазну дурного начала, а наоборот, укрепился в вере, то постиг бы единство Всевышнего, поскольку уже видел и представлял себе зло, и понял в мудрости своей, что всякое зло было создано Всевышним ради Его же славы[6].

И достаточно ему было укрепиться в вере, не нарушив слова Всевышнего до наступления Шабата, – и тогда, как открыли нам мудрецы, Всевышний свершил бы за один день то, что теперь вершит в течение 6 тысяч лет. Тогда Творец показал бы человеку на деле, ***** что его вера в единство – истина, уничтожив в одно мгновение все зло мира[7]

Однако первый человек сначала соблазнился вожделением своим, а потом измыслил ложь в свое оправдание, подобно тому, как сказали мудрецы (Сангедрин 63б): «Только для того, чтобы разрешить себе массовый разврат, служил Израиль идолам», и еще сказали мудрецы (Сангедрин 38б): «Первый человек был вероотступником»[8] (т.е. не просто поддался вожделению, осознавая, что это зло, а поверил в ложь, оправдывающую его поступок!). И тогда пришлось Творцу показать ему в действии то, что он не хотел постичь разумом, а именно что такое зло на самом деле. И как это происходит? Хотя зло и получило огромный простор, в конце концов единоличная власть должна принадлежать добру. И это путь страданий в этом мире, на который был осужден человек,[9][10] с тем чтобы в конце пришел к вере, с которой не хотел остаться в начале. Только теперь опытным путем человек будет шаг за шагом[10] постигать то, что мог постичь в начале, сам и все сразу. *****

И это же относится к поколениям, последовавшим за Адамом.

Если бы они хотели постичь и утвердить это знание в своих душах (утвердить значит не просто знать – ведь Адам изначально знал! – а поступать согласно знаниям, т.е. признать это не только умом, но и сердцем, источником вожделений, и это превращает знание в постижение), с помощью мудрости, этого было бы достаточно; ведь не нужно ничего, кроме знания, а они знали это! И то, что прояснено – прояснено. Но поскольку сыны человеческие не заслужили того делами своими, а наоборот, следовали миражам, объясняя это ложными идеями, о которых мы говорили раньше[11], то Святой, благословен Он, был вынужден показать им то, что они не сумели постичь самостоятельно. И единственный путь для этого – тот, по которому идет наше изгнание: Творец скрывает лицо Свое все больше и больше, до тех пор, пока не достигнет зло в мире вершины могущества, как сказали мудрецы (Сота 49б): «Нет тебе дня, проклятие которого не оказалось бы хуже предыдущего». А в конце всего, внезапно, единственный и всемогущий Господь вернется в Свое святилище, и откроется слава Всевышнего, и увидит ее всякая плоть.

И то, что сегодня вследствие глубокого сокрытия утеряны знания и осквернены поступки, приводит к порче всего творения. Подобно тому, как сказали мудрецы наши (Сота 49б): «Плоды потеряли вкус», и другим бедствиям, о которых рассказали мудрецы и которые мы видим собственными глазами. Хаос поглощает землю, как сказано (Сота 49б): «Наглость вознесется, а ценности вздорожают (т. е. станут труднодоступны)». Все это – аспекты великого усиления зла. Но когда откроется слава Всевышнего – исправится мировоззрение людей, и все поступки будут исправлены как следует, и станут люди близки к Создавшему их, как сказали пророки: «Изолью дух мой на всякую плоть» (Йоэль 3:1), и также Йермиягу (31:33): «И не будет учить один человек другого, … говоря «знай Всевышнего», потому что все узнают Меня, от малого до великого». И будет общим стремлением в мире освятиться святостью Всевышнего, как сказал Йешаягу (2:3): «И пойдут многие народы, и скажут: «Пойдем, поднимемся на гору Всевышнего … и научит Он нам своим путям, и пойдем Его дорогами»», и на этой почве придет успех ко всем созданиям, как сказано (Псалмы 72:16) «И будет обильный урожай на земле (и даже) на вершинах гор», и у Йешаягу (11:6): «И будет жить волк с ягненком»[12]. *****

Подведем итог. Как ты видишь, когда Всевышний своей волей избрал такой путь,[13] Он дал место тому, чему дал, – тому, что необходимо живущим внизу для достижения совершенства. Скрыв Свое лицо, Он дал место несовершенству, а также тому труду, который необходим для устранения этого несовершенства.

И поскольку Всевышний скрыл лицо Свое только для того, чтобы открыть его впоследствии, дал возможность исправить несовершенство посредством открытия совершенства. А так как период сокрытия закончится в любом случае, даже сам по себе,[14] – значит, предопределен конец времени выбора, и в конце концов мир будет исправлен абсолютно, и тогда наступит время получения награды за совершенную ранее работу. Как говорили мудрецы (Эрувин 22:2): «Сегодня работать, завтра – получить награду».

41. Сказала душа: Подытожим вкратце все, что было сказано по этому поводу.

42. Сказал разум: Общий принцип краток и прост для восприятия. Пожелал Всевышний открыть и прояснить истинность своего единства – что нет абсолютно никакой соотносимой с Ним силы. И на этом фундаменте построил мир со всеми его законами, а главный закон заключается в том, что, скрывая лицо Свое, Он дает возможность появлению зла, однако только до тех пор, пока не вернется, осветив лицо Свое. И тогда всякое зло прекратит существование, и откроется единство власти Его. Однако вместе с тем, пока несовершенство существует, есть место для служения человека, а когда откроется единство Его, наступит время получения награды.

43. Сказала душа: Я все еще не получила полный ответ на один из вопросов. Зачем нам утверждать, что все основано на единстве? ***** Ведь хорошо было и первое объяснение, которое я слышала из уст твоих в начале: что Святой, благословен Он, хотел принести добро созданным и счел необходимым, чтобы получили они это добро как вознаграждение, а не как подарок. Поэтому создал награду и наказание, чтобы получили добро как плату, а для этого создал выбор, чтобы было место для награды и наказания.

44. Сказал разум:

Однако реальность свидетельствует, что в основе всего должно лежать раскрытие единства.

Обрати внимание на пророчества, приведенные выше. Обещано нам, что Всевышний освободит Израиль в любом случае, даже если не будет у него заслуг, и устранит злое начало в человеке, и сделает его служение неизбежным, а это – отрицание самой идеи награды, наказания и свободы выбора. Если бы Его воля заключалась в том, чтобы основать все на выборе, награде и наказании, т.е. чтобы мир всегда был построен на личности, обладающей свободой выбора – по своей воле быть праведным или злодеем; и всегда было бы хорошо праведным и плохо злодеям, – так вот, тогда сокрытие должно было бы продолжаться вечно, и не было бы ему конца[15]. И это означало бы, что воля Всевышнего – утвердить качество правосудия, и оценивать все созданное на основе этого качества, вечно. Однако известно нам, что это не так. Как мы доказали из писания, и объяснили нам мудрецы, в конце концов человек лишится свободы выбора, и не будет более зла в мире. И уже сказано (Брахот 10а): «Написано: исчезнут грехи с земли». А если так, то основа замысла – не награда и наказание, а полное исправление[16]. Просто Святой, благословен Он, соединил две цели в одной, в глубине своего замысла – привести все созданное к полному совершенству. И мы еще будем говорить об этом в дальнейшем[17], когда дойдем до рассмотрения тонкостей Б-жественного провидения в мире, поскольку тема эта глубокая и очень важная. *****

До сих пор мы говорили обо всем в общем, теперь же пришло время перейти к частностям. Уже сказано, что природа творения и его законы связаны с раскрытием единства Творца, благословен Он. И в соответствии с этим существуют два периода, как мы установили: один – когда единство скрыто, но должно открыться, второй – после этого раскрытия. Эти два периода определяют служение человека и получение им награды. Теперь необходимо определить особенности обоих периодов, насколько это нам доступно, и, кроме того, понять связь между ними. Ведь поскольку существует переход от одного периода к другому, должна быть точка их соединения, которая и будет связующим звеном между двумя крайностями[18].

Начнем по порядку – попытаемся понять особенности периода сокрытия единства, (т.к. этот период первый по порядку) и законы, через которые Создатель проявляется в этот период. И здесь нам предстоит разъяснить смысл служения и всего, что из него следует, и тех приготовлений, которые должен сделать человек, и многое другое.

Однако нам понадобится сделать важнейшее предисловие, прежде чем говорить о путях Всевышнего и Его правосудии.

45. Сказала душа: И что же это за предисловие?

46. Сказал разум: Мы видим законы и пути правосудия, посредством которых Он, благословенно имя Его, властвует над нами, своим созданиями, качества и справедливые пути, ***** установленные Его глубокой мудростью. Поэтому относим к Нему множество нарицательных имен, встречаемых нами у пророков: Милосердный, Всепрощающий, Могучий и др. Однако необходимо понимать и верить абсолютной верой, что к самой сущности Всевышнего эти имена не имеют никакого отношения. Ведь Всевышний не вершит все вышеуказанные действия как человек, действующий согласно своей природе и своими силами. Все проявления Всевышнего, которые мы описываем, существуют в силу Его желания действовать соразмерно с природой тех созданий, которые Он пожелал создать, и с их силами[19]. И это подробно объяснили мудрецы во многих местах. Главное, во что в связи с этим мы обязаны верить, – это то, что существование Всевышнего нам известно, оно абсолютно необходимо[20] и независимо, однако сущность Его непостижима для нас совершенно. Более того, наложен вечный запрет на любую попытку понять Его сущность. Так сказали мудрецы (Хагига 11б): «Есть четыре таких вещи, что тому, кто взглянет на них, лучше бы не родиться», и еще (Хагига 13б): «В непостижимом для тебя не ищи (новых знаний) и т.д. ***** – нет тебе дела до скрытого». Все, что может воспринять и представить мысль человека, не может быть сущностью Всевышнего, потому что Он – выше любой нашей мысли, и не относится к Нему ничто из того, что есть у созданных, больших или малых. Поскольку то, что для созданных является величайшим совершенством, для Него недостаток и даже не напоминает сущность Его.

Все, что есть в созданном – добро и зло, недостаток и совершенство – все это вещи новые[21], сотворенные по воле Его, в соответствии с нашей, а не Его природой, и об этом сказал Йешаягу (40:25): «Кому уподобите вы Меня, чтобы Я был сравним с ним? — скажет Святой».

Подведем итог. Все, что мы можем найти в созданном, не имеет никакого отношения к Создателю – ни недостатки, ни совершенство, и только Он один обладает истинным совершенством, в котором невозможен никакой недостаток. Он непостижим для нас, и ничто в нашей природе не имеет отношения к сущности Его. Однако, желая создать создания, управлять ими, дать им от добра своего и послать благословение, открыть им нечто из славы своей, вознесенной над любым восхвалением, дабы они насладились светом Его, Он как будто избрал себе путь и порядок справедливого управления. Это та система управления, проявления которой мы видим и слышим. Всевышний как будто создал способы воздействия и качества управления, чтобы следовать им и вести посредством их все созданное к избранной Им благой цели. И с тех пор эти качества стали Его качествами, а нарицательные имена – относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет все, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями. Их существование зависит только от воли Его, и без них Он мог бы править любым другим способом, и в любой момент может изменить все по своей воле[22]73*. *****

В конечном счете, власть Его воли – власть абсолютная, и нет для нее никаких препятствий[23] во все времена, и я уже достаточно подробно объяснил это. И так же, как скрыта, непостижима и неизвестна созданным Его сущность[24][12], – так же открыта и доступна слава Его, и Он немного приоткрывается нам через свои деяния. И все, что постигнут в Нем создания, будет иметь отношение только к свершениям Его и ни к чему другому.

И еще знай, что даже дела Его, постижимые для нас, постижимы только в их проявлениях, т.е. мы можем понять результат, а не способ действия, не то, как Он, благословенный, вершит их. Ведь все, что в Нем, – непостижимо, и только то, что в нас, созданных, возможно постичь[25]. И поэтому, хоть мы и относим к Нему какие-то свойства, например, знание, память, мысль, жалость, гнев, желание, – не имеется в виду, что знание Его подобно нашему, а память – нашей памяти и т.д. Напротив, качества эти действуют непостижимым для нас образом, хотя и доходят до нас в том виде, в котором Он хочет. И даже действия, имеющие отношение к несовершенству мира, не производятся таким путем, каким делал бы это человек. ***** Он просто скажет – и будет так, способом скрытым и недоступным, а нас достигнет действие в том виде, в котором достигнет. Выучим мы это из голоса Всевышнего, звучавшего в шатре завета, как сказали мудрецы (Торат Коаним, Ваикра, Дибура де-нидова, 2:10): ««Голос Всевышнего сильный» — и несмотря на это, Моше слышит, а весь Израиль не слышит». И это потому, что Благословенный всесилен, и может сделать все, что хочет, и никакой закон не ограничит Его, и никакая граница не помешает Ему. Следовательно, невозможно приравнять деяния Его к действиям созданных, так как они ограничены, а Он, благословенно имя Его, всемогущ абсолютно.

До сих пор шло предисловие, необходимое для продолжения нашего диалога[26], теперь же перейдем к нашей теме.

47. Сказала душа: Поняла я, и согласна со сказанным. Ведь невозможно объяснить все творение и происходящее с ним, если не исходить из того, что есть Создатель и Правитель, простой и недоступный, Всесильный и независимый, и не подверженный никакому принуждению. И без этого нет никакого объяснения всему непонятному и удивительному, что есть в творении.


 

  1. Уничтожение зла в будущем произойдет ради раскрытия единства, поскольку это показывает силу Его неограниченной власти – власти, которая не ограничена при реализации своих планов тем, что выбор передан в руки человека. Поэтому выбор зла злодеями не мешает достижению благой цели: Святой, благословен Он, уничтожит зло и освободит нас ради раскрытия Своего единства, даже если все поколение будет виновно. ***** Более того, с усилением зла увеличится и будущее раскрытие Его единства, как объяснит здесь Рабейну, и см. следующее примечание.

  2. Усиление зла помогает увеличить раскрытие единства, поскольку чем большей кажется власть зла и чем сильнее впечатление, что зло отрицает власть единства Всевышнего – тем больше раскроется сила власти Его единства в будущем. Смотри об этом также в прим. 65.

  3. Здесь Рабейну объясняет: из сказанного ранее на первый взгляд следует, что усиление зла необходимо для усиления раскрытия единства. Однако это не следует из Торы и высказываний мудрецов (как будет доказано на примере Адама). Ведь если бы первые люди не согрешили, то пришли бы к совершенству, минуя этапы усиления зла. Итак, вот объяснение противоречия: если бы мы были достойны, то единство прояснилось бы и в этом состоянии зла (без его усиления). (Например: ученик, схватывающий на лету, понимает краткие объяснения и намеки, а ученик, понимающий материал с трудом, нуждается в длинных и подробных объяснениях, и для него необходимо «конкретизировать» объяснения с помощью многочисленных аналогий и примеров).*****

  4. Казалось ему, что можно достичь некой цели, выбрав зло («хорош для еды и желанен для познания») против желания Всевышнего. Но если так, значит, есть и другие ценности (существующие сами по себе), кроме желания Всевышнего, а это противоречит признанию единства.

  5. [9] Согласно словам змея (комментарий Раши, Берейшит 3:5): «Всякий мастер ненавидит других в своей области…от дерева ел (Всевышний.) и создал мир; будете как боги — создатели миров!» Это значит, что, поев плод древа познания, получите свободу выбора и сможете действовать в соответствии с вашими желаниями, против желания Всевышнего, и как бы состязаться с ним. Целью этих соблазняющих слов змея было исказить знание о единстве Всевышнего. *****

  6. Чтобы открыть нам милость Всевышнего, который дал нам возможность выбора. И понимал, что зло также создано во славу Всевышнего, как средство для раскрытия Его единства. *****

  7. Если бы он устоял перед соблазном змея в течение шестого дня, не было бы необходимости в шести тысячах лет войны всех поколений с дурным началом; ведь тогда Святой, благословен Он, на деле уничтожил бы зло в конце шестого дня, и с наступлением Шабата Творение достигло бы совершенства. И с тех пор и далее человек вечно поднимался бы, ступень за ступенью, в мире награды.

  8. После того, как Адам поддался соблазну согрешить, он хотел оправдать свою ошибку посредством разных идей, которые мудрецы назвали вариантами ереси, подобно тому, как сыновья Израиля хотели оправдать служение тельцу тем, что желали предаваться разврату, запрещенному Торой, который был им разрешен до дарования Торы.

  9. [10] Как написано (Берейшит 3:17-19): «Проклята земля из-за тебя…колючки и сорняки взрастит тебе… в поте лица своего будешь есть хлеб…» и т.д. – посредством этих разрушений выросла власть зла, и это же дает возможность усилить прояснение единства. И необходимо добавить: трудности, существующие в нашем мире, создают сокрытие единства Всевышнего. Из-за того, что человек вынужден прикладывать усилия для добычи пропитания, ему кажется, что его сила и крепость рук помогают ему. И здесь открываются широкие возможности для работы по познанию единства – увидеть в каждой составляющей этих усилий (прикладываемых человеком для добычи пропитания), что прикладываются они только для того, чтобы выполнить постановление Всевышнего «в поте лица своего будешь есть хлеб» — понять и уяснить для себя, что на самом деле только Всевышний – «Тот, кто дает тебе силу достичь богатства». *****

  10. Видя множество конкретных доказательств. *****

  11. В п.36.

  12. Испорченность созданий и природы в период усиления зла, с одной стороны, и возвышение созданий и природы в период ослабевания и уничтожения зла, с другой стороны, свидетельствуют о единстве Всевышнего: зло приводит к сокрытию Его лица и посредством этого несет разрушение и смерть, а уничтожение зла приводит к освещению лица Всевышнего и приносит успех и благословение. *****
  13. Путь прояснения единства.

  14. В будущем откроется, каким образом с усилением зла человек приходит к совершенно нестерпимому состоянию, и понимает «яд» зла, и так до тех пор, пока зло не лопнет, как мыльный пузырь, само по себе – ведь «период сокрытия должен закончиться в любом случае, даже сам по себе». Посредством этого человек узнает «чудеса создателя» – то, что зло уничтожает само себя, и из самого усиления зла вырастает спасение – уничтожение зла. Этим раскрывается единство Всевышнего, — и нет ничего противостоящего Ему, все делается во славу Его и по Его желанию. *****

  15. Было бы вечно два параллельных мира – этот мир как мир свободы выбора и будущий мир как мир воздаяния. Смотри далее, в п.166, как сказано там: «Если так, почему оно (зло) должно исчезнуть? И без того зло приходит только к злодеям, оно ограничено и действует не согласно своей природе, а только исполняет справедливый закон».

  16. Полное (всеобщее) исправление подробно объяснено далее, в конце пункта 170, см. там.

  17. П.48 и п.54. *****

  18. Звено, которое соединяет время служения, когда единство скрыто и зло властвует, с временем раскрытого единства, когда происходит получение награды, – это правление, приводящее к раскрытию единства через само правление добра и зла, как объяснено в п.48: «Ведь, несомненно, не хочет Святой, благословен Он, долго идти по пути добра и зла, а потом оставить его в одно мгновение с тем, чтобы вернуться на путь абсолютной власти и единства, как будто человек, который раскаялся и передумал. Напротив, из глубины замысла…, что идя по пути добра и зла, достигнет, в конце концов, того, что все будет восполнено». *****

  19. Действия человека проистекают из его природы и качеств и инициируются ими. А Всевышний действует по своему желанию, которое совершенно не ограничено и необязательно. Так же и возможности Его неограниченны, и Он может действовать многими путями и бесконечным количеством способов (смотри прим.[18]). И он избрал по желанию своему эти пути, таким образом и в таком масштабе, который установил и открыл нам: «…Все это явления, вызванные к жизни Его желанием творить сообразно созданным. Поэтому в сфирот нам открывается это желание и то, что избрал эти способы правления. Это и есть сфирот и качества Его, поскольку Он избрал их и действует сообразно им, и этими путями хочет открыться нам, в соответствии с нашей способностью постигать. И обрати внимание на следующий абзац, в конце которого сказано: «качества стали Его качествами, а нарицательные имена – относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет все, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями». И смотри далее, в п.80: «И когда назовут Его Милосердным – значит, воля Его проявляется в рамках одного качества, имя которому милосердие, и качество это не отражает сущность Его, а существует по отношению к созданным и соразмерно им. Однако поскольку Он пожелал проявить это качество и придерживается этого пути, называем мы Его этим именем – милосердный». Смотри там объяснение этой глубокой идеи.

  20. Смотри п.36, прим. 18. *****

  21. Добро и совершенство, излитые на Творение, находятся в размерах и границах, которые созданы Всевышним в соответствии с уровнем и потребностью творений, которые Он пожелал создать. Поэтому все, что мы можем сказать о совершенстве и добре, – все это является недостатком по отношению к совершенству Всевышнего, который совершенен абсолютным совершенством, без размера и границ, и поэтому непостижим для нас совершенно.

  22. 73* Смотри далее, п.80. *****

  23. Поскольку все формы правления и качества Его зависят от Его желания, власть Его над ними абсолютна, и Он не связан ими, как объяснено ранее, в предыдущем абзаце.
  24. [12] Согласно писанию (Йешаягу 45:16): «Хотя Ты скрываешься, Всесильный, Б-г Израиля, спасаешь (Ты)…», и сравни это с объяснением учеников рабейну Йоны (Брахот, конец п.4): «Несмотря на то, что Ты скрываешься, Ты – Всесильный, Б-г Израиля, который совершил для них множество чудес. И в избавлении (посланном Тобой Израилю) видят Тебя сыны человеческие, Ты открываешься им, и они узнают Тебя» — только со стороны дел мы знаем Всевышнего. *****

  25. Мы не можем постичь, каким образом Он совершает свои действия, мы постигаем только то, как эти действия воспринимаются нами. *****

  26. Поскольку далее объясняются пути правления Всевышнего, необходимо сделать это введение.


http://www.beerot.ru/?p=39922