Даат Твунот — 21 — Пять состояний мира

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1890

Вернёмся к нашей теме. Первое из состояний этого мира – это когда правосудие скрыто и не проявляется для того, чтобы очистить землю от зла, и в это время Создатель неизвестен миру. И мы уже сказали, когда это было – во время египетского изгнания[1].*****

 Состояние второе – время, подобное нашему, когда нет пророчества и нет знамений и чудес, которые заставили бы человека узнать величие Всевышнего. Однако некое раскрытие и некое знание о величии Всевышнего есть. Заметь, что изгнания, подобного египетскому, не было ни до, ни после, тогда Израиль был погружен в рабский труд, не было Торы, и Израиль не был отдельным народом со своими законами и заповедями, а люди не знали имени Всевышнего вообще. Сейчас у нас всё-таки есть Тора, и поэтому, несмотря на то, что мы в изгнании, это время нельзя назвать временем хаоса, как мы назвали первые две тысячи лет (см. Сангедрин 97:1). Ведь у нас есть Тора, она уже дана нам с небес и теперь в наших руках навечно, хвала за это Милосердному, и имя Всевышнего известно среди народов[2].

 Состояние третье – время, когда Святой, благословен Он, властвует над миром знамениями и чудесами, открыто перед всеми народами, дабы показать, что Господь Всесильный пребывает в среде Израиля. Это всё время первого и второго Храмов[3]. Однако пойми, что это раскрытие поверхностное, т.е. реализуемое посредством дел, видимых чудес. Если бы этих чудес не было, то вера бы не прояснилась. Но это ещё не то абсолютное раскрытие, при котором Всевышний хочет открыть свою славу в мире[4].

Четвёртое состояние – когда Святой, благословен Он, откроется всем созданиям путём знания и постижения. Не с помощью чудес, а тем, что увидят славу Всевышнего и постигнут её своей мудростью и знанием. Об этом сказано (Йешаягу 11:9): ***** «Потому что полна будет земля знанием Б-га, как море водой». И у него же: «Своими глазами увидят Всевышнего, когда Он вернётся в Цион» (52:8), «И откроется слава Всевышнего, и увидит Его всякая плоть, все вместе» (40:5). Тогда не потребуется чудеса и знамения для подтверждения веры. Достаточно будет знания и постижения, так, как это происходит у пророков и ангелов, которые знают Всевышнего. Знание это ясное и истинное, без тени сомнения. Так постиг Всевышнего весь Израиль на горе Синай, как сказано: «Лицом к лицу говорил Всевышний с вами на горе, из огня» (Дварим 5:4), и также сказано: «С небес говорил Я с вами» (Шмот 20:19), «Ради того, что бы услышал народ Мой разговор с тобой, и в тебя поверил навечно» (там же, 19:9). Вера не будет связана с чудесами, ведь в этом случае, если возникает сомнение в чуде, то и вера исчезает[5]. Но будет ясное знание, порождённое видением и постижением, без всякого сомнения[6].

 Вместе с тем, в природе человека заложена возможность возвышения. В соответствии с возвышением его сущности и очищением возвышаются также его способность постигать и знания. Это очевидно.

И это основа пятого состояния – времени возвышений, возвышений сущности человека и его способности постигать[7]. До тех пор, пока правление и власть Всевышнего не раскрылись со всей ясностью знания, хотя бы один раз, на самой первой ступени, – закон этот нельзя считать открытым и власть Создателя не вступила в свою силу. Но если это раскрытие произойдёт однажды – ***** закон откроется. С этого момента и далее будут только дополнение и возвышение[8]. Возвышения эти станут возможны после того, как произойдёт первое раскрытие, и тогда Всевышний очистит сущность человека, а затем, в соответствии с очищением, ещё больше откроет человеку свою славу и величие[9].

 Вот разделение на уровни, которое установил Всевышний для качества своей справедливости, от начала и до его совершенного восполнения. Сначала она существует в потенциальном состоянии и не реализуется в действии. Затем раскрывается немного, но недостаточно, чтобы называться раскрытой, поскольку все ещё требуется добавить нечто, свидетельствующее о справедливости, а именно чудеса и знамения. Когда справедливость раскрывается через чудеса, она уже открыта, но только с внешней стороны. Есть ещё более полное раскрытие справедливости как таковой, через знание и постижение, когда постижение будет касаться самого Всевышнего. И есть также усиление её раскрытия, добавление в соответствии с возвышением сущности тех, кто должен постигать Его.

 А теперь я покажу тебе удивительную вещь: где в мире можно увидеть примеры для каждой из этих ступеней.

  1. Сказала душа: Я буду рада услышать это.
  2. Сказал разум: Посмотри на различные этапы формирования человека. Несомненно, ***** Святой, благословен Он, мог создать человека, совершенного с момента рождения, если бы только захотел – ведь нет Ему препятствий. Но Он не сделал этого. Насколько ущербен человек, когда он рождается! И он развивается понемногу, шаг за шагом. Смотри же – это точная аналогия славы Всевышнего и образа Его действий при раскрытии Его власти, того, как Он, благословенный, вращает мир и управляет им в пяти названных состояниях, которые по сути своей есть этапы взросления мира! Мир движется и взрослеет так, как это делает человек, и слава Всевышнего движется к раскрытию ступень за ступенью.

 Начало бытия человека происходит посредством соединения двоих, которые участвуют в его появлении – отца и матери. Именно они выполняют в данном случае роль прародителей, которые есть у всякого рождённого[10]. Однако ребёнок скрыт в чреве матери всё время беременности[11]. Потом он рождается, выходит в мир и затем растёт понемногу[12]. Он далёк от завершённости, как от физической, так и от интеллектуальной, пока не завершатся процессы роста. Сначала восполняется его разум, и в 13 лет на него распространяется обязанность выполнять заповеди[13], но вместе с тем это ещё не совершенство, он всё ещё юноша. Процесс развития продолжается, пока человек не созреет полностью[14]. С этого момента и дальше человек будет раз за разом возвышаться, становясь старше, пока не достигнет дней, когда он будет украшен мудростью, увенчан сединой и пониманием мудрецов, когд долгие годы приобщат его к мудрости[15]. Это пример упомянутого нами выше поэтапного порядка действий. Выходит, что человек, ведомый Всевышним, сам по себе отражает тот способ, которым Всевышний ведёт его, и мы уже говорили об этом.

  1. Сказала душа: Это очень легко принять – что образ человека намекает на высокие тайны в деяниях Всевышнего.
  2. Сказал разум: То же и с остальными созданиями в этом мире. Каждое из них соответствует одной из тайн правления Всевышнего[16]. ***** Так хотел Высший разум – чтобы существовала в мире аналогия для каждого из порядков Его правления. Отсюда такое разнообразие созданий в мире, каждое из которых отражает один из порядков правления Создателя. И всё происходящее с каждым отдельным созданием, со всеми его формами и возможностями, определяется в соответствии с аспектами того порядка, который оно должно отражать. Таким образом, все качества Всевышнего подобны корням, а создания – ветвям, из них произрастающим. Поскольку всё бытие созданий зависит от соответствующих им качеств[17]. Отсюда происходят видения пророков: когда Всевышний хочет показать им какие-то из своих качеств, то в пророческом видении появляются лев, бык и другие образы, пришедшие в пророчествах[18]. И это очевидно.

 Подведём же итог той теме, которой мы занимаемся. Согласно тому, что мы уже объяснили, у всякого качества есть своя сущность и сила, т.е. сила, с которой качество может раскрывать заложенную в нём сущность[19]. Поскольку правосудие есть совокупность всех путей награды и наказания  (ведущих как к добру, так и к наказанию), которые восходят к трём источникам: качество добра[36], качество суда и качество милосердия в суде, –также и сила раскрытия правосудия на путях его изменяется от одного момента времени к другому, усиливается или уменьшается, раскрывается больше или меньше. На что это похоже? На людей, строение органов которых одинаково, но которые могут очень существенно отличаться один от другого силой. ***** Поэтому один может то, что недоступно другому, да и один и тот же человек неодинаков в своих силах в разное время. Это просто. Так же и здесь: Милосердный, благословен Он, всегда управляет миром качеством правосудия и придерживается всех законов творения, происходящих из путей Его правосудия, но делает это в состоянии большего или меньшего раскрытия или сокрытия, как мы объясняли выше. Отсюда происходит различие между днями в течение года. Есть дни святые и дни будничные, и разница между ними – большее или меньшее раскрытие Б-жественного провидения в аспекте святости[20]. Мы ещё объясним это далее[21]. Однако поскольку у каждого элемента проявления воли Всевышнего есть свои причины, безусловно, необходимо, чтобы причины содержали в себе всё, что может быть выделено в их порождениях[37]. Поэтому мы должны понять природу причин происходящего и то, как они рождают свои следствия, для того чтобы понять изменения в этих следствиях. Для того, чтобы лучше понять этот момент,  необходимо углубиться в него и сказать то, что ты сейчас услышишь.

[1] Подобно времени беременности, как объясняется в прим. 330. *****

[2] Подобно времени «кормления» после рождения.

[3] Также период чудес при выходе из Египта и странствий по пустыне относится к этому состоянию.

[4] Подобно времени отрочества, когда ребёнок достигает бар-мицвы. *****

[5] См. Рамбам, законы «Йесодей Тора» (гл.8, закон1): «У того, кто верит благодаря чудесам, есть слабость (т.е. сомнения) в сердце. Ведь чудеса можно сделать с помощью колдовства… Почему же мы поверили? Потому что стояли у Синайской горы, и видели своими глазами, и слышали своими ушами».

[6] Подобно времени взросления, от возраста бар-мицва до 20 лет, когда созревает разум человека, и это – второй этап роста.

[7] Это период возвышений, наступающий после времени прихода Машиаха. Он соответствует развитию человека после 20 лет, после того, как он уже достиг полной зрелости. Весь период до начала времени Машиаха – это этапы восполнения, а затем и далее – период возвышений в мире награды. Так сказано в книге «Клалим Ришоним» (конец п.23): «Однако до второго взросления ещё не наступает время возвышений, а только восполнения бытия… только после второго взросления и далее – это настоящее возвышение… и так мы увидим, одно за другим, возвышения уровня людей, со времени Машиаха и далее». *****

[8] Т.е. в начале периода Машиаха. Это четвёртое состояние, когда сразу станут понятны пути правления Всевышнего на протяжении 6 тысяч лет, как объясняется ранее (п.54): «Как только осветятся наши глаза светом знания, будем понимать замысел из самих деяний Его». Это раскрытие называется здесь первой ступенью. Затем человек будет возвышаться, и Всевышний откроет ему более глубокое понимание своих путей, такое понимание, которое в силу своей глубины не может быть увидено и узнано из самих событий: «есть в этих деяниях и глубокая мудрость, в самих деяниях не видимая, та возвышенная часть Его мудрости, которая не проявляется даже в Его делах» (конец п.54). Это – «добавление и возвышение». Бесконечное возвышение в этом постижении – это и есть вечная награда в мире вечности. И так объяснено в «Клалим Ришоним»: «Так как сначала необходимо прояснить истинность единства, это происходит путём сокрытия истины в начале, а когда сама истина прояснится, тогда будет дано душам возвышение за возвышением, в глубоких вещах и величайших открытиях в той самой истине, которая уже прояснилась».

[9]Это и есть возвышения в награде будущего мира, о которых уже говорилось в п.88, и см. объяснение этих уровней также в книге «Путь Всевышнего» (2:8:4), только там приведены четыре уровня, ***** а на пятую ступень есть только намёк: «А оттуда и далее будут ему ещё возвышения, для наслаждения ими на веки вечные».

[10] Аналогично этому: всякое проявление правления Всевышнего, открывающееся нам, происходит от разных качеств Его правления, которые выступают «партнёрами» при «рождении» этого явления.

[11] Соответствует периоду 2-х тысяч лет хаоса и египетскому изгнанию.

[12] Соответствует периоду Вавилонского и последнего изгнаний.

[13] Соответствует периодам Первого и Второго Храмов.

[14] Т.е. пока не достигнет 20 лет, что соответствует дарованию Торы и периоду прихода Машиаха.

[15] Соответствует периоду возвышений в мире награды после времени Машиаха.

[16] Всякое создание – это пример одного из образов правления Всевышнего. А человек, со всеми его органами и качествами, является аналогом всей совокупности образов правления Всевышнего, т.к. он (человек) – весь мир в миниатюре и включает в себя весь мир в «Зеер Анпин».

[17] Качества и образы правления Всевышнего, во всех их аспектах, являются источниками и корнями всех созданий, а также форм и природы этих созданий.

[18] См. п.190.

[19] В каждом из образов правления Всевышнего следует различать между собственно сущностью этого образа (любовь, правосудие и т.п.) ***** и силой, с которой действует это правление – проявляется ли оно в ограниченном, скрытом виде или открыто и со всей силой, которая есть в его природе, как это будет объяснено далее по отношению к правлению правосудия.

[36] В рамках правления правосудия качество добра переплетено с качествами суда и милосердия. Все они действуют соответственно поступкам нижних: одно – с точки зрения добра, другое – с точки зрения суда, а третье – с точки зрения милосердия, уравновешивающего два первых качества. Вместе с тем качество совершенного добра выше качества правосудия, т.к. это качество любви, изливающее добро вне связи с поступками нижних, как объясняется в п.152. *****

[20] В «святые дни» Всевышний влияет на нас с большей святостью, чем в будни.

[21] В конце п.152, и см. дополнительное объяснение далее в п.174. *****

[37] Сущность качества правосудия зависит от причин, его порождающих: хохмы и бины (качество «хохма» – буквально «мудрость»; его значение – это точные знания, которые ученик может получить от учителя. Качество «бина» может быть объяснено как способность путем анализа «понимать одно из другого», как анализ полученных знаний и извлечение из них «новых», т.е. содержащихся в полученной от учителя мудрости в неявном виде). Эти два качества ведут мир к конечной цели и восполняют его, на языке истинной мудрости они называются «отец» и «мать» (в семени отца есть вся информация о будущем человека, но она находится в сжатом, нераскрытом виде, мать же «раскрывает» эту информацию, превращает её в живого человека, наполняет плотью и кровью полученную формулу), по аналогии с родителями, воспитывающими и направляющими своего сына (сын – упомянутый выше в примечаниях «зеер анпин», т.е. несовершенный мир, в котором мы живём). Эти два качества обуславливают точные границы и законы качества правосудия, а также силу, с которой это качество проявляется, открыто или в сокрытии, как приведено в начале абзаца, т.к. причины порождающие сами же и восполняют порождённое ими, как объяснялось в п.140 (см. «Клалим Ришоним», там сказано, что качества «хохма» и «бина» играют роль «мохин», т.е. мозга, от силы действия которого зависит сила, с которой проявляется правосудие, и это аналогично примеру о разнице в действиях разных людей, которая в основном обусловлена разницей их «мозгов»). *****


http://www.beerot.ru/?p=71757