Деяния праотцов – знак потомкам

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

480
дела праотцов знак потомкам

1. Яаков, Йосеф и наше поколение

Мидраш (в начале главы Ваешев) говорит: «Можно увидеть, что все <важные> события, произошедшие с Яаковом, впоследствии произошли с Йосефом: первого ненавидели [имеется в виду его брат Эсав; здесь и далее – примечания переводчика], и второго ненавидели [родные братья], первого брат хотел убить, и второго братья хотели убить».

Мудрецы, благословенной памяти, передали нам ключ к пониманию историй Торы о наших праотцах, ведь «деяния праотцов – знак потомкам» (см. комментарий Рамбана к началу главы Ваишлах), а Тора – вечна, и истории, рассказанные в ней, имеют непреходящее <значение>, потому что ни одно пророчество, не имеющее значения для последующих поколений, не было записано <в Танах> (Мегила, 14а).

А повествование Торы охватывает все поколения, до скончания веков, и то, что происходило с Яаковом в связи с Эсавом и Лаваном, указывает на то, что должно произойти с народом Израиля среди других народов. То же пишет Рамбан о главе Ваишлах, что эта глава полностью повествует об изгнании, и из поведения Яакова с Эсавом мы можем выучить, как нам самим вести себя в галуте.

А следующая за ней глава связана с периодом, предшествующим приходу Машиаха, как объясняет Виленский Гаон (это приведено в книге «Эвен Шлема»). И поэтому необходимо тщательно изучить, на что намекает нам происходящее с Йосефом и его братьями.

2. Ненависть неучей к мудрецам

И возможно, поскольку Йосеф назван «мудрым сыном», рассказ о том, что произошло между ним и его братьями, намекает на положение Торы в Израиле, а оно подобно положению Израиля среди народов. И если мы всмотримся в написанное внимательнее, то увидим, что оно верно даже в деталях: «первого ненавидели, и второго ненавидели». Раши (к Берешит, 37:2) приводит мидраш. Известно, что ненависть народов мира к народу Израиля устойчива во всех поколениях, охватывает все народы и все страны без исключения. И <сказано о горе Синай:> почему дано ей имя Синай? Ибо от нее пришла в мир ненависть (сина) <к Израилю> (Шаббат, 89а).

И то, что среди народов все же встречаются люди, благосклонные к Израилю, тоже связано с обещанием Всевышнего: «Не возгнушаюсь ими и не презрю их <до такой степени, чтобы> полностью истребить их и нарушить Свой завет с ними» (Ваикра, 26:44). В каждом поколении поднимаются против нас <новые враги>, чтобы истребить нас, но Святой, благословен Он, спасает нас от их рук.

И в точности такова ненависть неуча к мудрецу, как рассказывал раби Акива: «Когда я был неучем, я говорил: если попадется мне мудрец, я готов укусить его, как осел» (Псахим, 49б) [комментаторы поясняют: отличие осла в том, что он, кусая, ломает также и кость]. А в нашем поколении мы можем видеть своими глазами: ненависть злодеев из народа Израиля к мудрецам еще больше, чем ненависть народов к Израилю.

3. Изгнания Торы

«Первый был изгнан со своего места, и второй был изгнан со своего места» («Мидраш Танхума», Микец, гл. 3). Как исполнилось сказанное о народе Израиля (Дварим, 28:64): «И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов от края земли и до края земли», так и Тора изгонялась с места на место. Первое изгнание Торы было из земли Израиля в Вавилон, и она пробыла там со времен Хараша и Масгера – со времени разрушения Первого Храма, и до конца эпохи гаонов, и даже позже – до времени Рамбама и чуть после него.

Оттуда Тора переместилась с «четырьмя пленниками» [так называют четырех мудрецов, которых пленили пираты и распродали в разных странах; еврейские общины выкупили их, и вскоре они возглавили эти общины; по некоторым мнениям, все четверо были учениками Шриры-гаона] в страны Европы и Африки, как писал Раавад в книге «Седер а-Кабала».

А в эпоху Раши и Тосафот Тора пребывала в Германии, Франции и Испании. После изгнания из Испании Тора переместилась в Землю Израиля и немецко-польские земли, а затем и в Россию, в наше же время она была изгнана из России в Польшу и Литву.

4. Война скверны против святости

По поводу парнасы (заработка, пропитания) Израиля известно, что в изгнании она поступает по испорченным каналам. То есть, влияние Свыше спускается на народы мира, и от их излишков и питается народ Израиля. Точно та же ситуация и с поддержкой Торы: как сказано в трактате Хулин (82а), плоды должны молиться о листьях, потому что не могут существовать без них [притча имеет в виду, что мудрецам приходится молиться о благополучии простых людей, от поддержки которых они зависят]. С особой силой это проявляется в наши дни, эпоху, предшествующую приходу Машиаха, когда подавляющее большинство денег, собранных нашими братьями, евреями, оказывается в руках злодеев Израиля, а на поддержку Торы остаются лишь крохи…

Так же и с наветами: как народы мира ищут возможность возвести поклеп на народ Израиля, так и злодеи из нашего народа всегда ищут поклеп на общество изучающих Тору, и если кто-то один из бней Тора (евреев, преданных Торе и ее изучению) оступится однажды, совершив неподобающий поступок, позорить будут не его одного, а огульно обвиняя всю общину изучающих Тору.

На самом деле обе этих войны, одна из которых вызвана ненавистью народов к нашему народу, а другая – ненавистью злодеев Израиля к боящимся Б-га, – одно и то же.

А именно – война духовной нечистоты со святостью, как написано: «…Война у Всевышнего с Амалеком из поколения в поколение» (Шмот, 17:16), потому что Амалек является корнем скверны во всех поколениях. И так писал Виленский Гаон («Эвен Шлема», гл. 11): «Амалекитяне – это главы народа Израиля в изгнании… И о них сказано: «Ее притеснители стали во главе…» (Эйха, 1:5)».

А мы собственными глазами видим, как злодеи становятся самыми влиятельными людьми поколения, а бней Тора – униженные и подчиненные им. Мало того, многие из тех, кто достиг нынешнего своего положения, достиг его именно благодаря тому, что стал притеснителем Израиля, как сказали мудрецы (Гитин, 56б): «Каждый, кто притесняет Израиль, становится главой». Что, казалось бы, должно означать слово «каждый»? – Имеется в виду, что даже еврей, если начинает притеснять Израиль, становится главой. Виленский Гаон писал, что намек на это содержится в Писании (Берешит, 33:2) [где говорится о том, как Яаков распределил своих жен и сыновей перед встречей с Эсавом]: «…И поставил служанок и их детей первыми» – это намекает на эрев рав – сброд, который силой взял власть над всем домом Израиля. «…Следом – Лею и ее детей» – это намек на основную массу народа, подчинившуюся эрев рав; «…а Рахель и ее детей – последними» – это мудрецы Торы, находящиеся в эпоху, предшествующую приходу Машиаха, в самом униженном положении. Ведь вся глава Ваишлах на самом деле намекает на то, что будет происходить в это время.

5. Война против изучения Торы

Нам следует понять еще кое-что. Написано там же (32:24) «…Яаков остался один, и боролся с ним человек…», и Раши комментирует, что «человек» – это Самаэль [ангел Эсава, он же – ангел смерти, он же – олицетворение дурного начала]. Непонятно, почему Самаэль ждал до того, как появится Яаков, который, будучи уже [третьим праотцом, собравшим в себе силу Авраама и Ицхака, олицетворял собою понятие] «тройная нить» [о которой писал мудрый Шломо, что ее нелегко порвать]. Он должен был начать войну еще против Авраама! Мудрецы сказали (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7): «Всевышний уступил [воздержался от наказания] за запретные связи, убийство и служение идолам, но не уступил в случае пренебрежения Торой, как сказано (Ирмияу, 9:12): “…За то, что оставили Тору Мою”, пусть бы даже Меня оставили, но Тору мою хранили (учили)».

Смысл этого, как видится, в том, что если две стороны воюют, даже если одна из них победила, война еще не окончена, потому что, возможно, сегодня победит один, а завтра – другой. Однако если одна из сторон лишила вторую ее оружия, на этом война заканчивается, так как без оружия воевать невозможно. Подобно этому обстоит дело и на войне с дурным началом, о котором уже свидетельствовал Творец: «Я создал дурное начало, Я же создал для него и целительную приправу – Тору» (Кидушин, 30б), и никакое иное оружие, кроме Торы, не поможет против дурного начала, как подробно пишет об этом автор «Месилат Йешарим».

Поэтому, когда народ Израиля не занят изучением Торы, он теряет свое единственное оружие против дурного начала. Чего нельзя сказать, если они оступились, совершив какое-либо другое нарушение, даже самый тяжелый грех, потому что все еще остается надежда, что с помощью изучения Торы они пробудятся к тшуве (возвращению к Б-гу). В этом смысл слов мудрецов «так как свет, заключенный в ней, вернет их к добру» (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7).

Поэтому дурное начало старается помешать изучению Торы больше, чем исполнению любой другой заповеди.

Это же я слышал из святых уст нашего учителя, автора «Хафец Хаим», буквально такими словами: «Дурному началу не жалко, если еврей будет поститься, плакать и молиться целый день – только чтобы не учился». Как известно, праотец Авраам был столпом хеседа (стремления к добрым делам), Ицхак был столпом служения, а Яаков – Торы, поэтому-то дурное начало не так старалось помешать остальным праотцам, как ему. И в этом – знак потомкам, чтобы они знали: все старание дурного начала направлено на то, чтобы подтолкнуть Израиль к пренебрежению изучением Торы.

И там же (32:25) написано: «…И увидел [тот «человек»], что не может одолеть его, и дотронулся до его бедра». Есть два комментария к этому. Первое: «бедро» – это намек на людей, которые поддерживают изучение Торы <финансово>. Когда дурное начало видит, что сами мудрецы Торы не послушают его совета оставить изучение Торы, оно действует хитро: отправляется к людям, которые поддерживают изучающих Тору и обеспечивают их, <уговаривая тех>, чтобы прекратили поддержку. А «когда нет муки – нет и Торы» (Авот, 3:17). «И вывихнул Яакову бедро, борясь с ним» (там же) – намек на то, что люди, поддерживающие Тору, послушали голоса дурного начала и прекратили оказывать поддержку.

Второе объяснение таково: «бедро Яакова» – это тинокот шел бейт раббан, дети, изучающие Тору. Дурное начало обходит отцов этих детей, нашептывая им: какой толк будет, если ты выучишь своего сына Торе? И из-за многочисленных наших грехов, в наши дни, «дни пяты Машиаха», исполнились оба объяснения: почти совсем прекратилась поддержка Торы, и детей тоже перестали обучать ей.

6. Ложь снаружи и изнутри

Известно, что на народ Израиля всегда сыпались страдания с двух сторон. Во-первых, снаружи – от кровавых наветов. И это – явление само по себе удивительное, ведь известно, что любая ложь, к которой не примешана хотя бы капля правды, не может устоять (см. Сота, 35). Однако кровавый навет – совершенно беспочвенная ложь, и, тем не менее, он существует во всем мире уже тысячелетия, вплоть до нынешнего времени, и это – чудесное проявление Высшего Провидения. Понятно, что это наказание послано народу Израиля мерой за меру – как расплата на все поколения за какой-то особенный грех. И хотя я недостоин, осмелюсь предположить, что грех этот – «и окунули рубашку <Йосефа> в кровь <козленка>» (Берешит, 37:31). А если мое понимание ошибочно – да простит мне Всевышний.

А изнутри <народ страдает от> всевозможных лжемессий, которые вначале соблазняют его посулами привести в Землю Израиля, а в конце все оборачивается уничтожением многих тысяч людей. И это наказание тоже поражает все поколения. Тот, кто посмотрит пристально, увидит, что и в наше время присутствует такой лжемессия, обрядившийся в личину известной группы, которая на словах обещает привести народ в Землю Израиля, а на деле – ведет к атеизму и полному отрицанию основ веры. Но в прошлых поколениях лжемессии не могли продержаться долго, ибо великие мудрецы Израиля, чьи слова были законом для всего народа, могли быстро раскусить их ложь.

А в наше время разумение людей ослабло, и даже тех немногих настоящих мудрецов Торы, которых Всевышний еще оставил нам, народ не слушает. Поэтому и существует эта ложь уже около сорока лет, и неизвестно, сколько еще продержится, да смилуется Всевышний над остатком народа Своего и осветит наши глаза светом Торы! И этот грех возведения ложных мессий описан в Торе (Шмот, 32:34), <и наказание за него> – мера за меру, и это – грех золотого тельца, которого <евреи> создали, чтобы привел их в Землю Израиля, а на деле он привел их к идолослужению. Об этом сказано там же: «В день, когда взыщу <с вас за очередной грех>, взыщу <и за этот>», и это означает, что за этот грех будет взыскиваться с нас во всех поколениях.

Перевод: рав Овадья Климовский


http://www.beerot.ru/?p=48206