Время войны

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Ариэли

1514

От редакции. Предлагаем вашему вниманию отрывки из выступления одного из руководителей ешивы Мир, рава Ашера Ариэли, посвященного испытаниям нашего поколения.

Цель существования человека

Известны слова «Месилат Йешарим» о том, что цель творения и существования человека – это Будущий мир, место подлинного наслаждения близостью Всевышнего и сиянием Шехины. Однако чтобы достичь этого наслаждения, нужно пройти через наш мир. Человек должен подготовить себя с помощью Торы и заповедей, и только таким образом он сможет удостоиться истинного удовольствия в Будущем мире. Причем речь идет не просто об исполнении заповедей, а о том, что чем больше человек будет прикладывать усилий в учебе Торы и исполнении заповедей, тем лучше будут плоды, которыми он будет наслаждаться в будущем.

Поэтому Всевышний и поместил человека в этот мир, полный испытаний: с одной стороны – богатство, с другой – нищета, с одной стороны – спокойствие, с другой – страдания. У каждого человека есть своя роль: выстоять в испытаниях, которые Всевышний посылает ему. Нет ни одного человека в мире, который не подвергался бы испытаниям и страданиям, причем они совершенно индивидуальны для каждого. Если человек будет героем, который победит в своей личной войне и пройдет свои испытания, он достигнет совершенства и удостоится подлинного наслаждения в Будущем мире.

Цель испытаний – поднять на более высокий духовный уровень

Говорится в Теилим (60): «Ты дал боящимся Тебя стяг, чтобы взвился он ввысь». Наши мудрецы («Берешит Раба», 55:1) объясняют, что это означает. Всевышний дал боящимся Его испытание (в оригинале слово נס – «стяг» – является однокоренным со словом נסיון – испытание), чтобы возвыситься с его помощью. Человек получает испытания, чтобы, преодолевая их, возвышаться духовно. Если ему это удается, он приближается ко Всевышнему уже в этом мире. В мире истины он тоже будет ближе к Творцу.

Все вышесказанное касается каждого человека и его испытаний.

Когда же мы говорим о народе Израиля в целом, то, когда существовал Храм, Лик Всевышнего был открыт нам. А теперь «из-за грехов наших мы изгнаны из нашей страны и отдалились от нашей земли», – мы отдалились до такой степени, что Его Лик скрыт. Наше большое изгнание состоит из множества изгнаний. Мы не только изгнаны из нашей страны и нигде не можем найти покоя. Это проявляется и в других формах, достаточно лишь вспомнить многочисленные кары, которым нас подвергали другие народы на протяжении всего изгнания. Нас пытались уничтожить физически, лишить нас имущества и средств к существованию. Среди всех этих испытаний особняком стоит испытание наших душ, ведь на протяжении поколений нас насильно заставляли принимать чужую веру.

Народ Израиля преодолел все тяжелые испытания, целью которых было очистить нас от грехов и приблизить к Всевышнему. В этих испытаниях народ Израиля стоял, как неприступная крепость. Десятки тысяч евреев жертвовали собой, чтобы освятить Имя Творца, в самых разных ситуациях и самыми разными способами. Народ Израиля даже во времена изгнания «был похож на плод финиковой пальмы» (символ непорочной души, верной Создателю). Были единицы, которые не выдержали и сломались, но в большинстве своем народ Израиля остался «подобным плоду финиковой пальмы, который крепко держится за Тебя» (как плод крепко держится за дерево).

Раши комментирует строку «И твой стан похож на финиковую пальму» (Шир а-Ширим, 4) так: мы видели красоту твоего, еврейский народ, стана во времена Навухаднецара, когда все народы мира поклонялись ему и падали перед ним ниц, а ты остался прямым, как финиковая пальма, – как мы видим из истории с Хананьей, Мишаэлем и Азарьей.

Для каждого отдельного человека испытания – это возможность подняться выше. Но и весь еврейский народ в целом испытания в изгнании подняли и приблизили к Всевышнему. Об этом сказано в «Мехильте», в комментарии к строке «Любящим и исполняющим заповеди» – это «сыны Израиля, которые находятся в Земле Израиля и жертвуют собой ради исполнения заповедей: меня убивали за что, что я делал своему сыну брит-мила, меня сжигали за то, что я читал Тору, – и эти беды лишь укрепили мою любовь к моему Отцу».

Мы видели народ Израиля во всем его великолепии, когда существовал Храм. Но в каком-то смысле можно сказать так и о времени изгнания. Говорится у пророка Йешаяу: «Более многочисленны дети покинутой, чем той, что живет с мужем» (имеется в виду еврейский народ – «невеста» Всевышнего). Мидраш объясняет: «Сказал раби Леви: “во времена ее благоденствия она растила Мне злодеев, а в пору беды она растила Мне праведников”».

Народ Израиля говорит Всевышнему: идем, я покажу Тебе Твой народ в изгнании, когда его притесняют, преследуют и уничтожают разными способами, а он крепко держится за Тору. Как бы ни было тяжело – мы все равно «в объятиях Твоих».

Эпоха «просвещения» – новый уровень галута

Около двухсот лет назад испытания и беды изгнания обрели новую форму. До сих пор все это приходило со стороны других народов. Но в ту эпоху все стало хуже: испытания стали приходить изнутри. Это началось в период, называемый «эпохой просвещения» и продолжалось в различных формах. Тогда появились евреи, которые отвергли написанное в Торе: «Ведь она (Тора) – ваша мудрость в глазах других народов», и пошли пастись на чужие поля, думая, что чужая мудрость возвысит их.

Сказано: «Народ Израиля – не как другие народы». Они же убрали «не» и захотели стать похожими на окружение.

Началось это с того, что сказали, что можно оставаться религиозным евреем и лишь добавлять кое-что еще. Это был бунт против Торы, ведь Тора – уникальна, и к ней нельзя ничего добавить или убавить от нее. Постепенно это привело к тому, что всем известно: невероятному отдалению народа Израиля от святой Торы. Последствия этого периода галута мы видим своими глазами: это те миллионы евреев, которые отдалились от Торы в результате тяжелого приговора, который вынесло Высшее Провидение еврейскому народу.

Это испытание касалось не только простых и малообразованных людей, оно притягивало и учащихся ешив. У них также был соблазн уйти в «большой мир», и многие поддались ему. Испытание было настолько тяжелым, что рав Моше Шмуэль Шапира сказал от имени праведника рава Боруха Бера Лейбовича, что учащийся ешивы в поколении революции, который остался стойким и продолжал учить Тору, «вне всякого сомнения, ценен в глазах Творца, как раби Акива Эйгер в его поколении».

А ведь мы и представить себе не можем, что представлял собой раби Акива Эйгер! Для рава Боруха Бера он был подобен Святая Святых, был чем-то неизмеримо выше нашего постижения. И при этом рав Борух Бер выразился именно так: каждый учащийся ешивы, который в том поколении остался за стендером и не поддался соблазнам «прогрессивных евреев», важен в глазах Творца, как раби Акива Эйгер в его поколении!

Каждого человека судят в соответствии с его ситуацией и его личными испытаниями. Таковы были испытания в том поколении. Невозможно описать, насколько те, кто вопреки всем испытаниям остались «в объятиях Творца», стали близки к Нему и любимы Им, насколько вырос их духовный уровень!

Испытание нашего времени

В последнее время мы видим новый поворот, новое углубление галута, причем не менее тяжелое, чем это было во времена «просвещения». И я говорю это не для красного словца. Речь идет о новой каре, которая называется келим тмеим (букв. – нечистые орудия). Эта кара гораздо страшнее, чем все, что было прежде. Ведь тогда испытание заключалось в том, чтобы покинуть зал ешивы и уйти на улицу, а сейчас дурное начало говорит: пожалуйста, можешь оставаться в ешиве, оставайся даже религиозным – но вместе с моей «скверной»!

Речь не идет об испытании для отдельных людей, ведь, как мы уже сказали, жизнь каждого человека полна испытаний – спокойствия и страданий, богатства и бедности. Но здесь речь идет о беде всего еврейского народа, которая проникла и в мир Торы.

Отделить святое от лишенного святости

Нам известна подобная попытка, которая была предпринята в Воложине. Тогда власти объявили, что либо к изучению Торы будут добавлены светские предметы, либо они закроют ешиву. И великий Нацив (р. Нафтали Цви Йеуда Берлин – глава ешивы в то время) и другие раввины вместе с ним приняли решение, что Тору нужно хранить в святости и чистоте, а если это невозможно – нужно вернуть ключи от ешивы Творцу. Нацив закрыл ешиву. Как известно, это тяжкое решение привело к тому, что рав Нафтали заболел и умер (он просто не мог жить без своей ешивы). Перед смертью он сказал сыну: «Написано: “разделять между святым и лишенным святости”, то есть, если то, что лишено святости, смешивается со святым, то оно не только не возвышается, а наоборот, и святое портится из-за этого. Так что не расстраивайся, сынок, что мне пришлось закрыть ешиву и покинуть этот мир. Это настолько важная вещь, что ради нее стоит пожертвовать жизнью».

Нацив пожертвовал своей жизнью, закрыв Воложинскую ешиву – «мать всех ешив», поскольку он считал, что это того стоит. И, как известно, это самопожертвование оправдало себя – власти больше не пытались вносить такие предложения. Воложинская ешива закрылась, но после нее открылось много других. Весь мир Торы, который есть сегодня – это плоды самопожертвования Нацива.

Время войны

Наши учителя, главы поколения, говорят, что война в самом разгаре. Йецер а-ра вышел на поле битвы, день за днем гибнут все новые души. Он никого не заставляет, он лишь завлекает – и побеждает. И чтобы не было, не дай Б-г, ситуации «Ты спишь, а он не дремлет» (как сказано в «Ховот а-Левавот»), мы тоже должны выйти на бой, не сдаваться ему, а воевать изо всех сил!

Сказано: «И не следуйте за своими сердцами и глазами, которые развращают вас… и будете помнить и исполнять все Мои заповеди, и будете святы перед вашим Б-гом. Я – Г-сподь, Б-г ваш…» (Бемидбар, 15:39). В наше время, при помощи некашерного интернета разврат во всех его формах стал доступен, как никогда.

Если еврей выполняет заповедь «и не следуйте…», то в результате «и будете помнить…» – он удостаивается помнить Тору, «и будете исполнять все Мои заповеди» – удостаивается исполнять Тору на практике, «и будете святы перед вашим Б-гом».

Эта война очень тяжела. Что же мы можем сделать?

Во-первых, конечно же, молиться. Мы знаем еще от наших предков, что в момент бедствия нужно молиться и пробуждать милосердие Небес, чтобы не оступиться, не дай Б-г. Но только молиться – недостаточно.

В седьмой день Песаха мы читаем, что Всевышний говорит Моше рабейну: «Что ты взываешь ко мне? Скажи сынам Израиля, пусть отправляются в путь». Великий рав Хаим бен Атар (Ор а-Хаим) задает вопрос: в чем претензия Всевышнего к Моше рабейну? Ведь это был час беды! Что же еврею делать в таком случае, как не молиться? И даже если Всевышний не отвечает сразу, нужно продолжать молиться. Так в чем же проблема? Отвечает рав Хаим бен Атар: есть ситуации, в которых недостаточно только молиться. Ведь тогда против народа Израиля было выдвинуто серьезное обвинение: «Эти (египтяне) – идолопоклонники, и эти (евреи) – тоже». Нужно действовать! Действия подготовят почву для милосердия Творца. И эти действия должны быть вплоть до самопожертвования. «Скажи сынам Израиля, чтобы они отправились в путь» – речь шла о том, чтобы евреи начали заходить в море. В итоге так и произошло: Нахшон бен Аминадав и колено Йеуды, а за ними и весь народ Израиля стали заходить в море, готовясь отдать свою жизнь, и тогда молитва помогла. Но пока нет действия, молитва сама по себе не приносит пользы.

В чем состоит самопожертвование?

То, что происходит – это страшная кара Свыше. Конечно же, нужно молиться, нужно стучаться во Врата слез, которые всегда открыты, но этого недостаточно. Нужно самопожертвование. Так же, как самопожертвование Нацива сыграло свою роль тогда, так и наше самопожертвование сейчас сыграет свою роль, чтобы наказание было отменено. Речь не идет о том, чтобы выйти из бейт-мидраша, не дай Б-г! Наоборот, нужно еще больше укрепиться в учебе Торы в противовес соблазнам извне.

«Ты за нас или за наших врагов?»

Тут нет никакого преувеличения, речь идет о настоящей войне. И если мы вносим в наши дома оружие врага – некашерный интернет – он побеждает. Он только этого и хочет. В истории о войне Йеошуа говорится, что когда Йеошуа встретил человека, с которым не был знаком, он спросил его: «Ты за нас или за наших врагов?» (Йеошуа 5:13). Во время войны человек должен выбрать однозначную позицию, он не может быть посередине…

Иметь у себя интернет и пользоваться им не в соответствии с указаниями мудрецов, это как есть свинину! Мы все верим, что сумма денег, необходимая нам для жизни, устанавливается в Рош а-Шана на весь год. Конечно, мы должны прилагать усилия, чтобы ее заработать, но лишь в той области, которая разрешена нам Творцом. А стараться заработать «некашерным», запрещенным способом, так, что это вредит всему народу Израиля, – разве это принесет достаток? Это просто немыслимо!

На чьей стороне на поле битвы?

У нас есть обещание Творца «не сойдет она [Тора] с уст потомков его [Авраама]». Это обещание, конечно же, до сих пор в силе. Вопрос только в том, кто именно будут теми потомками, с чьих уст не сойдут слова Торы, и через которых исполнится это обещание, а кто будет, не дай Б-г, с другой стороны. «Эти – на вечную жизнь, а те, упаси Б-г, – на вечный позор и вечное наказание в аду».

В наше время, время войны, человек может определить все свое будущее в этом и грядущем мире на веки вечные: принадлежит ли он Всевышнему, благословен Он, или, не дай Б-г, другой стороне – «вечный позор».

Испытание, в котором находятся сейчас люди, это испытание, посланное Всевышним, благословен Он. Речь идет о каждом человеке – мужчине или женщине – независимо от возраста. Так что каждый должен стоять на страже и не говорить «я не знал»! Нельзя говорить: да что тут такого? Подумаешь, одну секунду взглянуть… Любое орудие труда, которое даже отдаленно связано с запретным, с развратом, – запрещено: «не следуйте за сердцами своими и глазами своими…»!

Бороться с соблазнами снаружи с помощью наслаждения внутри

Всевышний обещает нам: «…Когда они будут в стране своих врагов, Я не стану презирать, гнушаться ими, Я не истреблю их и не нарушу Мой союз с ними».

Это обещание – на все изгнания в любых формах. В трактате Мегила мудрецы комментируют это так: «…Я дал им бейт-мидраш раби Йеуды а-Наси и мудрецов поколения». Хазон Иш однажды сказал, что для нашего поколения это – «Кцот а-Хошен» и раби Акива Эйгер.

Высшее Провидение охраняет нас во всех изгнаниях – как тела, так и души. Человек, который тщательно и непредвзято изучит нашу историю, может пуститься в пляс от радости, наблюдая, как Всевышний охраняет нас и исполняет Свое обещание. Естественным образом, «по законам природы», мы бы не выдержали все эти испытания. Но у нас есть сладость Торы. У нас есть удовольствие от Торы.

Тот, кто учит «Кцот а-Хошен», ощущает сладостный вкус Торы; тот, кто учит кушийот (трудные вопросы) раби Акивы Эйгера – даже без ответов на них – получает огромное духовное наслаждение! Тот, кто почувствовал это невероятное удовольствие, может спокойно сказать по отношению ко всем остальным соблазнам, что это просто ерунда…

Народы мира говорят народу Израиля: «Вернись, вернись, Шуламит, вернись, вернись, и мы посмотрим на тебя», они предлагают нам все соблазны этого мира (как пишет Раши в комментарии к Шир а-Ширим). Что же мы отвечаем им? «Что вам глядеть на Шуламит, кружащей в хороводах своих станов». Что вы нам можете предложить? Вы можете дать нам ту невероятную близость к Творцу, что была в пустыне?

Конечно, сегодня и у нас нет этого. Все, что у нас осталось – это Тора. Но и это очень много. Ведь те, кто живут этим миром, никогда не могут насытиться им. А Тора, в противоположность этому, дает изучающему ее истинное наслаждение, настоящее духовное удовольствие, идущее изнутри, а не извне. И нет ничего выше его.

Каждый обязан найти свой вкус в учебе, который даст ему ощутить настоящую сладость Торы.

Есть разные способы учебы, разные варианты. Очень важно, чтобы каждый изучающий Тору нашел свой, подходящий ему путь, который даст ощутить сладость Торы, этот особый вкус – гешмак (на идиш). Чтобы у него была радость от понимания Тосафот, от ощущения ясности изучаемой темы: Абайе говорит так, Рова – по-другому, Раши объясняет таким образом, Тосафот задают вопросы к этому комментарию и отвечают по-другому. Чтобы была невероятная радость от ясности картины еще до понимания глубины. Разве можно представить себе более утонченное удовольствие?

Это то истинное удовольствие, которое Всевышний нам подарил в этом мире. Это то, что дало народу Израиля силы выстоять во всех изгнаниях. Ведь в каждом изгнании Всевышний продолжает беречь нас в силу этой клятвы и посылает нам таких замечательных мудрецов, как автора «Кцот а-Хошен» и раби Акиву Эйгера, и всех мудрецов первых и последних поколений.

Тора названа песней: «А теперь запишите себе эту песню». Песнь Торы, радость Торы дают нам силы выстоять против любых соблазнов. В Торе сказано: когда постигнут их множество бед и несчастья, эта песня будет свидетельством, ибо не сойдет с уст его потомков. Когда Тора для человека – как песня, когда он чувствует всю ее сладость – такая песнь Торы «не сойдет с уст его потомков».

Да поможет нам Всевышний, чтобы и о нас рав Борух Бер мог сказать то, что он сказал о своем поколении. Ведь и в нашем поколении – как замечателен удел каждого, кто избегает соблазнов этого мира, ограждает себя неприступной стеной! Каждый должен сказать себе: надо бежать от этого, как от огня. Каждый из нас, кто на самом деле поведет себя так, на Небесах будет считаться на уровне раби Акивы Эйгера в его поколении.

Возможно, что это испытание тяжелее испытания, которые было в предыдущих поколениях. Но, как мы видим из слов рава Боруха Бера, Всевышнему очень важно, чтобы мы выстояли в испытании. Невозможно описать величайшую награду, которую человек получит за то, что выдержал эти испытания – быть на уровне раби Акивы Эйгера!

Да поможет нам Всевышний, чтобы мы действительно выдержали это испытание. И Всевышний будет радоваться нам и скажет: «Смотрите, смотрите, вот Мои любимые сыновья», которые оставляют все соблазны других народов и с радостью приближаются к Шехине и Торе. Да будет угодно Творцу, чтобы мы удостоились избавления вскорости, в наши дни. Амен.

Перевод – Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=29844