Как разбудить «заснувших»

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

631
разбудить

Тора защищает и спасает

1. Как разбудить «заснувших»

«Откуда <мы учим, что> тот, кто видит, что другой человек тонет в реке, или на него напали разбойники, обязан спасти его? Сказано <в Торе>: не стой на крови ближнего своего (Санедрин, 73а)». Этот закон относится к тому, кто видит одного еврея в опасности, а тем более – если множество людей в опасности. И особенно когда весь народ Израиля тонет в море бед, как это происходит в наше время, – насколько же велика обязанность каждого из нас стараться всеми силами спасти его. Однако на первый взгляд кажется, что мы не в силах ничего сделать – кто мы, чтобы противостоять могучим водам, которые захлестывают нас со всех сторон? Но если мы внимательно вчитаемся в Тору, то обнаружим, что у нас есть возможность его спасти.

Принято, что когда больной обращается к врачу, тот прежде всего ищет причину его недуга, и если ему удастся убрать причину – тогда и болезнь уйдет сама собой.

Так и мы должны тщательно искать причину, по которой за столь короткое время на нас обрушилось такое множество страшных бед, каких не было со времени разрушения Храма [это было сказано еще до Катастрофы – прим. ред.], поскольку они охватывают значительное большинство нашего народа во всем мире. Но если мы попытаемся руководствоваться в этих поисках только понятиями человеческого разума, нам не удастся установить причину, ибо большинство происходящего в последнее время явно не имеет естественного объяснения.

Вот только один пример: правитель, жестокий, как Аман, возвысился из самых низких слоев общества за кратчайшее время и достиг такой власти, что уже весь мир трепещет перед ним! И мы наблюдаем еще много таких же удивительных явлений. Но единственный способ определить, чем вызвано наше тяжелейшее положение, – искать в Торе объяснение как причины происходящего, так и путей спасения.

«Пророчество, которое дано для грядущих поколений, записано в Танахе, а то, которое не дано для грядущих поколений – не записано» (Мегила, 14а).

Из этого ясно: то, что мы находим в наших священных книгах – вечные слова, имеющие отношение ко всем временам, соответственно, в том числе и к нашему поколению. И теперь давайте вчитаемся в сказанное там (Эйха, 1: 17): «Повелел Г-сподь, чтобы Яакова окружали притеснители». Цель этого – чтобы мы не забывали, что мы – евреи. Враги, которые окружают нас во все времена, постоянно напоминают нам об этом. Однако свойства этих притеснителей, и будет ли это напоминание легким для нас или тяжелым, зависит от нас самих.

Пояснить это можно с помощью примера. Допустим, человек спит в доме, где начался пожар, и необходимо разбудить его, чтобы спасти. Если его сон неглубокий, достаточно легонько потрясти его, но если он заснул очень глубоко, необходимо приложить большие усилия, вплоть до того, чтобы бить его по голове или колоть ему руки и ноги иголками, или будить его другими подобными способами. Так и с нами: если мы помним о своем еврействе, достаточно, чтобы окружающие нас враги только слегка досаждали нам, дабы мы не впали в забывчивость. Но если же мы совсем забываем союз, заключенный Г-сподом с нашими праотцами, – тогда насылаются на нас свирепые звери, как это происходит сейчас.

2. Причина отсутствия веры

«Кто отдал на разорение Яакова, и Исраэль – грабителям? Разве не Г-сподь – перед ним мы грешили, и не ходили Его путями» (Йешаяу, 42:24). Здесь упомянуты две категории: заблуждающиеся, ибо «хет» – это грех, совершенный по ошибке; и бунтующие – «и не ходили Его путями». Обе эти категории сейчас существуют среди нас: большая часть из нас – заблуждающиеся, введенные в заблуждение порочными людьми из нашего народа. А часть из нас – бунтующие, те, что говорят Всевышнему: «Отстань от меня» (Йов, 22:17), «И знать Твои пути мы не желаем» (там же, 21:14). Это основатели школ безверия, где еврейских детей с малых лет учат говорить: «Нет у нас удела в Б-ге Израиля». Об этом сказано (Дварим, 32:19): «И увидел Г-сподь, и вознегодовал, потому что прогневали Его сыновья Его и дочери Его». «Потому что прогневали» – мы нарочно гневили Его. Это истинная причина того, что происходит с нами сейчас!

Однако надо еще поискать и причину, предшествующую этой, ибо как могло случиться такое: народ Израиля во всех поколениях был полон веры, а сейчас вера выкорчевана из сердец многих его сыновей?

Ответ на это также находится в нашей святой Торе, открывающей все сокровенное. И написано там (Дварим, 11:16): «И сойдете с пути, и будете служить» – как только сходит человек с путей Торы, тут же начинает служить идолам (Раши). Поскольку «побуждение сердца человеческого дурно с его юности» (Берейшит, 8:21), и оно наблюдает за человеком и желает его погубить навеки, и нет никакого средства уберечься от него, кроме изучения святой Торы. Об этом свидетельствует Сам Всевышний: «Я сотворил дурное побуждение, и Я сотворил для него целительную приправу – Тору» (Кидушин, 30б). И когда отходит человек от <изучения> Торы, слабеет и его вера, пока он не становится полным безбожником. Об этом сказано в «Торат коаним» (гл. Бехукотай, приводит там Раши), что отходящий от изучения Торы <духовно> опускается на семь ступеней – одну за другой, пока не достигает низшей – отрицания основ.

То, что наши мудрецы, благословенной памяти, назвали «прилепившийся к идолопоклонству», существовало в прежние времена, пока Мужи Великого Собрания не убрали из мира влечение к идолопоклонству (см. Санедрин, 64а). Но в наши дни возникло еще большее зло – стремление к полному отрицанию. [Величайшие мудрецы последних поколений утверждали, что сила влечения к этому злу в последних поколениях подобна силе влечения к идолопоклонству в поколениях Первого Храма – прим. ред.]

Великий Хафец Хаим говорил: «Когда прекращается <изучение> Торы – обязательно исчезает вера, а без веры в Б-га мир не может существовать».

Объяснение последних слов мы можем видеть в Торе (Берейшит, 20:11): «Только нет страха перед Б-гом в этом месте, и <могут> убить меня из-за жены», где слово «только» означает, что нет в мире никакой силы, способной сдержать зверя в человеке, кроме страха перед Б-гом. А сейчас, когда распространилось безбожие в мире, люди стали подобны змеям, жалящим друг друга. (Порядочность же сохранилась только в тех странах, где осталась вера в <написанное> в священных книгах.)

Сказали наши учителя, благословенной памяти (Макот, 24а): Хавакук подвел одну <основу под все высказывания>, сказав: «А праведник верой своей будет жить» (Хавакук, 2:4), ибо вера приведет его к исполнению всей Торы, поскольку вызовет в нем желание к этому. А добиться веры невозможно без изучения Торы. И поскольку Тора забывается среди большой части нашего народа, в той же мере слабеет и вера. Получается, что причина всех причин нашего сегодняшнего положения, подобного которому не было прежде, – то, что мы оставляем Тору. Об этом прямо говорит Писание (Ирмияу, 9: 11): «Из-за чего потеряна земля? Сказал Г-сподь: из-за того, что оставили Мою Тору». Если мы устраним эту причину, спасение обязательно последует, а «спасение от Всевышнего происходит в мгновение ока», ведь рука Всевышнего не <может быть> коротка, чтобы спасти.

Следовательно, спасение зависит только от нас, то есть мы должны распространять Тору в народе Израиля, это – совет Всевышнего, и никакие другие советы для нашего спасения не помогут. И сказано: «Чтобы не увидел Он у тебя срамного и не отвернулся бы от тебя» (Дварим, 23: 15), а когда Всевышний отворачивается от нас, то есть снимает с нас Свою защиту – тогда никакие люди не будут в силах спасти нас.

Из этого можно понять, что тот, кто способствует распространению Торы, способствует и спасению Израиля.

А о том, кто отстраняется и не помогает в этом, сказано: «Не стой на крови ближнего своего» (Ваикра, 19:16). А те, кто, наоборот, распространяют безверие, представляют для нас настоящую угрозу, ибо они являются причиной того, что постигает нас теперь, и за проливаемую еврейскую кровь будет спрошено с них.

3. Как это исправлять

Теперь возникает вопрос, в каком порядке выполнять эту священную работу. Ответ состоит в том, что начинать надо с детей, изучающих Тору, ибо они – основа нации. Особенно в наше время, когда отцы учатся у детей, а не дети у отцов, и мы видим, что если есть в семье сын, изучающий Тору, то он может повлиять к лучшему на своих родителей, а если наоборот – то, соответственно, наоборот. Надо стараться укреплять хедеры, обучать мальчиков Пятикнижию с комментарием Раши, который объединяет Письменную Тору и Устную. Эта учеба укрепит в сердцах детей веру в основы нашей Традиции и осознание корней Торы, и подготовит их к последующему изучению Мишны и Гемары.

Но всему этому должно предшествовать важное условие: учителя детей должны быть Б-гобоязненными.

Если же в каком-то месте не найдется таких учителей, а будут только люди «свободных» взглядов, – тогда лучше, чтобы дети не учились совсем, чем чтобы обучались у вольнодумцев! Так постановил наш учитель великий Хафец Хаим, благословенной памяти, и я присутствовал на этом заседании. Многие ошибаются в том, что, имея верное желание, чтобы их дети учили Пятикнижие, они посылают их учиться к вольнодумцам. Это огромная ошибка, ибо тот, кто позволяет таким людям обучать своих детей, подобен тому, кто посылает своих детей сменить веру! (Собрание писем и выступлений Хафец Хаима, стр. 90.)

В нашем теперешнем положении большая часть еврейских детей обучаются подобно неевреям, и нет у них никаких знаний даже о Письменной Торе, и нет никакой разницы между ними и детьми иноверцев (разве что за исключением пустой церемонии «Бар-мицвы» [буквально «сын заповеди» прим. перев.], которую правильнее назвать бы «сын греха», ибо вырастая, молодой человек начинает тянуться к грехам, о которых в детстве и не думал). И хуже того – их будут обучать «Торе», но что это будет за Тора? Не Тора Б-га, а «Тора» Сатаны, потому что под видом Торы им будут преподавать «еврейскую мудрость» вроде книг Греца, Гейгера, и т. п., и новую литературу на «современном иврите», полную безверия и цинизма, и всяческой мерзости. Такая учеба уже привела к фальсификации Торы. Ибо те, кто занимается этими пустыми вещами, называются «мудрецами», а писаки, сражающиеся против Торы, называются «провидцами» и «предсказателями», и люди, настолько отвергающие всю Тору, что понятно, чего они заслуживают по Закону, – они, оказывается, «главы народа и руководители поколения, заслуживающие всеобщего уважения».

Что же с этим делать? Ведь для того чтобы открыто сражаться против них, даже когда закон позволяет, требуется готовность к самопожертвованию, но таких людей уже нет с нами – мы лишились их из-за своих грехов. И даже если остались считанные единицы – в их ли силах противостоять огромной армии посланцев Сатаны? Но правильный путь таков: «Они – по-своему, а мы – по-нашему». Как в притче, приведенной в предисловии к книге «Шмират а-лашон»: если напали на человека грабители и расхищают его товары, следует и ему хватать, сколько сможет ухватить, – тогда он хотя бы не останется с пустыми руками. Так и мы должны стараться спасти то, что еще можем. Надо помнить: даже немного света способно разогнать много тьмы.

Хафец Хаим, благословенной памяти, говорил: «Темноту не разогнать ни палками, ни пушками; надо только зажечь свечу – и темнота сама исчезнет».

Напомним, что писал Рамбам в законах изучения Торы (гл. 1, п. 8), и следом за ним все законоучители: что каждый еврей обязан установить постоянное время для изучения Торы, будь то мальчик или старик, бедный или богатый, и т. д. Это – основа основ, от которой зависит все. И слышал я от учителя моего Хафец Хаима, благословенной памяти, что во времена Виленского Гаона были особые люди, которые ездили из города в город, чтобы пробудить сердца людей и укрепить в них веру, – так называемые «увещеватели». Один из них как-то пришел к Гаону и спросил: «Рабби, скажите мне, на какую тему мне лучше говорить. Потому что мало толку, если упрекать людей сразу в нескольких вещах. Но если пробудить сердца в чем-то одном, есть вероятность, что это приведет к действиям». Ответил ему Гаон: «Говори об изучении Торы, ибо в этом содержится все». Как сказано в Мишне: «Занимайся ею снова и снова, ибо все в ней» (Пиркей Авот, гл. 5, мишна 22).

Чтобы претворить в жизнь эту идею, необходимо учредить в каждом месте особый совет, который будет заниматься только распространением Торы, и ничем другим.

Как писал Рамбам: «Никогда никто не мог меня победить, кроме того, кто занят одним делом». Обязанностью этого совета будет создавать хедеры для мальчиков и еврейские школы для девочек, организовывать уроки Торы для взрослых и группы «Тиферет бахурим» для юношей. Успех этого дела будет зависеть от учителей и преподавателей: если они будут способны увлечь за собой сердца – умножится количество учащихся. Ибо на самом деле в сердце каждого еврея спрятана искра любви к Торе, но «если оставить уголек, он будет постепенно затухать» (Бава Кама, 9б), и нужен кто-то, кто сумеет раздуть огонь, чтобы он разгорелся ярким светом. И те, кто это сделает, будут вписаны на Небесах в книгу Б-гобоязненных и заботящихся о <прославлении> Его Имени (Малахи, 3:16). И будет их удел с теми, кто удостаивает многих, чья праведность сохраняется навечно, и вкушают плоды своих дел еще в этом мире.

Перевод – М. Климовская


http://www.beerot.ru/?p=48064