Маалот а-Тора — 15 — Голос Яакова и руки Эсава

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1767
руки эсава

18. «Голос Яакова»

Еще написано: «Святой, благословен Он, стерпел грехи распутства, кровопролития и идолопоклонства, но не стерпел грех пренебрежения Торой (битуль Тора), как сказано: «”За что погибла страна?” …”За то, что они оставили Мою Тору”» (Ирмияу 9:11-12). И еще в мидраше толкуют стих «И пришел Амалек, и стал воевать с Израилем в Рефидим» (Шмот 17:9) – [у сынов Израиля] ослабели руки, держащие Тору.

[См. «Мехильта» (Бешалах, Амалек). Уже указывалось, что название רְפִידִים (Рефидим) можно истолковать как сочетание двух слов: רפו ידים (рафу ядаим – «ослабели руки»). Поэтому-то наши мудрецы объясняют: Амалек напал на сынов Израиля потому, что у них «ослабели руки», держащие Тору (т. е. они стали пренебрегать ее изучением; см. также «Таргум Йонатан» и «Ор а-Хаим», Шмот 17:1; Бхорот 5б, Раши).

Рав И.-А. Хавер подчеркивает, что Амалек является потомком Эсава, который был наделен «руками» («руки – руки Эсава»). И он – порождение Нахаша (Змея, который подтолкнул на грех Первого Человека в Ган Эдене), о котором сказано у пророка: «Из рода Змея выйдет гадюка» (Йешаяу, 14:29) – имеется в виду Амалек. И когда сыны Израиля пренебрегли Торой, жизненная сила души покинула «сосуды» (келим), называемые также «руками», и поэтому их руки «ослабли». Тогда власть над «руками» получил сар Эсава – Самаэль (Самех-Мем), которого называют также Сатан. Ведь место, из которого уходит святость, становится добычей духовной скверны. Поэтому меч Амалека получил силу, и его народ «стал воевать с Израилем в Рефидим».

И тогда «Моше сказал Йеошуа: “Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком!”» (Шмот, 17:9) – потому что Йеошуа не отрывался от Торы, как написано: «А служитель его Йеошуа бин Нун никогда не отлучался из шатра» (там же, 33:11). А сам Моше, душа которого объединяла все еврейские души, возносил свои руки с верой к небесным высям, сопровождая это вознесение рук голосом своей молитвы, – и это вновь соединило душу с «сосудами». А когда святая душа соединена с телом, то силы духовной скверны его оставляют. Так происходит всегда, когда сыны Израиля оживлены своей святой душой и занимаются Торой, которая вся состоит из имен Всевышнего. И поэтому сила «рук» была отобрана у Амалека и отдана сынам Израиля, и тогда «ослабил Йеошуа Амалека и народ его мечом» (там же 17:13). Это «меч», силу которому придают уста сынов Израиля, как написано (Теилим, 149:6-7): «Прославление Б-га у них на устах и обоюдоострый меч в их руках, чтобы совершить возмездие народам и покарать племена». А в мидраше («Шохер Тов», Теилим) объяснено: «Уста сынов Израиля – вот их меч» («Ор Тора», 35).]

И написано: «Как солома съедает язык огня… так их корни станут прахом… ведь они отвергли Тору Б-га…» (Йешаяу, 5:24). А в мидраше толкуют: «солома» – это Эсав, а «огонь» – это Яаков, но солома пожирает огонь. В каком случае такое может произойти? Когда «они отвергают Тору Б-га». «Их корни станут прахом» – им не помогут даже заслуги их праотцов (см. «Эйха Рабати», птиха 2).

[Как объясняет рав И.-А. Хавер, Эсав сравнивается с «соломой», т. е. с сухими частями колоса, необходимыми лишь для того, чтобы появились зерна пшеницы, которые и являются основной целью. Так и потомки Эсава нужны в этом мире лишь для того, чтобы хранить потомков Яакова, которые и являются основным плодом. Ведь у Эсава нет никакого собственного права на существование и жизненность, так как он появился на свет совершенно чудесным и надприродным образом у Ицхака и Ривки, которые оба были изначально бесплодны. А Яаков и его потомки были рождены для надприродного существования, связанного с изучением Торы, как уже объяснялось выше. И роль Эсава, для которой он был сотворен, заключена в том, чтобы быть своеобразной «оградой» для Яакова и его потомков, чтобы удерживать их в рамках их особого предназначения. Когда сыны Израиля отходят от изучения Торы, тогда потомкам Эсава дается над ними власть, и они выполняют роль карающего бича, призванного возвратить сынов Израиля внутрь прорванной ими ограды. И в час, когда евреи пренебрегают изучением Торы Б-га, которая сравнивается, как уже упоминалось выше с «огнем», тогда «солома пожирает огонь» – потомки Эсава приобретают полную власть над сынами Израиля, призванными хранить в себе огонь святости, но попытавшимися сбежать от своего особенного призвания («Ор Тора», 33).]

В мидраше толкуют так же стих «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава» (Берешит, 27:22) – всё время, пока голос Яакова раздается в Домах Молитвы и Домах Учения, руки Эсава над ним не властны.

[«Берешит Раба», 65:20. Рав И.-А. Хавер поясняет, почему праотцу Яакову был дарован именно «голос», а его брату Эсаву – «руки». Во всем, что сотворено в природе, есть «тело» (гуф) и «душа» (нефеш). Создание материальных тел названо в Торе «деланием», как написано: «И сделал Б-г разные виды зверей, разные виды скота и разные виды земных животных…» (Берешит, 1:25) – этим действием были созданы все тела и все их органы (келим). А речением Своих уст Всевышний вселил в тела душу и дал им жизненность, чтобы они могли совершать определенные для них действия, и об этом сказано в трактате Авот (5:1): «Десятью реченьями был сотворен мир».

Но способность к речи была дарована только человеку, созданному по подобию Творца, как об этом сказано у пророка: «И Я вложил Мои речения в твои уста, …чтобы протянуть небеса и основать землю» (Йешаяу, 51:16). Всевышний вложил в человека силу, подобную Своей силе речи, чтобы речениями своих уст человек притягивал жизненную и духовную силу ко всему сотворенному. Такое воздействие на миры происходит, когда человек из народа Израиля изучает Тору, являющуюся речениями Всевышнего, с помощью которых Он создал этот мир. Но если человек из сынов Израиля, не дай Б-г, наоборот, оскверняет данный ему дар речи, это привлекает разрушение и смерть ко всему сотворенному. Поэтому-то написано: «И жизнь, и смерть зависят от языка» (Мишлей, 18:21).

В Торе сказано, что, создав Первого человека, Всевышний «вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живою душой (לְנֶפֶשׁ חַיָּה – ле-нефеш хая)» (Берешит, 2:7). Подразумевается, что человек, благодаря душе, дарованной ему свыше, стал «живою душой» всего сотворенного мира, так как всё живет благодаря ему, – и поэтому слова לְנֶפֶשׁ חַיָּה (ле-нефеш хая) переведены на арамейский язык как לרוח ממללא (ле-руах мемалела – «говорящий дух»), ведь весь сотворенный мир зависит от его речи. Именно поэтому наш праотец Яаков был наделен «голосом», как написано: «Голос – голос Яакова» (там же, 27:22). Мир был создан десятью речениями, и его существование поддерживается голосом сынов Израиля, произносящих слова Торы, – этот дар был отдан праотцу Яакову и его потомкам, которые и стали душой всего сотворенного.

А «руками» был наделен Эсав, потому что его постижение ограничено только рамками тела.

У него нет никакой собственной жизни духа и речи. Но когда, по великим нашим грехам, сыны Израиля бросают Тору на землю, дар речи передается Эсаву – и это Нахаш (Змей), который своими устами кусает и умерщвляет. Обретая дар речи, он своими устами вводит людей в соблазн, а затем обвиняет их за совершенные по его же наущению грехи. Это злоречие Нахаша является противоположностью словам Торы. И так же, как заслуга за изучение Торы превосходит заслуги за выполнение всех других заповедей, так и грех злословия превосходит все другие грехи. Поэтому-то и сказал царь Шломо: «Все труды человека для его рта» (Коэлет, 6:7) – это либо труд по изучению Торы, произносимой устами, либо муки и страдания, вызванные карами за пренебрежение изучением Торы и за злоречие («Ор Тора», 34).]

Но, на первый взгляд, представляется, что этот мидраш противоречит самому стиху Торы. Из самого стиха следует противоположный вывод: когда голос Яакова раздается в Домах Молитвы и Домах Учения, тогда руки Эсава над ним и властвуют. А мидраш толкует наоборот!

Мне видится, что объяснение этого таково. На первый взгляд, непонятно, почему в стихе написано: «[Подошел Яаков ближе к своему отцу Ицхаку, и тот ощупал его и сказал]: “Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава”. И не узнал он его, потому что его руки были, как и руки Эсава [волосатыми], и он его благословил» (Берешит, 27:22-23), – ведь никакого благословения сразу вслед за этим не приведено, а следующий стих начинается словами «И сказал: “Ты ли это, сын мой Эсав?” [И сказал он: “Я”]» (27:24). И только позже написано: [И приблизился, и поцеловал его, и вдохнул запах его одежд, и благословил его, и сказал]: “Вот, запах моего сына, как запах поля, [благословенного Б-гом]. Пусть даст тебе Б-г [от небесной росы и от тучности земли, изобилие зерна и вина. …Будешь ты господином над твоим братом] …и т. д.”» (27:27-29). А если так, то в чем же заключалось его первое благословение?!

Поэтому-то мидраш объясняет именно так: праотец Яаков был благословлён и тем, и другим – и «голосом Яакова», а это изучение Торы, приводящее к тому, что тогда у него будут и «руки Эсава», т.е. у него будет такая сила, как в руках Эсава, и никакой враг не сможет обрести над ним власть. А если, не дай Б-г, у него не будет «голоса Яакова», то у него не будет и «рук Эсава» – тогда его руки ослабеют, и враги смогут приобрести над ним власть.

Теперь приведенный выше мидраш понятен: всё время, пока голос Яакова будет произносить слова Торы, то и «руки Эсава» будут принадлежать Яакову, и враги будут над ним не властны. Но если голос Яакова не будет произносить слова Торы, то тогда, не дай Б-г, рукам Эсава будет разрешено властвовать над Яаковом.

[Рав И.-А. Хавер отмечает, что у народа Израиля есть два типа врагов. Первый – это враг в этом мире, стремящийся приобрести власть над их телами. А второй – враг в высшем мире, и это сар Эсава, который стремится обрести власть над их душами. Про злодея Амана, который был потомком Амалека, написано: «Притеснитель и враг – это злодей Аман» (Эстер, 7:6). «Притеснитель» – в высшем мире, а «враг» – в земном мире.

Но когда евреи занимаются изучением Торы, это помогает им одолеть и того, и другого. Изучение Торы дает возможность сразить Самаэля в высшем мире, и в этом смысле Тора подобна «луку», с помощью которого можно поразить далекую цель. А когда изучение Торы помогает одолеть врага в земном мире, это подобно «мечу», и поэтому написано «…и обоюдоострый меч в их руках, чтобы совершить возмездие народам». И поэтому праотец Яаков произнес: «я взял …своим мечом и луком» (Берешит, 48:22) – ведь он одолел своих врагов и на земле, и в духовных мирах («Ор Тора», 35).]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=45836