Маалот а-Тора — Изучение Торы искупает все грехи

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер | версия для печати версия для печати
искупает все грехи

14. Изучение Торы искупает грехи и приближает избавление

Тора также искупает все грехи, как сказано: «Вот учение (זֹאת הַתּוֹרָה – зот а-Тора) о жертве всесожжения, о хлебном даре, о жертве грехоочистительной и о жертве повинной…» (Ваикра, 7:37). [Эту строку можно истолковать так: «Вот Тора для жертвы всесожжения (לָעֹלָה – ла-ола), для хлебного дара (לַמִּנְחָה – ла-минха)…» – т.е. изучение Торы может стать заменой искупительным жертвам (разумеется, речь идет о периоде, когда Храм разрушен, но в период Храма принесение жертв – это заповедь самой Торы).] И сказали наши мудрецы, толкуя стихи «Вот учение о жертве всесожжения…» и «Это жертва всесожжения…» (Ваикра, 6:2): «Каждый изучающий законы жертвы всесожжения как будто приносит жертву всесожжения, а каждому изучающему законы грехоочистительной жертвы засчитывается, будто он принес грехоочистительную жертву» (Менахот, 110а). А в святой книге «Зоар» говорится: каждый занимающийся изучением Торы не нуждается ни в жертве всесожжения, ни в хлебных дарах, ни в повинной жертве, потому что Тора выше всех жертвоприношений.

[См. «Зоар» (3, 80б). Рав И.-А. Хавер отмечает, что изучение Торы не только искупает грехи, уже совершенные человеком; серьезное изучение Торы отдаляет его от совершения новых грехов, и особенно, если человек изучает Тору ли-шма – без побочных или корыстных мотивов, а только ради выполнения заповеди Творца. Такой человек не согрешит, даже невольно и ненамеренно – именно поэтому ему вообще не понадобятся очистительные жертвы, – «ни жертвы всесожжения, ни хлебные дары, ни повинные жертвы» (см. «Ор Тора», 25).]

В Талмуде толкуют стих «И положите (וְשַׂמְתֶּם – ве-самтэм) эти Мои слова [на ваше сердце и на вашу душу]» (Дварим, 11:18) – читай не וְשַׂמְתֶּם, а וְסַמְתֶּם [при замене буквы ש (син) наס (самех) произношение слова не изменяется; но с буквой самех это слово можно разложить на два: סם תם (сам там) – «совершенное снадобье» (см. Раши)], ведь Тора – это эликсир жизни (סם חיים – сам хаим), который исцеляет всего человека. [В Талмуде также приведена] притча о царе, который побил своего сына и поместил на место побоев целительную повязку, сказав ему: «Всё время, пока повязка на твоей ране, ты можешь есть, что захочешь, и пить, что захочешь, и купаться как в горячей, так и в холодной воде, – и тебе не будет вреда. Но если ты снимешь эту повязку, то появятся болезненные нарывы». Так сказал Святой, благословен Он: «Я создал злое начало, и Я создал средство против него – Тору» и т. д. (см. Кидушин, 30б).

И еще наши мудрецы толковали: «Что означает стих “[Как прекрасны твои шатры, Яаков…] Они [т. е. ряды шатров выстроены] как текущие [вдоль полей] ручьи, как сады при реке, как кусты алоэ, посаженные Б-гом” (Бемидбар, 24:5-6)? Почему “шатры” сопоставляются с “ручьями”? Так же, как ручьи поднимают человека от нечистоты к чистоте, так и слова Торы, [которые произносятся в “шатрах Торы” – в Домах Учения]» (Брахот, 16а).

И еще толковали наши мудрецы: «Если человек подлежит смерти по приговору Небес, то что же ему делать? Если он обычно выучивает одну главу, то пусть выучивает две, а если он обычно выучивает один лист, пусть выучивает два» («Ваикра Раба», 25:1).

И еще наши мудрецы говорили: «Изгнанники возвращаются [на святую землю] именно в заслугу изучения Торы», как сказано: «И если они будут отданы (יִתְנוּ – итну) другим народам, теперь Я их соберу» (Ошеа, 8:10). [См. «Ваикра Раба», 7:3. Слово יִתְנוּ (итну) на арамейском языке означает «будут учиться» (сравните знаменитое талмудическое выражение тану рабанан – «учили мудрецы»). Учитывая это, стих пророка Ошеа можно истолковать так: «И если они будут учиться (т.е. изучать Тору) среди других народов, в изгнании, то теперь Я их соберу».] Ведь известно, что два первых изгнания [вероятно, имеется в виду пребывание изгнанников под властью вавилонян и персов] были вызваны грехами идолопоклонства, распутства и кровопролития, а избавление пришло в заслугу праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.

Но это последнее изгнание было вызвано грехами злословия и напрасной ненавистью, так как эти грехи являются противоположностями Торы.

[Эти слова автора опираются на известный фрагмент талмудического трактата Йома (9б), где сказано: «Из-за чего был разрушен Первый Храм? Из-за трех грехов, которые тогда совершались – из-за идолопоклонства, разврата и кровопролития. Но из-за чего же был разрушен Второй Храм, в дни которого евреи были заняты изучением Торы, выполнением заповедей и делами милосердия? Из-за того, что была напрасная ненависть (одних евреев к другим, которая проявилась в злословии)».

Виленский Гаон поясняет: «Известно, что самой значительной из всех заповедей является изучение Торы. А пустые разговоры и насмешки являются противоположностью Торы» (Мишлей, 1:23). Но из всех пустых разговоров особенно разрушительным бывает злоречие (лашон а-ра), которое приводит к напрасной ненависти между евреями (синат хинам). А рав И.-А. Хавер отмечает, что к злословию и к напрасной ненависти приводит пренебрежение изучением Торы, и лекарством от злословия как раз и является серьезное изучение Торы. Ведь «если человек прилепился к Торе, он понимает уловки злого начала, при помощи которых оно пытается столкнуть его в преисподнюю, – и поэтому отстраняется от него». Но если человек пренебрегает изучением Торы, он отдан в руки злого начала, выполняя всё, что оно пожелает. Такой человек идет за своим злым началом, как бык, которого повели на бойню. А одно из основных искушений, к которому оно прибегает, состоит в том, что человеку показывают, как изучающие Тору пребывают в бедности и нищете – им не на что себя прокормить. Это принижает знатоков Торы до такой степени, что они становятся презренными в глазах тех, кто посвятил себя суетным делам этого мира. Из-за этого изгнание становится еще более длительным и тяжелым, ведь оно продолжает существовать лишь потому, что евреи сбрасывают с себя «ярмо Торы». И «поэтому Машиах придет только в заслугу изучения Торы» – в дни, когда «все силы духовной скверны и злого начала будут сметены силой Торы» (см. «Ор Тора» 27).]

А избавление придет в заслугу Моше и в заслугу Торы, которая была дарована через Моше, и поэтому конец этого изгнания скрыт от всех глаз, подобно тому, как написано о самом Моше: «И никто не знает места, где он погребен» (Дварим, 34:6).

[Здесь автор исходит из сказанного в святой книге «Зоар», где прямо указано: если из предыдущих изгнаний евреи «возвратились в заслугу трех праотцов», то возвращение из этого, последнего изгнания произойдет в заслугу Моше. Ведь это изгнания и наступило из-за пренебрежения изучением Торы, как написано: «Есть ли мудрец, который понял бы …за что погибла страна, опустевшая, как пустыня? И сказал Б-г: “За то, что оставили они Мою Тору”» (Ирмияу, 9:11-12). Поэтому Всевышний сказал: «Теперь их грех связан с Торой, которую Я дал через Моше, и она названа его именем, как сказано: “Помните Тору Моше”. Когда они обратятся к добру и займутся Торой, Я их избавлю». Значит, избавление из последнего изгнания откладывается «только из-за пренебрежения изучением Торы» (см. «Зоар Хадаш», Берешит 15:1).

И в другом месте святой книги «Зоар» тоже указано: «Когда они (сыны Израиля) удостоятся через изучение Торы, то будут возвращены на святую землю и собраны из изгнания» («Зоар», 3, 270а).

В святой книге «Зоар» приведены слова Творца: «Безумцы те, кто вычисляет последний срок – срок, который Я никому и никогда не открыл» («Зоар Хадаш» 1, 14б). А рав И.-А. Хавер добавляет: «Подобно тому, как скрыта и спрятана душа Моше, и “никто не знает места, где он погребен”, так же скрыт и последний срок – он откроется только в заслугу изучения Торы, и тогда проявится душа Моше, как написано: “Не отойдет скипетр от Йеуды …до прихода Шило, и будут повиноваться ему народы” (Берешит, 49:10) – а имеется в виду Моше» (см. «Ор Тора», 27). Комментаторы Торы объясняют, что слова «до прихода Шило» подразумевают приход Машиаха (см. Раши; см. также Таргум), а числовое значение слова שִׁילֹה (Шило) – 345 – равно гиматрии имени משה, Моше («Бааль а-Турим», Берешит, 49:10; см. также «Зоар», 1, 25б). И в мидраше сказано: «Каков первый избавитель, таков и последний избавитель, а первый избавитель – это Моше» («Бемидбар Раба», 11:2). Некоторые знатоки сокровенных разделов Торы считают, что Машиах будет не просто во многом подобен Моше, но сам «Моше, который избавил наших предков, избавит и нас». И хотя Машиах должен быть потомком царя Давида, происходящего из колена Йеуды, а Моше вышел из колена Леви, в будущем его душа вновь вернется на землю и воплотится в человеке, который по своему происхождению будет потомком царя Давида. Поэтому на глубинном уровне понимания «сам Моше (т.е. человек с душою Моше) и станет царем-Машиахом» (см. «Ор а-Хаим», Берешит, 49:11; см. также «Зоар», 2, 120а). Это и подразумевается в приведенном выше толковании рава И.-А. Хавера.]

Перевод и составление: рав Александр Кац

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

радость торы
| Рав Авраам Раголер

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий