Маалот а-Тора — 4 — Сколько заповедей выполняется при изучении Торы?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1192

4. Сколько заповедей выполняется при изучении Торы?

В соответствии со сказанным выше [по поводу того, что каждое речение Торы является особой заповедью], мы можем узнать, сколько заповедей выполняет человек, изучая Тору.

Написано: אִם בְּחֻקֹּתַי תֵּלֵכוּ (Им бехукотай телеху) – «Если Моим уставам будете следовать…» (Ваикра, 26:3), а Раши объясняет: если будете трудиться над Торой.

И еще написано: «И повторяй их (т.е. слова Торы) своим сыновьям», «и произноси их», «сидя в своём доме», «и идя дорогою», «и ложась», «и вставая» (Дварим, 6:7) – уже семь заповедей.

И еще в книге Дварим это повторено в стихе «И научите им ваших сыновей, чтобы произносили их, [сидя в своем доме и идя дорогою, и ложась, и вставая]» (там же, 11:19).

И еще написано: «И храните Мои уставы и Мои законы» (Ваикра, 18:5), а также «[Мои законы исполняйте и Мои уставы] храните, чтобы им следовать» (там же 18:4). А в законодательном мидраше «Тора коэнов» разъясняется: «…чтобы все ваши занятия были связаны только с ними (т.е. со словами и законами Торы)». [В «Торе коэнов» (Торат коаним, т.е. в законодательном мидраше «Сифра») толкуют: «…чтобы им следовать» – т.е. чтобы все ваши занятия были связаны только с ними, и чтобы вы не примешивали к ним никаких других вещей. Человек не должен говорить: «Я уже изучил еврейскую мудрость, а теперь буду изучать мудрость других народов». Поэтому-то Тора заповедует: «…чтобы им следовать» – у тебя нет никакого права оставлять изучение их (т.е. законов Торы)» (Сифра, Ахарей Мот 13:11). Именно поэтому рав Авраам и приводит этот стих Торы в числе заповедей, посвященных изучению Торы.]

В недельной главе Кедошим написано: «И храните все Мои уставы и [все Мои законы]» (Ваикра, 19:37), а также «И храните Мои заповеди».

[Считается, что это ошибка переписчика, так как подобный стих «И храните Мои заповеди» расположен не в главе Кедошим, а в следующей главе Эмор, как и указано далее в самой книге. И возможно, здесь имеются в виду другие стихи из главы Кедошим – например, «И храните Мои уставы» (20:8) или «И храните все Мои уставы» (20:22).] И в главе Эмор тоже написано: «И храните [Мои заповеди] и исполняйте…» (там же, 22:31).

И еще написано в главе Ва-этханан: «И изучайте их (законы Торы)» (Дварим, 5:1), а также [в главе Реэ:] «И храните, чтобы выполнять, все уставы [и законы]» (там же, 11:32) и «[Вот уставы и законы], которые вы должны хранить, чтобы исполнять» (12:1). А в мидраше «Сифри» уточнено: «имеется в виду изучение Торы». Там, в «Сифри», сказано так: в каждом месте этой главы, где заповедано «хранить», подразумевается изучение Торы. [«Сифри», Реэ 58-59. И Раши также объясняет: שמור (Шмор – «Храни») – имеется в виду «выучивай». Ты должен хранить законы Торы в своем сердце, чтобы они не забывались. …И если ты их выучил, то тогда ты можешь им следовать и выполнять их. Но то, что не было изучено, и соблюдаться не будет» (Раши, Дварим 12:28).]

И еще там (в главе Ва-этханан) написано: «И поведай о них твоим сынам и сынам твоих сыновей» (4:9) и «чтобы …ты хранил все Его уставы» (6:2), а также «И храните, чтобы выполнять…» (5:29).

В главе Экев написано: «[…вы будете слушать эти законы] и хранить их, и исполнять их» (7:12), а также [в главе Реэ:] «храните, чтобы исполнять» (13:1) и [в конце главы Ницавим:] «…выбери жизнь» (30:19). [Согласно приведенному далее, в разделе 6, толкованию, слова «выбери жизнь» подразумевают выбор, связанный с изучением и соблюдением Торы, потому что подлинная жизнь исходит для еврея из Торы, как сказано: «В ней – твоя жизнь» (Мишлей, 4:13).] А в главе Ки тиса написано: «Храни же [то, что Я повелеваю тебе сегодня]» (Шмот, 34:11).

Обратите внимание на все эти приведенные стихи, чтобы установить число предписывающих заповедей (мицвот асе), связанных с изучением Торы.

[По подсчету некоторых комментаторов, автор приводит здесь 27 повелений, связанных с изучением Торы (возможно, этот подсчет можно выполнить несколько иным образом). Но он упоминает далеко не все даже из тех, которые содержатся в процитированных им главах и книгах Торы (см. например, Дварим, 26:16-17), и некоторые из них еще будут упомянуты в последующих главах книги.

В мишне из трактата Пеа указывается, что заповедь изучения Торы равноценна по своей важности всем другим заповедям вместе взятым. В этой связи Виленский Гаон отмечал, что при изучении каждого последующего слова Торы человек выполняет еще и еще одну заповедь изучения Торы, которая равноценна всем другим заповедям. Получается, что, проучивая всего один лист в одной из книг, которые входят в понятия «Тора» (например, Танах, Талмуд, кодексы законоучителей и т.д.) человек выполняет несколько сотен заповедей изучения Торы («Шнот Элияу», Пеа). А согласно утверждению рава Авраама о том, что каждое повеление, предписывающее изучать и хранить Тору, является самостоятельной заповедью, при изучении каждого слова Торы человек выполняет десятки заповедей, каждая из которых равноценна всем остальным заповедям вместе взятым.]

Добавим к этому десять запрещающих заповедей (лавин). Написано: «Только берегись и оберегай свою душу очень, чтобы ты не забыл того, что видели твои глаза, и чтобы это не ушло из твоего сердца [все дни твоей жизни]» (Дварим, 4:9), а также «Берегись, чтобы ты не забыл…» (там же 8:11).

[Мудрецы Талмуда указывают, что забывающий даже одну вещь, из выученного им в Торе, преступает запрет, приведенный в этом стихе (см. Менахот, 99б). А Рамбам в своем своде законов «Мишнэ Тора» отмечает, что еврей обязан изучать Тору на протяжении всей жизни – буквально до дня своей смерти, ведь в этом стихе написано: «…чтобы это не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни». А если человек отвлекается от изучения Торы, то он не только не продвигается вперед, но и забывает даже уже изученное (Рамбам, «Талмуд Тора», 1:10).]

Еще два запрета: «Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не сошли с пути, и не служили бы [чужим богам]» (11:16). А в законодательном мидраше «Сифри» указано: когда человек уходит от Торы, он сразу же обращается к идолопоклонству. [См. «Сифри», Экев 43, где говорится: «Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце» – Всевышний сказал им: «Остерегитесь, чтобы дурное влечение не ввело вас в заблуждение и вы бы не оставили Тору, ведь, если человек оставляет Тору, он идет и занимается служением идолам, как написано: «Они быстро сошли с пути, который Я им заповедал, – они сделали себе литого тельца…» (Шмот, 32:8). И еще сказано (устами царя Давида): «…пусть будут прокляты они перед Б-гом за то, что изгнали меня ныне из удела Б-га, говоря: «Иди, служи чужим богам!» (Шмуэль 1, 26:19). Но разве может прийти на ум, что Давид, царь Израиля, будет служить идолам?! Однако сказано именно так, чтобы показать: когда человек прерывает изучения Торы, он как будто идет и занимается идолопоклонством».

И рав Авраам, автор книги «Маалот а-Тора», использует этот фрагмент из «Сифри» в качестве доказательства того, что в стихе «Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце» содержится запрет прерывать изучение Торы.]

И еще два запрета: «Остерегайтесь, как бы не забыть вам союз с Б-гом…» (4:23), а везде, где сказано «Остерегись, как бы не» или «не» – это запрещающие заповеди Торы.

[Комментаторы указывают, что в четырех упомянутых стихах Торы содержится десять запретов: первый – «Только берегись», второй – «оберегай свою душу», третий – «чтобы ты не забыл того…», четвертый – «чтобы это не ушло из твоего сердца» (Дварим 4:9), пятый – «Берегись», шестой – «чтобы ты не забыл» (8:11), седьмой – «Берегитесь», восьмой – «чтобы не обольстилось ваше сердце…» (11:16), девятый – «Остерегайтесь» и десятый – «как бы не забыть вам» (4:23).] И там, где в Торе сказано «остерегись» – это запрет отвлекаться мыслями от изучения Торы, как написано: «И несите стражу Дома, не отвлекаясь» (Мелахим 2, 11:6). Поэтому-то благословение на изучение Торы произносят лишь один раз, утром, – ведь от Торы запрещено отвлекаться мыслями, подобно сказанному: «Пусть несут охрану [Шатра Откровения]» [т.е. пусть не отвлекаются – даже мысленно – от святынь Шатра Откровения].

[Составители Тосафот (Брахот, 11б) объясняют, что еврей постоянно мысленно связан с Торой, ведь он обязан учиться всё время, как написано: «И размышляй о ней днем и ночью» (Йеошуа, 1:8). А Рош добавляет, что, если человек привык постоянно заниматься Торой, то даже в час, когда он вынужден заняться какими-то другими делами, его мысли по-прежнему сосредоточены на учебе (Брахот, 13). И это, действительно, так: например, выдающийся современник и дальний родственник рава Авраама, брата Виленского Гаона, – рав Авраам Данциг («Хаей Адам»), который в течение длительного периода был преуспевающим коммерсантом, свидетельствовал о себе, что, даже «отправляясь в дальние переезды и сидя в своем магазине, …и даже во время деловых операций», он постоянно размышляет о проблемах, связанных с изучением Торы (см. его предисловие к книге «Хохмат Адам»).]

И поэтому о Торе сказано: «…и размышляй (וְהָגִיתָ – ве-ягита) о ней днем и ночью» (Йеошуа, 1:8). Выражение וְהָגִיתָ (ве-ягита) подразумевает именно размышление, как написано: «И размышления моего сердца перед Тобой…» (Теилим, 19:15) – т.е. нужно не отрываться мыслями от Торы. Ведь выше там написано: «Пусть не отходит эта книга Торы от твоих уст» (Йеошуа, 1:8) – а когда невозможно произносить слова Торы, то в таком случае заповедано: уж по крайней мере, «размышляй о ней днем и ночью» [ведь не написано «и говори о ней днем и ночью», а именно «размышляй о ней днем и ночью»] и «только будь тверд и настойчив» (там же, 1:18).

Перевод и составление — рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=43581