Маалот а-Тора — «Зоар» об изучении Торы
36. Держится за Дерево Жизни
А теперь я разъясню тебе также высказывания, приведенные в святой книге «Зоар».
[В книге «Зоар»] толкуют стих «Если ты проявил слабость в день беды, то скудна твоя сила» (Мишлей, 24:10). Вот, что там говорится: «В час, когда человек проявляет слабость в изучении Торы и ступает по неверным путям, то множество ненавистников выступают против него, его обвиняя. И даже его душа, которая призвана придавать ему силы, становится его ненавистником, как написано: צר כחכה (цар кохеха – “скудна твоя сила”; эти слова можно истолковать и так: “враждует против тебя твоя сила”).
“Если ты проявил слабость…” (התרפית – итрапита) – подразумевается тот, чьи руки ослабли и не держатся за Святого, благословен Он.
Но как может человек держаться за Святого, благословен Он?! Тот, кто крепко держится за Тору, тот держится за Дерево Жизни и придает силы Шехине. Сколько ангелов-заступников поддерживают его, упоминая его заслуги!» («Зоар» 1, 174б)
[В трактате Авот (4:11) говорится: «Каждый, выполнивший одну заповедь, приобретает себе одного ангела-заступника». И если так, то при занятиях Торой, когда каждое слово, выходящее из уст человека, является выполнением предписывающей заповеди изучать Тору, создается много тысяч ангелов-заступников, и они говорят в его пользу, упоминая его заслуги. И еще наши мудрецы утверждали: «При каждом речении, исходящем из уст Святого, благословен Он, создается один ангел» (Хагига, 14а). Поэтому при произнесении человеком слов Торы, которые сами по себе являются речениями Б-га, порождается множество святых ангелов, и пойми это (р. И.-А. Хавер, «Ор Тора» 89).]
О том, кто занимается изучением Торы, написано:
«…когда будешь лежать, будет хранить тебя» (Мишлей, 6:22) – когда ты будешь лежать в могиле, Тора будет хранить тебя – она будет оберегать тебя от наказания в том (т. е. в Грядущем) мире. «А когда пробудишься, будет говорить в твою пользу» (там же) – в Грядущем мире, когда Святой, благословен Он, пробудит тебя после смерти. Тогда Тора будет говорить в твою пользу, возвещая твои заслуги, чтобы ты быстрее пробудился к вечной жизни, как написано: «[И пробудятся многие из спящих в земном прахе], эти – для вечной жизни…» (Даниэль, 12:2) – ведь они были заняты постижением вечной жизни, и это – Тора. Все эти вышедшие из его уст слова Торы, которыми человек занимался в этом мире, встают перед Святым, благословен Он, [звучат и не замолкают, (возвещая его заслуги)]» («Зоар», 1, Ваишлах, 175б).
37. «Каждый, кто старается заниматься Торой…»
В [книге «Зоар», в разделе, относящемся к] недельной главе Ваешев, [толкуют]: «Тот, кто пренебрегает изучением Торы, как будто разрушает целый мир. С каким великим старанием людям следует заниматься изучением Торы, ведь каждый, кто старается изучать Тору, обретает жизнь и в этом мире, и в Грядущем мире. И даже тот, кто изучал ее не ли-шма (т. е. не во имя глубокого постижения Торы и скрупулёзного выполнения ее законов [Тора – это раскрытие воли Всевышнего; прим. ред.]), как следовало бы изучать, удостаивается блага в этом мире, и его не судят в том мире.
Посмотри, написано:
“Долголетие (т. е. вечная жизнь) – в ее правой руке” (Мишлей, 3:16) – это для того, кто изучает Тору ли-шма. “В левой – богатство и почет” (там же) – благая награда и мир предназначены для него в этом мире. И если человек занимался изучением Торы ли-шма, то, когда он покидает этот мир, Тора идет перед ним, и объявляет о нем, и оберегает его, чтобы к нему не приблизились исполнители наказаний. А когда тело лежит в могиле, Тора его охраняет. Когда душа собирается покинуть этот мир, Тора шествует перед ней и проламывает перед ней многочисленные ворота. Тора напоминает об его заслугах до тех пор, пока он не пробудится в час оживления мертвых. А человека, который не удостоился и не старался изучать Тору, в час, когда он покинет этот мир, возьмут и отправят в Геином, в глубокое место, где никто над ним не сжалится.
Посмотри, как тяжко наказание за пренебрежение Торой, ведь народ Израиля был изгнан со святой земли за то, что евреи пренебрегали Торой и совсем ее оставили.
Ведь всё держится на изучении и соблюдении законов Торы, и мир продолжает существовать только благодаря Торе, которая обеспечивает существование верхних и нижних миров» («Зоар», 1, 184б-185а).
И еще там, в предисловии к святой книге «Зоар», написано: «С каким великим старанием человеку следует заниматься Торой днями и ночами – ведь Святой, благословен Он, слушает его голос! И каждое слово Торы, которое выходит из уст человека, поднимается в высшие миры, и Святой, благословен Он, берет это слово, и целует его, и коронует его семьюдесятью коронами» (там же, 4б).
И еще там написано:
«У человека, который не занимается изучением Торы, нет святой души, и на нем не пребывает высшая святость. А человек, который занимается Торой, преображен этой святостью до такой степени, что он становится подобным святым ангелам, как написано: “Благословите Г-спода, Его ангелы, могучие богатыри, исполняющие Его слово, повинующиеся звуку Его речи!” (Теилим, 103:20). Занимающиеся Торой люди названы “ангелами”» (там же, 12б).
И еще там написано:
«Когда Святой, благословен Он, пожелал сотворить мир, Он смотрел в Тору и творил его. Он сказал: “Мир! Ты сам и все происходящие в тебе процессы будут направляться Торой, которую изучают [сыны Израиля]. А если ее не будут изучать, то Я возвращу тебя к первозданной бесформенности и хаосу”. Сама Тора предстает перед людьми и призывает изучать ее, и каждый, занятый изучением Торы, поддерживает существование всех миров, и всё совершается как положено» (там же, 134а).
[Рав И.-А. Хавер подчеркивает, что «сотворение мира совершалось в буквальном смысле по Торе, и подобно тому, как при соединении букв образуются святые Имена, так при соединении различных частей образуются творения этого мира». В связи с этим в святой книге «Зоар» говорится: «Вся Тора – это Имена Святого, благословен Он» (1, 124а) – ведь через Его творения Он становится доступен нашему постижению. Но глубинный смысл Его намерения сотворить мир остается нам недоступен, и он скрыт от всех Его творений – это «тайна высшей мудрости, которую называют “сокровенной мудростью” (хахма стимайя)».
В своем высшем корне Тора не имеет никаких разделений. Но на более низком уровне мудрость разделяется на ל״ב (32) «тропы».
А цифра ל״ב складывается из первой буквы Торы ב (бет) в слове בראשית (Бе-решит – Вначале) и из последней буквы Торы ל (ламед) в слове ישראל (Исраэль – Израиль). И там, в высшем корне Торы, – исток этих «32 троп мудрости». Все они включены в букву א (алеф), и это первая буква слова אנכי (Анохи – Я), с которого начинаются Десять речений (см. Шмот, 20:1-2). Эта буква включает в себя всю Тору, и с ней связана тайна Его особого намерения при сотворении мира. И об этом сказано: «Слава Б-га заключена в сокрытии» (Мишлей, 25:2) – там, в высшем корне, а «слава царей заключена в исследовании» (там же) – на более низком уровне постижения («Ор Тора», 95). А числовое значение слова כבוד (кавод – «слава») – 32, и это намеком указывает на ל״ב (32) «тропы мудрости».]
А в [в разделе, относящемся к] недельной главе Ваеце [толкуют]:
«Каждый, кто старается заниматься Торой, обретает свободу от всего – свободу от смерти, которая над ним не властна. Когда человек идет по пути Торы, он любим в высших мирах, и любим в нижнем мире, и любим Святым, благословен Он» («Зоар», 1, 152б).
Перевод и составление: рав Александр Кац