Маалот а-Тора — 23 — Кровь и вино

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1928
вино

28. Кровь и вино

Изучение Торы приводит человека к добрым качествам характера.

В Талмуде говорится: «Начало всех болезней – в крови, начало всякого исцеления – в вине. А в месте, где нет вина, там нужны лекарства». [Бава Батра, 58б. Рашбам объясняет простой смысл этого изречения мудрецов: «Начало всех болезней – в крови» – все недуги происходят от избытка крови (это лечили кровопусканием). «Начало всякого исцеления – в вине» – если человек будет пить вино в верное время и в верных дозах, оно убережет его от болезней. «А в месте, где нет вина, там нужны лекарства» – в месте, где нет вина, умножаются болезни, и поэтому там необходимы лекарства.]

Мой брат, Гаон, благословенна память праведника, объясняет это следующим образом.

Все грехи начинаются с вожделения, а вожделение – в крови, ну а кровь – это нефеш (уровень души, в наибольшей степени связанный с телом). Поэтому и сказано: «Начало всех болезней – в крови», ведь с нее начинаются все болезни души.

«Начало всякого исцеления» – т.е. начало всякого исцеления души – «вино», и это Тора, которая сравнивается с вином, как написано: «[…она (Тора) сказала ему: «Идите, вкушайте мой хлеб] и пейте мое вино, которое я приготовила» (Мишлей, 9:4-5). [См. Брахот, 57а. Далее, в гл. 33, автор приводит изречение из мидраша: «Как вино веселит сердце, так и слова Торы» («Ялкут Шимони»). А в гл. 36 приведено выражение «вино Торы» (см. «Зоар» 3, 39а).]

«А в месте, где нет вина, там нужны лекарства» – имеется в виду следующее: если человек не изучает Тору, он нуждается в исцелении своего характера.

Однако изучающий Тору не нуждается в том, чтобы исправлять качества характера, подвергая себя различным лишениям (например, постам) и тому подобному, но только в том, чтобы весь день заниматься Торой, пребывая в страхе перед Б-гом.

[Комментируя приводимое здесь толкование Виленского Гаона, рав И.-А. Хавер вновь отмечает, что все дурные качества человека берут начало от духовной скверны, которая прилепилась к его животной душе (нефеш), когда он еще пребывал во чреве матери. И в сам час зачатия зародыш вобрал в себя материнскую кровь периода отстранения (дам нида) – ведь, по словам Талмуда, «женщина зачинает незадолго до начала периода месячных» (Нида, 31б). В этом корень двух самых отвратительных качеств характера, которые включают в себя все другие дурные свойства характера, – это вожделение и гордыня.

Эти два качества проистекают от животной души – от крови и природного тепла, которые в сердце.

Эти качества ведут человека к смерти, ведь, когда в человеке особенно возобладает вожделение к еде, питью и соитию, это укорачивает его жизнь. И поэтому слова «Начало всех болезней – в крови» верны в их самом простом значении. Точно так же дело обстоит и с болезнями души.

А целебное снадобье против этого – Тора, которая сравнивается с вином. Благодаря ее сладости и благодаря своей любви к ней человек преодолевает свои вожделения и с пренебрежением относится к тщете этого мира.

Но существует два вида вина. Молодое вино, прямо из давильни, еще перемешанное с осадками, очень вредно для человека. С этим связаны слова одного из мудрецов Талмуда о том, что «дерево, от плода которого отведал Первый Человек, было виноградной лозой» (Брахот, 40а). И в том же трактате сказано: «Хава выжала виноград и дала ему» (там же, 57а). Но когда вино состарится, оно становится замечательным средством для исцеления тела.

Молодое вино, к которому примешались осадки, символизирует смешение добра и зла, и поэтому мудрецы говорят, что «Хава выжала виноград».

Поэтому дерево в Ган Эдене названо «Древом Познания добра и зла» (Берешит, 2:9). Плоды этого дерева привели Первого Человека и его потомков к смерти. Но ко времени дарования Торы осадок в вине уже осел на дно, и осталось незамутненное добро – это Тора. В связи с этим в мидраше толкуется стих «Он привел меня в винный дом» (Шир а-Ширим, 2:4) – к горе Синай («Ялкут Шимони», 687).

Когда человек занят изучением Торы и соединен с ней, тогда злое начало «выпадает в осадок» – оно как бы опускается в пятку, и нет у него власти над человеком. Такой человек пребывает во власти святости – «доброго вина». Но если он, не дай Б-г, прекращает занятия Торой, тогда осадок вновь всплывает вверх – злое начало поднимается и властвует над всем его телом. Тогда вино становится очень вредным. Поэтому наши мудрецы говорили: «Если человек удостаивается, Тора становится для него эликсиром жизни, а не удостаивается – превращается для него в смертельный яд» (Йома, 72б).

Поэтому-то и сказано: «Начало всякого исцеления – в вине», и это вино, «веселящее Б-га и людей» («Ор Тора», 67).]

И написано: «Переворачивай и переворачивай ее [изучая Тору, человек должен рассматривать каждую тему со всех возможных сторон, и поскольку Тора чрезвычайно многообразна и глубока, необходимо многократно заново продумывать изученное с разных сторон; поэтому и сказано: “Переворачивай и переворачивай…” – т. е. “копайся” в ней, вникая всё глубже и глубже в ее слова (примеч. редактора)], ведь всё в ней. Всматривайся в нее, старься и седей с нею. Не отступай от нее, ведь нет ничего лучше нее» (Авот, 5:22). Имеется в виду, что Тора превосходит все иные достоинства, и все они (в том числе и добрые качества характера) заключены в ней.

«Речи из уст мудреца приятны» (Коэлет, 10:12), и уста Гаона говорят в могиле.

 [Мудрецы Талмуда говорили: «У каждого умершего мудреца, изречения которого произносят в этом мире, уста шевелятся в могиле» (Йевамот, 97а). Рав И.-А. Хавер поясняет, что так происходит в буквальном смысле. У каждого еврея есть свой, особый удел в Торе, который его душа получила в час Синайского откровения. Этот удел соответствует особенностям его души, которые определены сочетанием букв и слов его доли в Торе. А когда человек умирает, распадается связь между первоосновами, составляющими его тело и душу.

Но в час, когда кто-то в этом мире произносит высказывания этого мудреца, составляющие его открытия в Торе, сделанные им при жизни, то и Всевышний как бы произносит эти слова от его имени в Небесной Ешиве. А эти слова как раз и представляют собой те излучения света, которые составляли душу того знатока Торы.

Поэтому в этот час свет его души вновь спускается в нижний мир, и вновь объединяются первоосновы, составлявшие его тело, которое вновь озаряется светом его души. Это и есть оживление умерших – когда Всевышний направляет Свое слово и соединяет все первоосновы, связь между которыми была разорвана смертью.

Ведь написано: «…с четырех сторон (т. е. от четырех первооснов) придет дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Йехезкель, 37:9).

Оживление мертвых совершится благодаря Торе, которую человек изучал при жизни, ведь она и составляла основу его жизненной силы. И тогда тело продолжит свою жизнь, поскольку за время пребывания его в могиле от него полностью отделилась вся духовная нечистота. Но для того мудреца Торы, чье высказывание произносится в этом мире, это только временное оживление – только на ту минуту – и поэтому в тот миг его «уста шевелятся» в буквальном смысле – но затем первоосновы вновь распадаются.

В книге пророка Йешаяу написано: «…Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе, ибо роса света – роса Твоя, и земля изрыгнет умерших» (Йешаяу, 26:19). Истолковывая это пророчество в заключительной части трактата Ктубот (111б), мудрецы говорят: «Каждого, кто занят светом Торы, оживит роса Торы».

«Роса Торы» – это четыре первоосновы души, которые соответствуют четырем первоосновам тела. А источник этих первооснов – четыре буквы Имени Творца.

Выражение «роса света» (טל אורת – таль орот) подразумевает тот самый первозданный свет, о котором сказано: «Да будет свет!» (Берешит, 1:3). Ведь именно тогда, при сотворении мира, открылся свет Торы, которым будут оживлены умершие. Числовое значение слова אורות (орот – «свет», буквально – во множественном числе) – 613, и это 613 (תר״ג – тарьяг) заповедей Торы («Ор Тора», 68).

И поскольку рав Авраам приводит в своей книге толкование своего уже умершего к тому времени старшего брата, Виленского Гаона, то в заключение он утверждает, что уста Гаона «говорят в могиле».]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=47523