-
Меч, огонь и вода
Автор говорит: поскольку в этой книге я много восхвалял и превозносил Тору и изучающих ее, то читатель может подумать, будто не имеет значения, что именно изучать и как именно, и как выполнять изученное – но следует лишь учить, даже просто произносить устами, чисто внешне, не дай Б-г, и даже не выполняя и не осуществляя изученное. Поэтому-то в самом конце этой книги я бы хотел устранить подобное заблуждение и предостеречь читателя, чтобы в его сердце не вкралась эта ошибка – ведь на самом деле целью изучения Торы является соблюдение и выполнение ее заповедей.
Раскрой свои глаза и посмотри, что написано в сборнике мидрашей «Ялкут», где толкуется стих «Справа от Него – пламя Учения» (Дварим 33:2): «Почему Тора сравнивается с мечом, огнем и водой?
Где говорится про меч? Сказано: «…и поместил к востоку от Ган Эдена …лезвие обоюдоострого меча, [чтобы охранять путь к Дереву Жизни (а Дерево Жизни – это Тора, которая приводит человека к вечной жизни)]» (Берешит, 3:24).
Когда человек держит в руке меч, то, если он умеет обращаться с мечом, меч не причинит ему вреда. Но если не умеет, то меч может его убить. Так же и когда человек толкует Тору – если он знает, как следует толковать – хорошо. Но если нет, то он будет наказан, как сказано: «И понесут они свой грех – грех толкующего…» (Йехезкель, 14:10). [Рав И.-А. Хавер поясняет, что необходимо толковать Письменную Тору, извлекая из нее с помощью особых методов толкования множество отдельных законов. Это называют «войною Торы» (мильхамта шель Тора), и написано: «Подвешен меч на поясе у бедра…» (Теилим, 45:4). Но если человек учит Тору у недостойного учителя, она подобна мечу, который способен убить, и об этом написано: «…лезвие обоюдоострого меча» (см. «Ор Тора», 145).]
Где Тора сравнивается с водой? Написано: «Вот, все жаждущие, идите к воде…» (Йешаяу, 55:1).
Когда человек попадает в реку, то, если он умеет плавать, он выйдет с миром. А если нет, то захлебнется. Так и слова Торы. [В Торе есть настолько глубокие места, что изучающий их находится в великой опасности, как об этом говорят знатоки кабалы (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 146). Ведь из-за недопонимания человек может ошибиться в основах веры, что способно привести его, не дай Б-г, к отрицанию этих основ. Поэтому наши великие учителя определили целый ряд серьезных предварительных условий для желающего изучать кабалу. Одно из них – продолжительное и углубленное изучение Талмуда и книг законоучителей, а также тщательное выполнение всех требований закона. И посмотри, что говорится об этом в предисловии рава Хаима Виталя к книге «Шаар Акдамот» и во вступлении к его переведенной на русский язык книге «Шаарей Кдуша» (примечание редактора).]
А где она сравнивается с огнем? Написано: «Справа от Него – пламя Учения» (Дварим, 33:2).
А кто может прикоснуться к огню? Это народ Израиля, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему…» (там же, 4:4). И сказал раби Йоханан: «Каждый, кто пришел заниматься Торой, как будто оказался в огне. Тора, которую Святой, благословен Он, дал Моше, – это черный огонь на белом огне. Она высечена из огня, она выточена из огня и дарована из огня, как написано: «Справа от Него – пламя Учения» (33:2)» (см. «Ялкут Шимони», Браха 33, 951). [Рав И.-А. Хавер поясняет, что в своей основе Тора бесконечна и безгранична. Но когда она спускается в нижний мир, она проявляется в сочетании букв и слов, которые написаны черными чернилами на белом пергаменте, – ведь черное выделяется на белом, и буквы хорошо видны. А белый цвет вокруг букв подобен Б-жественному свету, окружающему наши души. Буквы Торы заключают мудрость Всевышнего в определенные границы и рубежи, и через них проявляется воля Б-га («Ор Тора», 147).]
Перевод и составление: рав Александр Кац