Маалот а-Тора — 24 — Тора и упование

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1662

29. Тора и упование

В сборнике мидрашей «Ялкут» (Ахарей Мот) мудрецы толкуют стих «[Мои законы исполняйте и Мои уставы храните], занимаясь ими» (Ваикра, 18:4) – сделайте их главными, а не второстепенными, чтобы ваши занятия были посвящены им. …Чтобы человек не сказал: «Я уже изучил еврейскую мудрость, теперь пойду изучать мудрость других народов», Тора повелевает ему: «…занимаясь ими» – чтобы ты не расставался с ними.

[Раши поясняет, что слова «…занимаясь ими» (לָלֶכֶת בָּהֶם – лалехет баэм; буквально «следуя им») подразумевают: человек должен трудиться, изучая Тору (см. Раши, Ваикра, 26:3). Но и буквальное значение этих слов тоже верно: ведь если человек не будет постоянно изучать Тору, он не сможет следовать ее законам, так как любое отвлечение от занятий приводит к забыванию, и он не сможет правильно выполнять заповеди. И хотя об учебе в этих словах прямо не говорится, важно понимать, что человеку, который не будет постоянно изучать Тору, но станет отвлекаться на изучение других предметов, невозможно в совершенстве исполнять заповеди (примеч. редактора).]

И еще сказано: «[Пей воду из твоего водоема и из твоего колодца (т. е. насыщайся мудростью Торы). Разольются твои источники по улицам, потоки вод – по площадям]. Будут они (слова Торы) принадлежать тебе одному, а не чужим вместе с тобою» (Мишлей 5:15-17).

[И еще написано]: «Когда пойдешь, она (Тора) будет направлять тебя» – в этом мире, «когда ляжешь, будет охранять тебя» – в час смерти, а «когда пробудишься, будет говорить с тобой» (там же, 6:22) – в Будущем мире. И еще говорится: «Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе, [ибо роса света – роса Торы, и земля изрыгнет умерших]» (Йешаяу, 26:19). [В талмудическом трактате Ктубот (111б) слова «роса света» объяснены так: «Каждого, кто занимается светом Торы (т.е. изучает ее), свет Торы оживит (при оживлении умерших)».] А чтобы человек не подумал: «Мне не на что надеяться!», в Торе сказано: «Я – Г-сподь» (Шмот, 6:2), Я – твоя надежда, Я – твоё упование». [Хафец Хаим приводит дополнительное объяснение слов «Я – Г-сподь». Человек может засомневаться и подумать: «Если я занимаюсь только Торой, не изучая никаких ремесел или наук, то как же я прокормлюсь?!» Но Всевышний говорит ему: «Я – Г-сподь» – положись и уповай на Меня.]

И еще там (в сборнике мидрашей «Ялкут») толкуют стих «Соблюдайте Мои уставы [и Мои законы, исполняя которые, человек живет ими]» (Ваикра, 18:5).

Для меня здесь нет ничего, кроме того, что ясно сказано в этом стихе, а откуда же выводится дополнительное значение? Из того, что Тора говорит: «…исполняя которые, человек живет ими». Не сказано «коэны, левиты и простые евреи», но сказано «человек». И еще написано: «…это обычаи человека» (Шмуэль 2, 7:19). И написано: «Откройте ворота, пусть войдет праведный народ (גוֹי צַדִּיק – гой цадик) …» (Йешаяу, 26:2). И написано: «Это врата Г-спода, [праведники войдут в них]» (Теилим, 118:20). И написано: «Воспевайте, праведники, [Г-спода]» (там же, 33:1). Получается, что даже нееврей, если он занимается Торой, подобен первосвященнику, и о нем сказано: «[…и Мои законы я им объявил, чтобы человек исполнял их] и жил по ним» (Йехезкель 20:11).

[См. Бава кама 38а. Имеется в виду нееврей, который изучает семь заповедей сыновей Ноаха, данные всему человечеству. Но изучать другие разделы Торы нееврею запрещено (см. Рашба, Бава Кама, 38а; см. также Санедрин 59а).]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=47987