Маалот а-Тора — Хранить знание Торы

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

336
хранить

33. Сохранить знание Торы

Еще там [в сборнике мидрашей «Ялкут» толкуют стих] «Если будете хранить [всю эту заповедь]…» (Дварим 11:22) – как человек должен следить, чтобы у него не потерялась его монета сэла, так он должен остерегаться, чтобы не утерять изученное в Торе. [Раши поясняет, что здесь заповедано тщательно хранить изученное в Торе (Раши, Дварим, 11:22).]

Поэтому и сказано: «Если будешь искать ее (мудрость Торы), как серебро (т. е. деньги) …» (Мишлей, 2:4) – как серебро трудно приобрести, так и слова Торы. Но может быть, подобно тому, как деньги трудно приобрести, а потерять тоже трудно, так и слова Торы – их сложно утратить? Тора говорит: «Не равноценны ей ни золото, ни стекло…» (Йов, 28:17) – т. е. [познания в Торе] трудно приобрести, как золото, и легко утратить, как [хрупкое, бьющееся] стекло.

Раби Шимон толковал стих: «Только остерегайтесь и оберегайте душу свою, [чтобы вы не забыли… и чтобы это не ушло из сердца вашего все дни вашей жизни…]» (Дварим, 4:9). Это подобно царю, который дал на сбережение своему слуге птицу, сказав ему: «Остерегись, чтобы не потерять эту птицу. А если ты ее потеряешь, не думай, что ты потерял всего лишь птицу, стоящую мелкую монету. Нет, в таком случае ты жизнь свою потерял!» И также сказано: «Ведь это не пустое слово для вас, но это жизнь ваша – благодаря этому продлятся ваши дни…» (там же, 32:47).

То, что вы посчитали «пустым» – в этом ваша жизнь!

Раби Шимон бен Йохай сравнивал это с двумя братьями, которые получали свое содержание от отца: один получил динар и проел его, а другой получил динар – и сохранил его. Так и знатоки Торы. Тот, кто выучивает днем две-три главы (Письменной Торы) и ночью две-три главы (Устной Торы), а в Шаббат и в новомесячье – еще две-три главы, тот со временем станет богачом, о котором сказано: «Собирающий в свою руку – умножит» (Мишлей, 13:11). Но у того, кто говорит: «Сегодня я буду учить (Письменную Тору), завтра буду учить. Сегодня я буду учить (Устную Тору), завтра буду учить», у него в руке не окажется ничего. Это о нем написано: «Засыпает во время жатвы сын, позорящий (своего отца)» (там же, 10:5) и «[С зимы ленивый не пашет], будет он просить во время жатвы – и нет!» (там же, 20:4).

[Слова мидраша приведены выше в редакции Виленского Гаона. Подразумевается лентяй, который каждый день восклицает: «Неужели я сегодня буду учить Письменную Тору?! Завтра буду учить. Неужели я сегодня буду учить Устную Тору?! Завтра буду учить» – но «завтра» для него никогда не наступает.

Рав И.-А. Хавер отмечает, что слова «сегодня» и «завтра» имеют также переносное значение. В этой связи наши мудрецы толкуют стих Торы «Соблюдай же заповеди, уставы и законы, которые я заповедую тебе сегодня выполнять» (Дварим, 7:11) – «сегодня выполнять», а не завтра выполнять. Сегодня (т. е. в этом мире) – выполнять, а завтра (в Грядущем мире) – получать за это награду (Эрувин, 22а).

И еще в трактате Авот (4:16) написано от имени раби Яакова: «Этот мир подобен прихожей перед Грядущим миром. Приведи себя в порядок в прихожей для того, чтобы вступить во дворец» (см. «Ор Тора», 79).]

[И еще написано]: «Проходил я мимо поля ленивого человека и мимо виноградника человека непонимающего (см. Малбим, Мишлей, 24:30), [и вот, заросло всё крапивой, и земля покрылась бурьяном, и ограда обрушилась]» (там же, 24:30-31). Этот человек приобрел поле и купил виноградник, но не трудился над ними – в конце концов, он заслужил прозвание «ленивый» и «непонимающий».

[Как указывают наши мудрецы, основное значение стихов книги Мишлей заключено не в их простом смысле, а в том, на что они образно намекают. В данном стихе, согласно объяснению Раши, имеется в виду лентяй, который не повторяет изученное (см. Раши и «Мецудат Давид», Мишлей 24:30). Именно поэтому далее, в мидраше, относящемся к этому стиху, говорится о недостатках в учебе (примеч. редактора).]

Откуда известно, что в конце концов он не будет знать по два или три раздела в главе? Из того, что сказано: «…и вот, заросло всё крапивой» [поскольку такой человек недостаточно учится и повторяет, он ошибается, как бы блуждая в густых зарослях, и каждый раз забывает по два-три фрагмента из уже выученного]. Откуда видим, что он ищет путь к пониманию главы и не находит? Из того, что сказано: «и земля покрылась бурьяном». И об этом же говорится: «…и ограда обрушилась». А поскольку он не видел этого и не понял, он сидит и называет чистое нечистым [а это и есть «разрушение ограды»].

Каково наказание тому, кто разрушает ограду, поставленную мудрецами?

Это объяснил царь Шломо: «Проламывающего ограду ужалит змея» (Коэлет, 10:8). Отсюда учим, что к тому, кто проламывает [«ограду», установленную мудрецами вокруг законов Торы, чтобы их не нарушали], в конце концов придут беды (см. «Ялкут Шимони», Экев 11, 873). А тот, кто тщательно изучает и повторяет, будет сбережен от всего дурного и удостоится всякого блага.

Раби Шимон бен Менасья толковал стих «Сытый человек отказывается и от меда» (Мишлей, 27:7) – это знаток Торы, который сначала учился, а потом перестал.

Как с помощью сита разделяют, чтобы мука была отдельно, отруби – отдельно и отсевки – отдельно, так знаток Торы сидит и уточняет слова мудрецов: такой-то запрещает, а такой-то разрешает, такой-то считает нечистым, а такой-то считает чистым. Раби Йеуда говорил: сильный ученик подобен губке, которая всё впитывает, а более слабый подобен губке, которая не всё впитывает, – это ученик, говорящий: «Мне достаточно и того, что я уже выучил» (там же).

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=48611