Месилат Йeшарим — 10 — Глава 7 — Две составляющие расторопности

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2802
составляющие расторопности

Глава 7 — О составляющих расторопности

Существуют две составляющие расторопности: одна – перед действием [исполнением заповеди или доброго дела], а вторая – после [во время действия].

Первая из них [находит свое выражение] в том, что человек не упускает заповедь, а, напротив, как только наступает ее час или возникает ситуация, требующая ее исполнения, или когда приходит ему на ум ее исполнить, он спешит с этим и не откладывает с одного раза на другой, затягивая время, ибо нет большей опасности [упустить заповедь], чем тогда, когда ее откладывают, – ведь с каждым новым мгновением могут возникнуть препятствия на пути к доброму делу.

На то, что это именно так, указывают нам мудрецы, благословенна их память, в истории о возведении на царство Шломо, сына Давида. «И сказал им царь [Давид, когда узнал, что сын его Адонияу самовольно объявил себя царем]: «…посадите Шломо, сына моего, на мула моего [немедленно!], и сведите его к [источнику] Гихон. И пусть… помажут его там на царство…»» (Млахим-I 1:33-34). И далее: «…отвечал царю Бенаяу, сын Йеояды, и сказал: «Амен! Да скажет так же Г-сподь, Б-г господина моего царя!»» (там 1:36). Пишут об этом мудрецы [раби Пинхас от имени раби Ханана из Ципори, Берешит Раба 76:2): «Но ведь сказано уже [до описываемых событий]: «Вот родился у тебя сын; он будет человек, [дни которого будут] мирными. И дам Я ему покой от всех врагов его вокруг, поэтому Шломо будет имя его…» [слова Всевышнего Давиду, и мы видим в них обещание того, что Шломо, сын его, станет после него царем] (Диврей а-ямим-I 22:9). [Но почему же тогда Давид торопится с помазанием Шломо? Потому, что] много еще препятствий и опасностей возникнут от этого дня [обещания Всевышнего] до [помазания Шломо у источника] Гихон!»[1]

Поэтому предостерегают нас наши мудрецы (Мехилта, Шмот 12:7): «Береги заповеди: не упусти заповедь, пришедшую в твои руки!» И еще сказали мудрецы (Баба кама 38б): «Пусть всегда спешит человек [с исполнением] заповеди. Ведь из-за того, что старшая опередила младшую [всего] на одну ночь – удостоилась [награды], и на четыре поколения опередили [потомки ее потомков младшей сестры] в царстве»[2]. И еще сказали (Псахим 4а): «Расторопные спешат [навстречу] заповедям». И еще (Брахот 6б): «Пусть всегда бежит человек исполнять заповедь, даже в субботу». А в мидраше сказали (Ваикра Раба 11:9): «»Он будет направлять нас по-молодому [как молодых]»,[3] – т.е. мы будем стремительны, как те молодицы[4], о которых сказано (Псалмы 68:26): «…среди молодиц, бьющих в бубен»». Ведь расторопность – это свойство, присущее великому совершенству, и ныне [то есть в этом мире] природа человека препятствует его проявлению. И тот, кто преодолевает себя и проявляет в этом усердие, насколько может, в будущем [мире] на самом деле его удостоится, когда Создатель, благословен Он, вознаградит его этим качеством за стремление к нему во время служения.

А расторопность после начала действия заключается в том, что если уж человек приступил к исполнению заповеди, он должен поторопиться завершить ее, но не искать себе при этом облегчений, – не как тот, кто жаждет избавиться от своей ноши, но как тот, кто боится, что не удостоится закончить исполнение заповеди.

Обо всем этом многократно предостерегали нас мудрецы (Берешит Раба 85:4, Сота 13б): «Всякий, кто начал исполнять заповедь и не закончил, – хоронит жену и детей». И еще сказали [там]: «Заповедь может называться именем [то есть считаться заслугой] только того, кто завершил ее исполнение».

И сказал царь Шломо, мир ему (Притчи 22:29): «Видел ты человека, скорого в своей работе? Перед царями он предстанет, и не будет стоять перед «темными» [то есть низкими и незначительными людьми]».

А наши мудрецы (Сангедрин 104б) хвалили [царя Шломо] за поспешность его в работе по строительству Храма, за то, что не задержал он ее из-за лени. И также мы видим, что все свои дела праведники делали расторопно. Об Аврааме написано (Берешит 18:6-7): «И поспешил Авраам в шатер к Саре и сказал: поторопись, три меры лучшей муки замеси… И к скоту побежал Авраам, и взял теленка… и дал юноше, и поторопил приготовить его».

О Ривке сказано: (там 24:20): «И поспешила, и опорожнила кувшин свой в поило [для скота], и побежала опять к колодцу зачерпнуть…» И еще писали наши мудрецы (Бемидбар Раба 10:5): «Сказано: «И поспешила женщина [мать Шимшона], и побежала, и сообщила своему мужу…» (Шофтим 13:10). Это учит нас, что все дела свои праведники делают быстро и не задерживаются ни в начале исполнения заповеди, ни при завершении». И знай, что человек, душа которого воспламенена служением Создателю, несомненно, не будет лениться в исполнении заповедей, его движения будут подобны стремительным движениям пламени, – ведь он не даст себе покоя и отдыха, пока полностью не завершит свое дело.

И еще следует понять, что так же, как расторопность – это порождение внутреннего огня, точно так же сама расторопность его и порождает.

Когда человек, осознавая, что он исполняет заповедь, старается ускорить свои внешние [телесные] движения, то тем самым он приводит к тому, что воспламеняются его движения внутренние [душевные], и, соответственно, усилятся у него желание и стремление [исполнить заповедь]. Однако если движения его тела будут тяжелыми, то также и движения души замрут и угаснут. И явление это подтверждается практикой. А мы ведь уже знаем, что желания сердца и стремления души особенно желанны в служении Создателю, благословенно имя Его. Этим был счастлив в своей доле царь Давид (Псалмы 42:2): «Как олень плачет[5] по источнику воды, так душа моя плачет по Тебе, Всесильный; жаждет душа моя Господа». И еще (там 84:3): «Стремится и вожделеет душа моя [войти] в обитель Всевышнего». И еще (там 63:2): «Жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе моя плоть».

А человеку, в душе которого недостаточно такого стремления, [можно дать] хороший совет: пусть станет расторопнее, дабы родилась благодаря этому естественная жажда, поскольку внешнее движение пробуждает внутреннее. Очевидно, что внешнее движение в большей степени подчинено нам, чем внутреннее. И тот, кто воспользуется тем, что подвластно ему, в дальнейшем приобретет и то, что неподвластно, и тогда родится в нем внутренняя радость, стремление и желание [служить Всевышнему], – в силу того, что он по воле своей воспламеняет [себя] движением.

И это то, о чем говорил пророк (Ошэа 6:3): «И узнаем, как стремиться к познанию Всевышнего», и еще (там 11:10): «[Если] за Всевышним пойдем, – как лев [Он] зарычит [пробуждая наши сердца]»[6].


  1. Отвечая на приказ Давида, Бенаяу говорит: «Да скажет так Всевышний!», т.е. обращается к Всевышнему с просьбой поддержать начинание Давида. Мудрецы удивлены, ведь уже сам Всевышний пообещал Давиду, что его сын Шломо будет царем! Отсюда очевидно, что даже если Всевышний хочет помочь человеку, тем не менее, если тот не будет расторопен в том, что он обязан сделать, обещанное может и не осуществиться. Это относится и к заповедям.
  2. Речь идет о дочерях Лота. Моавитянка Рут, потомок старшей, вошла в царский дом Давида на четыре поколения раньше, чем амонитянка Наама, потомок младшей.
  3. Псалмы 48:15, перевод согласно Ибн Эзре.
  4. Автор имеет ввиду мидраш, который звучит так: «… в будущем, Святой, благословен Он, будет «центром круга» праведников…, а они будут приближаться к нему по-молодому (т.е. расторопно)…, как сказано: (далее цитата приведенная автором)» и объясняет Эц Йосеф: «это значит, что они будут танцевать перед ним пылко и стремительно».
  5. Переведено согласно объяснению Раши.
  6. Как мы уже видели, внутренний огонь не подвластен человеку, однако, если человек приложит старание, проявляя расторопность во внешнем движении, то и Всевышний пойдет ему навстречу, пробудив его сердце словно «львиным рыком».

http://www.beerot.ru/?p=40329