Оживление мертвых — 2 — Где зарождается жизнь

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2348
где зарождается жизнь

Урок первый. Прорастающее зерно. Продолжение:

5. Об этом говорится в талмудическом трактате Брахот (15б). Там мудрецы толкуют стих: «Трое никогда не насытятся – …преисподняя (шеоль), узкое чрево (женщины) и земля» (Мишлей, 30:15-16).

[Раши поясняет: «преисподняя» (это слово подразумевает здесь не место посмертной кары – Геином, а просто могилу) не насытится умершими, «узкое чрево» (имеется в виду чрево женщины – матка, вход в которую узок) не насытится соитиями, а «земля», как и сказано далее в самом стихе, «не насытится водой» (Раши, Санедрин, 92а).]

В Талмуде задан вопрос: что общего между «преисподней» и чревом женщины (т.е. почему они здесь упомянуты рядом)?

«Преисподняя» – в данном контексте, это могила. Чрево женщины – это матка, место, где зарождается жизнь. Почему же мудрецы сравнивают матку с могилой?

А ответ мудрецов таков: «Как матка принимает и извлекает, так и могила – принимает и извлекает».

Раши поясняет: как матка принимает семя, а извлекает на свет ребенка, так и могила – принимает мертвого, а извлекает живого. Когда? При оживлении мертвых. Это их и объединяет.

В Талмуде следует вывод: «И это ответ говорящим, будто бы об оживлении мертвых не упомянуто в Торе» (Брахот, 15б; Санедрин, 92а, Раши).

Тора указывает на функциональное подобие могилы и матки. Мудрецы Торы смотрят на могилу как на «матку», в которой зарождается жизнь. Это и подразумевал Гевиа бен Песиса, сказав: «Если те, которые еще не жили, обретают жизнь, то тем более оживут те, которые уже жили».

6. Основное расхождение между этими двумя взглядами заключено в следующем: является ли мир, который мы видим, завершенным и самоценным, или это лишь семя того, что прорастет в будущем.

Если это завершенная и окончательная форма мира, то прав вероотступник.

Но если мы воспринимаем всё происходящее в этом мире, как семя, из которого прорастет будущий, совершенный мир, то тогда мы можем увидеть связь между зарождением жизни в этом мире и зарождением новой реальности, которая будет после оживления мертвых.

7. Нам необходимо понять еще одну вещь. В стихе Торы сказано: «Б-г веры, и нет [в Нем] обмана – справедлив и праведен Он» (Дварим, 32:4).

Раши поясняет: «Б-г верен – Он заплатит праведникам их награду в Грядущем мире. И хотя Он пока задерживает награду, в конце концов Он выполнит свое обещание».

Иными словами, выражение «Б-г веры» подразумевает, что Он верен своим обещаниям. На Него можно положиться – всё, что Он обещал, будет выполнено.

Но в сборнике мидрашей «Сифрей» приведено еще одно толкование, которое само по себе требует дополнительных разъяснений: «Б-г веры – Он поверил во Вселенную и сотворил ее». Из приведенного толкования мудрецов следует, что без этой веры Всевышний не стал бы создавать мир. Что значит «верить во Вселенную»? Для чего это нужно?

Всевышний сотворил мир таким образом, что человек своими делами может исказить его и отклонить от первоначального замысла. В мидраше рассказывается, что, когда Всевышний приступил к созданию человека, ангелы разбились на две партии. Одни говорили: «Не следует его создавать!», а другие – «Создавай!» («Берешит Раба», 8:5).

Говорящие «Не следует создавать!» видели, что человек способен исказить первоначальный замысел Творца. Но в конце концов победила группа, выступавшая в защиту человека и говорящая «Создавай!» Это произошло потому, что Всевышний «поверил во Вселенную и сотворил ее».

Сотворение Вселенной было основано на вере в то, что замысел Творца несомненно будет осуществлен.

Несмотря на то, что на различных этапах развития Вселенной она может отклоняться от поставленной Творцом цели, все же в конце концов развитие событий несомненно приведет к осуществлению изначального замысла.

8. На надежного человека можно положиться. Он сделает то, что его попросили сделать, и выполнит то, что обещал.

На абсолютно надежного человека можно положиться в этом на сто процентов. В обещании такого человека уже заложено выполнение.

Таково обещание Б-га. Всевышний говорит нашему праотцу Аврааму: «Твоему потомству Я отдал эту землю от реки Египта до великой реки, реки Евфрат» (Берешит, 15:18). Уже «отдал», потому что в обещании Б-га уже заложено выполнение.

И если Вселенная была сотворена ради осуществления определенного замысла, то в саму структуру Вселенной заложено осуществление этого замысла. Это и называется Его «верой во Вселенную».

9. Есть два подхода к восприятию реальности. Можно воспринимать наш мир как самодостаточный. Все вещи существуют сами по себе – такие как есть. В таком мире не может быть оживления мертвых, как и утверждал вероотступник, сказавший: «Если уж живущие умирают, то неужели мертвые оживут?!»

В таком мире умирают живые, а не оживают мертвые. В нем живые превращаются в мертвых, а уж мёртвые и подавно мертвы.

Такой мир не является зерном, которое должно прорасти. В нем есть только то, что есть. Но при ином восприятии этот мир – лишь семя, из которого прорастет мир будущего.

По словам мудрецов, Б-г «поверил во Вселенную и сотворил ее» – ради того, чтобы из посеянного семени проросло будущее устройство мира. Но для того, кто в него не верит, этого будущего просто не существует. Именно об этом говорится в Талмуде: «Этот человек отрицал оживление мертвых – поэтому он и не имеет отношения к оживлению мертвых». С ним этого не произойдет. В мире вероотступника мертвые, действительно, никогда не оживут.

10. Необходимо также понимать, что восприятие мира, основанное на «вере во Вселенную», целиком базируется на Торе.

В книге «Зоар» написано: «Всевышний смотрел в Тору и творил мир» («Зоар», Трума, 161) – как зодчий, который смотрит на проект и возводит здание («Берешит Раба», 1:1). А это значит, что структура мира полностью соответствует Торе.

Всевышний сотворил Вселенную так, чтобы она развивалась до полного осуществления Его замысла. Он создал Вселенную как «семя», из которого прорастет будущее устройство мира.

Когда же на мир смотрят глазами вероотступника, то Тора в нем не находится, она не видна. Но если «Всевышний смотрел в Тору и творил мир», то при взгляде на мир должна быть видна Тора. И действительно, когда мы смотрим на Вселенную как на семя, из которого прорастает Грядущий мир, мы видим в ней Тору.

В стихе псалма Тора названа «надежным свидетельством Б-га» (Теилим, 19:8). Тора является единственным источником веры. Но для того, кто поставил себя вне веры, нет и оживления из мертвых. По выражению Талмуда, «этот человек отрицал оживление мертвых – поэтому он и не имеет отношения к оживлению мертвых». Для него мир существует только таким, как он выглядит здесь, – этим для него всё закончится.

Утверждающий, что «об оживлении мертвых не сказано в Торе», не верит в обещание Всевышнего. Для него оно просто не существует, а значит, и не осуществится.

Оживление мертвых возможно только «из Торы». Это реализация данного Творцом обещания. Об этом мы говорим в молитве: «И верен Ты Своему обещанию оживить мертвых».

Мы верим, что «Он выполнит Свое обещание по отношению к спящим во прахе». Но вне этой веры оживления из мертвых не существует.

11. Воспринимающий только внешние формы нашего мира видит, что, достигнув пика развития, каждая вещь устремляется к своей гибели. Этот процесс вероотступник определил словами «все живущие умирают».

Тот, кто воспринимает мир таким образом, сам изначально мертв. А оживление мертвых будет совершено только для тех, кто был живым и лишь потом умер. Но тот, кто никогда не был живым, тот, кто изначально был мертв, не сможет родиться снова. Оживление мертвых подразумевает возвращение к жизни. Тот, кто был живым, возвратится к жизни.

Это цикл. С момента рождения начинается путь по кругу.

В этом мире есть два процесса. Один из них называют «смерть», а другой – «жизнь». Когда семя помещают в землю и оно, разлагаясь там, прорастает, никто не утверждает, что семя «гибнет». Наоборот, из этого семени рождается жизнь. Росток, а потом и дерево – это продолжение жизни семени. Это просто разные формы жизни.

Перефразируя слова Талмуда, можно сказать: «У верящего в оживление мертвых есть доля в мире, в котором мертвые оживают».

Оживление мертвых произойдет только для того, кто жил в мире Торы. Он возвратиться к жизни в силу обещания Всевышнего, которое дано в Торе. Всё, что было живым, вновь оживет.

Всё, что сотворено и создано в этом мире, является семенем для будущего. Даже на пике своего развития в этом мире, это всего лишь семя. Это семя должно быть помещено в землю, чтобы в будущем оно проросло. Так мудрецы Торы видят мир.

Сказано в Талмуде: «Каждый, кто приобщился к свету Торы, свет Торы его оживит, но того, кто при жизни не приобщился к свету Торы, свет Торы не оживит» (Ктубот, 111б).

Если человек воспринимает только внешнюю оболочку мира, его «жизнь» временна и призрачна, как и сама эта внешняя оболочка. Если же человек воспринимает этот мир и себя в нем без Торы, для него оживление мертвых не может произойти. Для него вся «жизнь» начинается здесь и здесь завершится.

Для человека, который видит только внешнюю форму вещей, жизнь начинается и завершается в этом мире. И это всё. Так это выглядит. Всё живущее достигает своего пика и устремляется вниз. Поэтому вероотступник сказал: «Если уж живущие умирают, то неужели мертвые оживут?!» Первое мгновение жизни – это первый шаг по направлению к могиле. В этой системе человек изначально мертв. Он никогда не был жив – так как же он оживет?!

Наша вера в то, что мертвые оживут, проистекает только «из Торы». Без Торы – «живущие умирают», но по Торе – «мертвые оживут».

Смерть – это промежуточный этап в цикле жизни. Когда зерно разлагается в земле, появляется новый, живой росток.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес».


http://www.beerot.ru/?p=40238