Оживление мертвых — Поколение пятки

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

433
поколение пятки

1. У человека есть такая часть тела, которая особым образом связана с ангелом смерти. Это пятка.

Когда Творец проклял змея, побудившего к греху Адама и Хаву, Он сказал: «За то, что ты так сделал, …будешь ползать на брюхе своем и есть прах все дни твоей жизни. И посею ненависть между тобой и женщиной, и между твоим потомством и ее потомством. Они будут разить тебя в голову, а ты будешь разить их в пятку» (Берешит, 3:14-15).

Пятка – это вход, через который смерть может проникнуть в человека.

Мудрецы древности объясняли, что имя יעקב (Яаков) делится на две части: первая – י (йуд), а вторая – עקב (буквы, составляющие слово акев – «пята»). В глаголах первая буква י (йуд) является признаком будущего времени. Кроме того, буква йуд символизирует мысль и само мышление.

Будущее пока существует лишь в замысле. У нашего праотца Яакова сила мысли, которую символизирует буква йуд, властвовала над всем его телом вплоть до пяток. В этом смысл его имени. И поэтому наши мудрецы утверждают, что «наш праотец Яаков не умер». Ведь на его теле не было «входа» для ангела смерти.

[Таанит 5б; см. также Раши, Берешит 49:33; «Зоар», 1 248б. Знатоки каббалы поясняют, что души праведников, которые находятся в Мире Душ, могут облачаться во «вторую одежду» – некий покров, имеющий форму земного тела, но состоящий из более тонкой материи. И в этой «второй одежде» они могут появляться в нижнем мире – среди живых, чтобы выполнить какое-либо поручение Творца. А душа праотца Яакова постоянно облачена в такое тело из тонкой материи. Поэтому мудрецы сказали, что «наш праотец Яаков не умер». Но его «первые одежды» – т. е. тело, состоящее из грубой материи, действительно, было набальзамировано и погребено, как и указано в соответствующих строках Торы (р. Бхайе, Берешит, 49:33).]

Если нет пятки в обычном понимании этого слова, то нет и «входа», через который ангел смерти способен проникнуть внутрь. Когда наш праотец Яаков достиг возможного совершенства, двери перед ангелом смерти закрылись. Это то, что произошло. Обретающий совершенство не умирает.

2. У пятки есть еще одна уникальная особенность. Там расположены специфические нервные окончания, которые особенно остро реагируют на щекотку. Реакцией на щекотку становится неудержимый смех. Необходимо это понять, ведь на это явление обращали внимание еще мудрецы древности.

Ощущения, вызываемые щекоткой, доставляют определенное удовольствие. Но это удовольствие совершенно лишено смысла. Это фальшивое удовольствие. И тем не менее, если человека щекочут, он может просто заходиться от смеха. Смех является выражением радости. Но в данном случае и смех, и радость абсолютно внешние и поверхностные, не затрагивающие духовной сущности человека. Это смех ради смеха. Дурацкий смех. Главный центр этого удовольствия расположен в том же участке тела, который связан с ангелом смерти.

3. У мудрецов древности разъясняется, что существуют определенные соответствия между строением человеческого организма и устройством Вселенной.

Вся Вселенная – небо и земля, и все, что их наполняет, подобны по своей структуре гигантскому человеку. Это соответствие проявляется не только в устройстве различных частей мира и человека, но в последовательности событий.

[В святой книге «Зоар» человек назван «малой Вселенной» – олам катан («Тикуней Зоар», 69, 100б). По своему строению он является уменьшенной копией всех миров. Как поясняет великий каббалист Аризаль, в человеке есть «земля» и «небо». А диафрагма соответствует небосводу, протянутому над землей. Выше неё – органы, связанные с духовной жизнью: сердце, глаза и мозг. Ниже – органы, связанные с материальной стороной жизни. По определению Аризаля, «верхняя часть соответствует небу (т. е. духовным мирам), а нижняя – земле» («Ликутей Тора»).

При этом каждый орган и каждая точка на теле человека является аналогом той или иной структуры Вселенной.

«Когда Всевышний творил человека, – сказано в книге «Зоар», – Он запечатлел в его строении все тайны высших миров и все тайны нижнего мира. …Поэтому и написано: «И сотворил Б-г человека по Своему образу» (Берешит, 1:27) – тайны строения человека, сотворенного в нижнем мире, отражают сокровенные тайны высших миров. …Так, кожа, которая покрывает человека сверху, соответствует пространству космоса, охватывающему всю Вселенную. А линии и морщины на коже подобны планетам и звездам на небосводе, – по ним, так же, как по звездам, можно узнать многие сокровенные тайны. …Линии на ладонях и кончиках пальцев содержат такие же сокровенные тайны, как и звезды, сияющие в безднах космоса» («Зоар» 2, 75б-76а). А душа человека, имеющая пять уровней – нефеш, руах, нешама, йехида и хая (см. «Берешит Раба», 14:9) – соответствует различным духовных мирам.

Согласно пояснению Аризаля, «человек называется олам катан (עולם קטן – «малая Вселенная») от слова עלם (элем – сокрытие), ведь душа скрыта в его теле подобно тому, как во Вселенной скрыт свет Творца» («Шаар а-Шофар», 5).]

Начальный период Вселенной соответствует «голове». [На святом языке слово ראש (рош – голова) родственно слову ראשית (решит – начало). А рассказ Торы о сотворении мира начинается со слова בראשית (Берешит) – «Вначале сотворил Б-г небо и землю».] А нашу эпоху мудрецы Талмуда называют עקבתא דמשיחא (иквета ди-Мешиха) – период перед приходом Машиаха. Арамейское слово עקבתא (иквета) родственно еврейскому עקב (акев) – «пятка».

Нынешнее поколение называется «поколением пятки». Предыдущие поколения были ближе к «голове». А сегодняшнее, живущее в период иквета ди-Мешиха, соотносится с «пяткой».

Чтобы понять нынешнее поколение, нужно изучать пятку со всей ее физиологией. Так можно будет лучше понять сегодняшний день. В пятке сосредоточены нервные окончания, способные вызывать беспричинный, дурацкий смех. Раздражение этих окончаний вызывает мимолетное и поверхностное удовольствие. Это удовольствие продолжается лишь мгновение – пока щекочут. Это не сама жизнь, это лишь минутные ощущения, вызванные поверхностным раздражением. Это поколение, отдаленное от настоящей жизни. Поколение, над которым полностью властвует ангел смерти. Поколение дурацкого смеха. Поколение «пятки».

4. Как мы уже отмечали, пятка остро реагирует на щекотку. Это очень поверхностное ощущение. Оно лишено всякого смысла. Когда человеку щекочут пятку, он смеется – но и его смех лишен смысла.

Таково «поколение пятки». Оно целиком сосредоточено на своих ощущениях, на погоне за удовольствиями. Оно даже не осознает, насколько нуждается в смысле, и поэтому постоянно требует новых ощущений – еще более сильных и острых.

[Такое состояние поколения перед приходом Машиаха предсказано в мишне из трактата Сота (9:15): «Перед приходом Машиаха (בעקבות משיחא – бе-иквот Мешиха) наглость возрастет, …государство станет безбожным и не будет наставления. …Мудрость знатоков оскудеет, боящихся греха станут презирать, истина окажется скрытой, юноши будут позорить старцев, а старцы – стоять перед детьми. Сын станет поносить отца, дочь восставать против матери, невестка – против свекрови, врагами человека станут его домашние. Лицо поколения будет подобно собачьей морде, и сын не постесняется своего отца. На кого же можно будет опереться? Только на нашего Отца, который на Небесах».]

5. Что же такое настоящая жизнь и что такое «жизнь», которую мудрецы называют смертью?

Прежде всего, следует осознать, что Всевышний сотворил не просто «существование», а именно жизнь. И на самом деле в мире нет ничего, кроме жизни. Всевышний именуется «Б-гом жизни» (Элоким хаим) и «Оживляющим миры» (Хей а-оламим). Все, что сотворено в этом мире, по своей структуре соответствует человеку. А человек не просто существует – он живет. Всё в мире живет.

А другая сторона мира – все существующие в нем «анти» и сама «смерть» – это лишь творение человека.

6. В Торе сказано: «И сотворил Б-г человека по Своему образу, по образу Б-га сотворил его…» (Берешит ,1:27). Это одна из глубочайших тайн Торы. Что означает «по образу Б-га сотворил его»?

Имеется в виду, что Всевышний сотворил человека творцом. Это его предназначение. Всевышний поместил человека в мир в качестве творца. Человеку дана Вселенная, которую он призван воплотить из потенциального состояния в реальность. И если он превращает себя в пассивное существо, которое просто «питается» уже существующим, он отбрасывает «образ Б-га» и облачается в совсем другой «образ». «Образ Б-га» обязывает быть творцом. Человек должен творить Вселенную, воспринимая всё существующее как сырой материал для творчества. Он придает миру форму.

7. Про сотворенного человека также написано, что Всевышний «вдохнул в его ноздри дыхание жизни – и человек ожил (ויהי האדם לנפשׁ חיה – ва-йеи а-адам ле-нефеш хая)» (2:7). Слова «ва-йеи а-адам ле-нефеш хая» (буквально «и стал человек живою душою») означают, что он стал живой душой всей Вселенной.

Всевышний, которого называют Элоким хаим – «Б-г жизни», сотворил человека «по образу» Б-га жизни. Это и есть «образ». Человек создан, чтобы быть творцом. И он – «живая душа». Из этого сравнения видно, что означает «жизнь».

Человек переводит мир из потенциального состояния в реальность и обновляет его. В этом выражается его «образ Б-га», и в этом проявляется его живая душа.

8. Есть еще один важный аспект. О седьмом дне творения написано: «И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ведь в тот день Он прекратил всю Свою работу, которую Б-г творил, чтобы делать» (2:3).

[Комментаторы Торы поясняют, что Всевышний сотворил Вселенную, «чтобы делать» – т. е. развивать ее дальше, изо дня в день преобразуя существующее в иные формы («Кли Якар», Берешит, 2:3). А р. Э. Деслер, учеником которого был гаон р. М. Шапиро, говорил: «Вся Вселенная была сотворена на том условии, что человек довершит ее до полного совершенства – и об этом сказано: «…творил, чтобы делать» («Михтав ми-Элияу» 1, с. 271).]

Творение не было завершено. Мир был создан, чтобы его продолжить – чтобы продвигаться вперед. Человек был сотворен «по образу Б-га» для того, «чтобы делать» – чтобы продолжить процесс сотворения мира.

Сущность человека в том, что он – творец. В этом смысл его жизни. В силу этого он и называется «живым». Жизнь никогда не прерывается. В ней не может быть остановок. Всевышний сотворил человека, чтобы он продолжил процесс творения. В этом тайна «образа Б-га».

[Ближайший ученик Виленского Гаона, р. Хаим Воложинер объяснял: «Сотворив человека, Всевышний дал ему власть над множеством сил природы и бесчисленными мирами – они были переданы в его руки, чтобы он управлял ими посредством всех своих действий, поступков, слов и мыслей» («Нефеш а-Хаим» 1:3).

В этой связи р. Хаим Воложинер приводит образное сравнение: «Как тень от какого-либо предмета точно повторяет его движения, так и Творец связывает изменения всех миров с делами человека на земле. …Об этом говорится в псалме царя Давида (Теилим, 121:5): «Г-сподь – твоя тень»» («Нефеш а-Хаим», 1:7).

Вместе с тем человек запускает в действие систему «обратной связи».

Каждый его поступок и мысль производят определенное воздействие в высших, духовных мирах. А затем через сложнейшие «передаточные механизмы», включающие мириады ангелов и космических объектов, произведенное им воздействие возвращается на землю – в конечном счете, к нему. В мишне из трактата Пиркей Авот (2:1) написано: דע מה למעלה ממך (да, ма ле-мала ми-меха). Обычно эти слова переводят так: «Знай [о том], что выше тебя». Но в соответствии с сокровенным смыслом, это поучение понимается несколько иначе: «Знай, то, что [совершается] в высоте (ле-мала – в высших мирах), [исходит] от тебя (ми-меха – т. е. порождено твоими поступками)» («Нефеш а-Хаим», 1:4).]

9. Жизнь – это процесс творения.

Каждый знает, что ощущение полноты жизни приходит именно тогда, когда он отдается творческому труду и создает что-то новое. И если удается создать что-то подлинное и настоящее, человек чувствует, что он, действительно, жив. Каждый разумный человек понимает, что это и есть подлинное наслаждение. Это радость жизни. Но если человек ничего не создает, а просто пользуется уже существующим, извлекая из него различные удовольствия, – это просто щекотка, вызывающая лишь приступы дурацкого смеха.

10. Всевышний поместил нас в этот мир, чтобы мы реализовали в нем «образ Б-га». Это происходит лишь когда человек творит.

Основная область творчества для человека из народа Израиля – изучение Торы и выполнение заповедей. В Торе нет ничего готового. Тот, кто принимает Тору как нечто «готовое», далек от подлинного познания. Тора живая. Ее называют «Торат хаим» – живая Тора. Ее называют также «Эц хаим» – Дерево Жизни.

В благословении после чтения Торы по свитку мы говорим: «Благословен Ты, Б-г, …который даровал нам Тору истины и посадил в нас саженец вечной жизни». Это саженец, из которого вырастет Дерево Жизни. А смерть пребывает там, где берут живую Тору – Торат хаим – и превращают в мертвую.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес»


http://www.beerot.ru/?p=48263