Оживление мертвых — Что такое жизнь?

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

359
что такое жизнь

От редакции. По многочисленным просьбам читателей нашего журнала мы возобновляем публикацию уроков нашего учителя, гаона рава Моше Шапиро, благословенна память о праведнике.

Урок пятый. Что такое «жизнь»?

1. Вера в оживление мертвых – это не только вера в сам процесс оживления. Не это является главным. Это вера в то, что называется «жизнью». Именно в этом – основа нашей веры.

Когда в Торе рассказывается, как Всевышний сотворил и оживил Первого Человека, там говорится: «И создал Г-сподь Б-г человека из земного праха, и вдохнул в его ноздри дыхание жизни – и человек ожил» (Берешит, 2:7). «И человек ожил» – буквально «стал живой душой» (נֶפֶשׁ חַיָּה – нефеш хая). Чтобы понять, что такое «жизнь», мы обязаны познакомиться с понятием «душа» – нефеш.

Одно из значений слова нефеш – стремление и желание. Например, праотец Авраам говорит: «Если вы действительно хотите помочь мне (אִם יֵשׁ אֶת נַפְשְׁכֶם – им еш эт нафшехем)…» (там же, 23:8). Нефеш – это желание.

Человек сотворен таким, что ему всегда чего-нибудь хочется, и ему даны силы, чтобы это желание осуществить. Он идет навстречу своим желаниям. В этом смысле жизнь немыслима без желаний. Сама жизнь – это стремление человека к осуществлению поставленных перед собой целей.

Мудрецы отмечают, что слово רצון (рацон – «желание») происходит от основы רץ (рац – «бежать»). Человек постоянно уходит от своей сущности и устремляется к чему-то внешнему. Он просто «бежит» от себя. Так родник бьет из глубин земли, а затем убегает от своего источника. Это жизнь. И поэтому воды родника называют «живыми» – маим хаим. «Живая душа» (нефеш хая) – это стремление к осуществлению своих желаний. Мы стремимся к жизни и желаем жить.

Это один аспект. Но есть еще одно понимание слова нефеш.

Простое значение этого слова – «покой». В Торе сказано: «…Шесть дней творил Б-г небеса и землю, а в седьмой день прекратил работу и пребывал в покое (וַיִּנָּפַשׁ – ва-инафаш)» (Шмот, 31:17). Это сторона жизни, противоположная желаниям. Покой и желание – это полные противоположности. «Пребывать в покое» – значит, не убегать от себя. Это проявление души связано с ее сокровенной сущностью, а значит, и с сутью самого понятия «жизнь».

2. Состояние, обозначенное словами «пребывать в покое», наступает только после «работы». После завершения всей работы. После всей беготни и погони за своими желаниями может наступить состояние, названное «пребывать в покое». Отдых наступает только после работы, а иначе это не отдых. После того, как вся работа завершена, может наступить покой.

3. В душу человека вложено стремление к покою. Весь тяжелый труд совершается ради этого – чтобы, в конце концов, обрести покой. Мы уже упоминали (см. урок 2-3, «Беерот Ицхак» №174-175) высказывание мудрецов, в котором речь идет о заповедях: «Сегодня их выполнять, а завтра получать за них награду» (Эрувин, 22а). Это два этапа, два проявления души. «Сегодня» – т.е. в этом мире, где человек стремится к осуществлению своих желаний. «Завтра» – это место покоя, место, где «получают награду». Когда вся работа завершена, наступает покой.

4. Нам ближе и понятнее та форма жизни, которая связана с осуществлением наших желаний. Мы живем ради исполнения желаний. Это придает нам жизненную энергию. Пока мы полны желаний, мы чувствуем, что живем полной жизнью. И когда мы приближаемся к осуществлению очередной цели, нам кажется, что теперь мы должны обрести покой.

Но этого никогда не происходит! Когда мы достигаем желаемого, само желание медленно умирает. Оно впадает в медленную (а порой и в быструю) агонию, а затем окончательно исчезает.

Человек может посвятить достижению своей цели десятки лет. А через короткий промежуток времени после того, как его желание осуществилось, он уже не знает, зачем ему это вообще было нужно.

Перефразируя упомянутые выше слова мудрецов, можно сказать: сегодня действовать, выполняя свои желания, а покой придет только «завтра» – когда эта «жизнь» завершится.

5. Добрая весть заключена в том, что существует совершенно иная форма жизни. Жизнь души, пребывающей в покое. Этот способ жизни далек от нас, потому что мы живем совсем по-другому. Это нам недоступно. Эта форма жизни относится к тому процессу, который мудрецы определили словами «завтра получать награду». Тайна этого заключена в стихе Торы: «А вы, прикрепившиеся [прим. ред. буквально — прилепившиеся] к Г‑споду, Б-гу вашему [т. е. к Его воле], живы все сегодня» (Дварим, 4:4). Это и есть подлинная жизнь. Живы те, кто «прикрепился к Б-гу».

Попытаемся, понять, что же это такое. Мы привыкли к образу жизни, связанному с выполнением наших желаний. И нам трудно постичь, что «прикрепленность к Б-гу» – двейкут – это и есть проявление жизни.

Если человек пребывает в этом мире в качестве подданного Царя царей, в этом проявляется его «прикрепленность» – причастность к Б-гу. Об этом и написано «вы, прикрепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему…» – т.е. вы вместе с Ним. «Вы, прикрепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все сегодня» – имеется в виду, что сама эта «прикрепленность» (двейкут) и называется «жизнью».

Мудрецы называют Всевышнего «Источником жизни». Сам двейкут – это и есть жизнь.

Суть нашей жизни в том, что мы пребываем в мире ради выполнения Его воли. Воли Творца Вселенной, а не своих переменчивых желаний. Такая жизнь наделяет душу состоянием покоя.

6. В этом мире нам дан пример такого покоя. Это Шаббат, который мудрецы называют «подобием Грядущего мира». Это время наслаждения. Наслаждения неделанием. Наслаждения покоем. Шаббат – это мостик, соединяющий жизнь этого мира с Грядущим миром. Именно поэтому Шаббат стал символом еврейского образа жизни. Цель еврейской жизни – обретение подлинного покоя. А для этого нужно жить во славу Творца, чтобы удостоиться удела в Грядущем мире.

[Примечание рава Игаля Полищука. Однажды наш учитель рав Моше Шапиро разъяснил нам первый стих Торы. Он сказал, что так нужно объяснять этот стих детям в хедере. Берешит бара (в начале создал) Элоким (Б-г) эт а-шамаим (небо) ве-эт а-арец (и землю). Наш учитель объяснил так: шамаим — от слова шам («там»), эрец — земля, с корнем рац — «бег». Всевышний создал шамаим — небеса, куда мы должны стремиться, бежать, а место, где мы бежим — это земля, эрец.]

http://www.beerot.ru/?p=48049

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here