Правила понимания высказываний мудрецов. Глава 2
1. Осел машиаха («Бедняк, едущий на осле»)
Маараль пишет («Гвурот а-Шем», гл. 29):
«В связи с тем, что сказано (Шмот 4:20) «и взял Моше жену свою и сыновей своих, и посадил их на осла, и вернулся в землю Египетскую». В слове «осла» (הַחֲמֹר) используется определенный артикль ה. Это означает, что речь идет о каком-то определенном осле, хотя по простому смыслу стиха нужно было написать слово «осел» без артикля. Кроме того, возникает еще одно затруднение: разве у Моше не было верблюда, на которого он мог бы посадить свих жену и детей?.. В мидраше «Пиркей де-Раби Элиэзер» (гл. 31) сказано: «Это тот самый осел, на котором ехал праотец Авраам, как сказано (Берешит, 22:3): «и оседлал своего осла». И на этом же осле в будущем будет ехать царь машиах, как сказано (Захарья, 9:9): «бедняк, едущий на осле». И это осел, который был создан в шесть дней творения». И этот мидраш также вызывает великое изумление: чем этот осел отличается от всех остальных ослов?! Разве он в чем-то важнее их? Кроме того, непонятно, почему его нужно было создать в течение шести дней творения. Почему нельзя было использовать обыкновенного осла?.. И почему именно об этих троих — Аврааме, Моше и машиахе — сказано, что они ехали на осле?»
Возникает вопрос, зачем нужно было совершать столь великое чудо, чтобы на осле, который был создан на исходе шестого дня творения, ехал Авраам — примерно через две тысячи лет после рождения осла! И потом, еще через несколько столетий, этим ослом воспользовался Моше. А через шесть тысячелетий после создания мира (и осла), на этом же осле поедет машиах. Чем этот осел заслужил такое удивительное долголетие?
Конечно, Всевышний всемогущ. Его способность сохранять жизнь ослу в течение долгого времени не вызывает никаких сомнений. Тем не менее, необходимо понять, в чем смысл этого чуда, и с какой целью оно было совершено. Ведь Всевышний не «раздает» чудеса просто так. Маараль, комментируя высказывания мудрецов, всегда старается избежать чудес и объяснить все как аллегорическую передачу глубоких понятий. Описание чудес, явно противоречащих законам природы, вовсе не обязательно всегда понимать буквально и поверхностно. [Почему же здесь мидраш пишет об осле, который прожил шесть тысяч лет?]
2. Всевышний желает, чтобы мир оставался в рамках законов природы
Сам Маараль во втором предисловии к своей книге «Гвурот а-Шем» объясняет, что законы природы — это проявление и неопосредованный результат непрерывной воли Всевышнего, [которая постоянно возобновляет существование мира и действующие в нем законы природы]. Всевышний желает, чтобы творение со всеми его составляющими подчинялось закономерностям, которые мы называем «природа». Ведь Всевышний, в великой мудрости Своей, Сам создал и установил законы природы, которым мир обязан подчиняться. Когда Всевышний творит чудеса, выходящие за рамки законов природы, Он не делает это из-за того, что у Него нет другого выхода! Не дай Б-г сказать, что у Всевышнего нет другого способа достичь своей цели, кроме нарушения законов природы, и из-за этого Он вынужден творить чудеса! В действительности Всевышний творит чудеса, так как у Него есть на это веские причины. Например, нам иногда кажется, что было бы хорошо, если бы произошло чудо, и мы успели мгновенно оказаться в другом месте. Но Всевышний, Которому все известно заранее, специально установил законы природы таким образом, чтобы с их помощью управлять мирами во всех ситуациях и при любых обстоятельствах. Поэтому, когда мудрецы говорят нам, что произошло чудо, и кто-то мгновенно преодолел большое расстояние, необходимо понять, для чего Всевышний совершил это чудо, идущее вразрез с законами природы.
3. «Рассек воды пред ними, чтобы сделать Себе имя вечное»
Всевышний рассек Ям Суф перед народом Израиля не из-за того, что у Него не было другого выхода (речь идет о выходе из Египта, см. Шмот, 14:21 и далее). Не следует думать, что из-за того, что перед народом было море, позади — фараон и его войско, а слева и справа — пустыня, его нельзя было спасти естественным путем. Ведь Всевышний Сам поставил их в такую ситуацию!
На самом деле Всевышний совершил чудо рассечения Ям Суф для того, чтобы продемонстрировать народу Израиля Свою великую силу и мощь. Об этом сказано у пророка Йешаяу (63:12): «Рассек воды пред ними, чтобы сделать Себе имя вечное».
Комментарий Радака объясняет: «Сделать Себе имя вечное — для того, чтобы все народы помнили это великое событие, и это бы вселяло в них трепет. Как сказано (Шмот 15:14): «услышали народы и трепещут». Ведь не было никакой необходимости совершать это для того, чтобы вывести их на другой берег. Ведь они вернулись на тот же берег, с которого вошли в море. Но Он сделал это для того, чтобы показать, что Он всемогущ. Он может даже изменить основы природы. И это Его слава и вечное имя. И все это было продемонстрировано с помощью Моше и его народа из-за любви к ним».
Уже с шести дней творения, когда Всевышний установил законы природы, Он также предрешил свершение чудес, которые произойдут в течение всей истории. Об этом сказали мудрецы («Берешит Раба», 5:5): «Всевышний заранее поставил морю условие, что оно разверзнется перед народом Израиля… И условие было поставлено не только морю, а всему, что было создано в течение шести дней творения… «Заповедовал Солнцу и Луне, чтобы они остановились перед Йеошуа…» «Заповедовал огню, чтобы он не причинил вреда Хананье, Мишаэлю и Азарье» и т. д. (см. Йеошуа, 10:12 и Даниэль, 3:19-27)». Из этого следует, что у чудес тоже есть определенная закономерность и порядок. Всевышний не совершает их из-за того, что Он не может добиться тех же результатов посредством действий, не выходящих за пределы законов природы. Он творит чудеса потому, что у Него есть на это вполне оправданные причины. Поэтому каждый раз, когда происходит чудо, требуется понять, почему и для чего Всевышний его совершил.
4. Езда на осле — подчинение себе материи
Мудрецы сказали нам, что на осле, созданном на исходе шестого дня творения, ехали Авраам и Моше, и на нем же в будущем поедет Царь-машиах (см. выше). Если воспринять это высказывание в прямом смысле, возникает необходимость понять, для чего и с какой целью Всевышний совершил такое чудо, создав осла-долгожителя.
Но Маараль утверждает, что мудрецы не говорили о простом, материальном, «поверхностном» осле. В действительности речь шла о форме и внутреннем содержании вещей. Они не говорили о материальном объекте, на котором ехали Авраам и Моше. Они говорили о духовной сущности, которую символизирует осел, и которая проявляется и раскрывается с его помощью. И хотя Авраам и Моше, несомненно, ехали на осле [об этом написано в стихах Торы], необходимо объяснить, зачем Тора сообщила нам об этом, и какой духовный принцип заложен в эту информацию.
Основываясь на этих принципах, Маараль пишет: «Знай, что любая «езда» говорит о том, что едущий отделен от того, на чем он едет, и возносится над ним». «Езда» выражает власть едущего над тем, на чем он едет. Она не обязательно говорит о том, что едущий фактически сидит на том, что его везет. И эти взаимоотношения даже вылились в выражение «кто-то едет на ком-то». (По-русски говорят «кто-то оседлал кого-то», или «кто-то сидит у кого-то на голове» и т. п.) Смысл этого в том, что «едущий» управляет тем, на ком он «едет», а не в том, что он сидит на нем в прямом смысле слова. Тот, кто едет на осле, управляет и властвует над этим ослом. Он направляет осла в соответствии со своими желаниями и не зависит от желаний осла. Если же всаднику не удается направить осла туда, куда ему нужно, — это верный признак того, что он не овладел навыками езды на осле.
Но Авраама, Моше и мессию «Всевышний одарил возможностью ехать на осле, что означает, что они «ехали» на материальности». [Это основано на том, что «осел» и «материя» — это однокоренные слова, как автор объясняет ниже.]
Маараль продолжает объяснение: «Знай, что нет более простого создания, чем осел, ибо он полностью материален». Понятие «осел» выражает материальность в чистом виде, без малейшей примеси частицы разума или понимания. Недаром того, кто совершает бездумные действия, лишенные всякого смысла, люди часто обзывают «ослом». Почему не говорят, например, «ты — конь»? Из-за того, что осел больше, чем любое другое животное, олицетворяет грубую материальность, не имеющую никакого отношения к мудрости. И поэтому на святом языке осел зовется חמור. Это слово происходит от того же корня, что слово «материя» — חומר. Важно помнить, что в Святом Языке нет такого понятия, как «игра слов». Все слова и названия понятий даны с глубоким пониманием и с великой точностью.
5. Материя и форма
С другой стороны, в чистой материальности осла есть определенное достоинство. Словами Маараля: «Осел — это более простое создание, не принявшее форму». Маараль в своих книгах подробно объясняет понятия «материя» и «форма» и их взаимосвязь. Форма дает материи предназначение и смысл. Это верно даже в сугубо материальном контексте, например, если берут бревна, предназначенные для изготовления разных изделий, выпиливают их определенным образом, склеивают, прибивают, и т. д. — из них получается предмет обихода, скажем, стол. Таким образом, материя приобретает форму, которая дает ей определенное предназначение. И то же самое происходит в контексте духа: для каждой материи существует духовная форма, которая определяет ее предназначение и задачу в духовной сфере. Эта форма оставляет свой отпечаток на материальной сущности, которая используется для служения духовному.
Чем проще и бесформеннее материя, тем легче умельцу придать ей ту форму, которую он пожелает. Намного легче сделать новый стол из простых бревен, лишенных определенной осмысленной формы, чем взять старый стол, уже обладающий определенной конфигурацией, и переделать его во что-то новое: другой стол или стул.
6. Авраам, Моше и машиах властвовали над материей, выполняя с ее помощью волю Всевышнего
И поэтому мудрецы сказали, что Авраам, Моше и мессия ехали на осле. Это означает, что им удалось подчинить себе свое материальное начало и придать ему желаемую форму. Таким образом, они использовали свое материальное тело только для одной цели — выполнения воли Всевышнего. Они «ехали» именно на «осле», который символизирует нечто сугубо материальное, лишенное какой бы то ни было формы. Это означает, что у составляющей их материи не было никакой другой формы, кроме той, которую ей придало единственное желание — выполнение воли Творца. Ибо тому, чья материя имеет самостоятельную форму, то есть тому, кем движут стремления и пожелания, не направленные на выполнение воли Всевышнего, намного тяжелее изменить «форму» этой материи. Ему тяжелее полностью подчинить себя воле Творца, чем человеку, чей единственный недостаток — то, что он материален. Тому, кого не обуревают влечения и планы, связанные с ценностями этого мира, легче посвятить себя истинной цели — выполнению воли Творца.
Когда праотец Авраам пошел выполнять заповедь Творца принести в жертву своего сына Ицхака, он ехал на осле — на своей материальности. Это означает, что он одолел свое тело со всеми его желаниями и полностью подчинил его своей воле. Ведь у каждого человека есть естественная любовь к своим детям! Ведя своего сына на заклание, Авраам пересилил эту любовь. Он даже специально проснулся особенно рано утром, чтобы расторопно выполнить заповедь Творца — принести в жертву своего сына.
Наш учитель Моше, идя в Египет, посадил своих сыновей и жену на осла. Это означает, что прежде чем привести свою жену и детей в Египет, который был полон нечистоты и разврата, Моше научил их побеждать вожделения плоти, чтобы им не повредила нечистота Египта, и чтобы она не пристала к ним.
И так же в будущем царь мессия будет ехать на осле. У него будут душевные силы полностью подчинить себе свое материальное начало. Более того, он установит власть не только над своим телом, но и над материальным началом всего человечества. Он будет воспитывать всех людей и обучать их, как использовать материю для выполнения воли Всевышнего.
Маараль продолжает: «Откуда же нам известно, что эти трое вознеслись над всем миром, то есть по своему духовному уровню превзошли всех людей? В отношении Авраама мудрецы вывели это из стиха (Берешит, 15:5) «и вывел Он его наружу» — вывел его за пределы этого мира». Как сказали мудрецы («Берешит Раба», 44:12): ««И вывел Он его наружу» — поднял его над куполом небосвода». И в Талмуде (Шаббат 156а) мудрецы сказали об этом стихе, что Авраама сказал: «Владыка мира, я посмотрел на свой гороскоп и увидел, что я не гожусь, чтобы родить сына». Всевышний ответил ему: «Выйди из своего гороскопа!» Комментарий Раши объясняет: «И в этом смысл того, что написано «вывел его наружу» — за пределы астрологических предсказаний». То есть по законам природы, которые действуют под куполом небосвода, Авраам был неспособен родить сына — как ему показал его гороскоп. Несмотря на это, благодаря тому, что он подчинил себе материю и возвысился над природой с ее ограничениями и рамками, Всевышний поднял его над «куполом небосвода» и поменял его природу таким образом, чтобы он смог родить сына. Таким образом, из этого стиха мы выучили, что Авраам поднялся выше материального мира и стал властвовать над ним.
Маараль продолжает: «И также вывели мудрецы (комментарий Раши к Шмот, 9:22 от имени «Мидраш Агада»): «Всевышний поднял Моше выше небес»». То есть Всевышний поднял его выше законов природы благодаря тому, что он обуздал свое материальное начало и полностью властвовал над ним. «Из этого мы выучили, что эти двое (Авраам и Моше) властвовали над материальным миром и были отделены от него». Подобно тому, как всадник отделен от осла и правит им так, как ему заблагорассудится.
7. Создание в сумерки накануне субботы — выше законов природы
В чем смысл того, что этот осел [на котором едут Авраам, Моше и мессия] был создан именно в сумерки накануне субботы? Маараль объясняет: «То, что было создано в сумерки — выше природы. Причина этого в следующем: шесть дней творения — это будние дни. То, что было создано в эти дни, полностью подчинено законам природы. Что касается сумерек, они частично относятся к будним дням и частично к святости [субботы]. Поэтому то, что было создано в это время, не является частью природы в полном смысле». Все, что было создано в течение шести дней, существует в рамках законов природы. Можно также сказать, что сама природа была создана в эти шесть дней. Поэтому, когда мудрецы упоминают число шесть, они говорят о естественных феноменах. [В книге «Гур Арье» (Берешит, 26:34) Маараль объясняет, что число шесть описывает полное пространство. Дело в том, что в пространстве можно двигаться в шести направлениях: вправо, влево, вперед, назад, вверх и вниз.] С другой стороны, все, что было связано с субботой, ассоциируется с числом семь. Все эти создания, как и сама святая суббота, относятся к духовному миру и возносятся выше природы. Сумерки накануне субботы — это переход от будничного к святому. В это время Всевышний создал вещи, которые не являются частью природы в полном смысле слова. Среди этих созданий — осел, который было создан в сумерки накануне субботы. Это способность, которая была дана Аврааму, Моше и мессии – властвовать над материей и подчинить ее выполнению воли Всевышнего,.
8. Один осел — подчинение материи едино для всех троих
Маараль продолжает: «В связи с утверждением мудрецов, что Авраам, Моше и машиах ехали на одном и том же осле — что был всего лишь один осел, а не три…». Разве следует понимать слова мудрецов буквально, что все трое ехали на одном и том же материальном осле? В действительности же слова мудрецов следует понимать следующим образом: «Когда есть две вещи, имеющие один и тот же смысл и находящиеся на одном и том же уровне — это одна вещь». Это объясняется следующим образом: когда речь идет о материальных объектах, если существует три абсолютно одинаковых предмета, они все равно остаются тремя предметами. Само их число — три — отличает их от одного предмета. Например, если существует два абсолютно одинаковых стола, не отличающихся друг от друга ни формой, ни материалом, ни цветом, они все же остаются двумя столами. Каждый из них занимает определенное место в пространстве и является самостоятельной единицей. Что касается объектов духовных, дело обстоит совершенно иначе. Например, если два человека высказывают одну и ту же идею, она остается одной идеей, хоть ее и высказали два разных человека. Только если их идеи чем-то отличаются друг от друга, например, если то, что высказал один человек глубже чем то, что высказал другой, можно сказать что существует две идеи.
Из этого следует, что численная множественность существует только в материальном мире. В духовном мире властвует единство. Это означает, что два одинаковых духовных объекта — это, в сущности, один объект. Поэтому мудрецы сказали, что Авраам, Моше и мессия едут на одном и том же осле — на одинаковых ослах, так как… «все три езды выражают одну и ту же идею — подняться над материальным миром. И поэтому они обладают одной и той же характеристикой — они были созданы в сумерки на исходе шестого дня».
Эта способность подняться над материей является связующим звеном между материальным и духовным, и она была создана в сумерки в начале субботы. «И поэтому все они едины» — так как Авраам, Моше и машиах обладают этой способностью, на языке мудрецов это обозначено тем, что они «ехали на одном осле».
9. «Осел» — созданная в сумерки накануне субботы способность подчинить себе материю
Ниже Маараль подчеркивает, что слова мудрецов «не означают, что он [осел] в самом деле был создан и жил все время с создания мира до дней Авраама, Моше и мессии». Мудрецы не хотели сказать нам, что произошел столь экстраординарный, выходящий далеко за рамки природы феномен, что этот осел жил от дней сотворения мира до конца шести тысяч лет, которые существует мир. «Это совершенно не соответствует истине. В действительности эти слова объясняются следующим образом. Время создано для того, чтобы в нем были созданы творения». Время — это серия разных событий. «Это подобно тому, как в каждый из шести дней творения было создано то, что должно было быть создано в этот день». В эти дни были созданы все законы природы и детали творений. «И из-за того, что эти три праведника нуждались в осле… Они нуждались в материальном теле, которое они смогли бы пересилить, и подчинить духовному. …так как они «ехали» на материи этого мира и властвовали над ней…» Они поднялись выше всякой материальности этого мира и использовали ее исключительно для служения Всевышнему. «… создание этого «осла» началось в сумерки, и в сумерки было заложено основание для этого в потенциале» — основание и корень вещей, которые легко поддаются завоеванию и подчинению духовным целям. И этим они отличаются от обычных материальных вещей. Они были созданы для того, чтобы их потенциал «полностью реализовывался в нужный момент времени». Существует правило, по которому «нет ничего нового под солнцем» (Коэлет, 1:9). Все, что происходит на протяжении истории, проистекает из того, что было создано в шесть дней творения. Поэтому материальные тела этих праведников, которые выходят за рамки обычного течения природных процессов, были созданы в потенциале в сумерки накануне субботы. Потом для каждого из этих праведников этот потенциал реализовался в подходящее для него время. «Ясно пойми это, ибо эти вещи станут для тебя абсолютно понятными, когда поймешь слова мудрецов».
10. Авраам, Моше и мессия являются выражением хохма, бина и даат
Почему именно об этих праведниках мудрецы сказали, что они вознеслись выше материи? Причина в том, что они олицетворяют и выражают три присущие человеку духовные силы, которые полностью отделены от тела. Эти же силы являются высшими атрибутами, посредством которых Всевышний управляет этим миром. Эти атрибуты — это хохма (знание), бина (понимание) и даат (мудрость).
В чем заключается определение этих атрибутов, хохма, бина и даат? Комментарий Раши приводит (Шмот, 31:3): ««Хохма» — это то, что человек изучает, услышав от других. «Твуна» [однокоренное слово со словом «бина»] — это самостоятельное умозаключение, основанное на том, что он выучил у других». То есть после того, как он воспринял и усвоил знание, полученное от других людей или из книг (хохму), он может делать самостоятельные выводы на основе выученного материала; в понимании самого материала появляются детали, до которых он дошел своим умом. В трактате Хагига (12а) комментарий Раши приводит: ««Даат» — это овладение». То есть информация не только воспринимается интеллектом, она также становится достоянием сердца, и человек на глубинном эмоциональном уровне ощущает приобретенное им знание. Это можно понять в связи с тем, что сказано (Дварим, 4:39): «Познай же ныне и восприми сердцем своим» — с помощью познания, атрибут даат делает эти вещи достоянием сердца. А сердце — это источник и обитель желаний. Когда идея становится достоянием сердца, то желания человека совпадают с тем, что понял его разум.
[Для большей ясности приведем пример этого из области, не связанной с духовным развитием человека.
Рассмотрим ученого-медика, который занимается изучением влияния наркотиков на человеческий организм. Вначале, для того чтобы ознакомиться с фактами, он собирает информацию — изучает истории болезни пациентов. Таким образом он приобретает хохма — информацию об эффекте, производимом данными субстанциями.
Основываясь на полученных результатах, наш ученый приходит к выводу, что наркоман, который употребляет данные вещества, должен тяжело заболеть и умереть от них в течение 5-7 лет. Это бина — он делает самостоятельные выводы из накопленной информационной базы.
Когда знакомые предлагают ему самому попробовать наркотики, наш врач в ужасе отшатывается: в результате проведенной им научной работы, ему хорошо известно, какие страшные последствия производят эти вещества. Теперь вся его природа и все его эмоции — его сердце — испытывают глубокое отвращение к наркомании. Таким образом, интеллектуальное знание проникло к нему в сердце и повлияло на его желания — это даат.
Подобно этому Тора требует от нас познать Всевышнего, изучая Его Тору и заповеди. Это знание должно повлиять на сердце таким образом, чтобы у нас возникло величайшее желание жить по требованиям Торы, а нарушение заповедей Торы должно вызывать у нас ужас и отвращение.]
Дополнительное значение слова даат — это «близость». Написано (Берешит, 18:19): «Ибо Я познал его для того, чтобы он заповедал сынам своим». Комментарий Раши объясняет слово «познал»: «это слово, означающее благорасположение… тот, кто испытывает расположение к кому-либо, приближает этого человека к себе». Если хохма и бина, которые человек приобретает, становятся настолько близки ему, что он вбирает их в свое нутро и пропитывается ими до мозга костей, — это означает, что он довел это знание до уровня даат — постижения.
Праотец Авраам является символом атрибута хохма. Он изучал Тору, исходя из себя самого, как сказали мудрецы («Берешит Раба», 61:1): «Сказали: Раби Шимон: отец не обучал его, а наставника у него не было. Откуда же он черпал знания Торы? Всевышний предоставил ему две почки, которые были как два учителя. Они источали Тору и знание (хохму), и обучали его». То есть Авраам изучал мудрость самостоятельно, непосредственно из источника и корня мудрости. [Всевышний удостоил Авраама черпать познания Торы непосредственно из Б-жественного источника.]
Наш учитель Моше символизирует атрибут бина. Мудрецы сказали об этом (Рош а-Шана, 21б): «Пятьдесят врат познания были созданы в мире, и все они были переданы Моше, кроме одних». Моше понял всю Тору в мельчайших деталях. [И так сказали мудрецы («Зоар Хадаш», 32:4 и др.): «Уровень нашего учителя Моше — это бина», «атрибут бина — это Моше», «бина — это твой уровень». И также от имени Аризаля написано: «Моше удостоился бины».]
Праведный машиах символизирует атрибут даат, как сказано (Йешаяу, 11:2): «И снизойдет на него дух Г-сподень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух мудрости (даат) и трепета перед Г-сподом». Мессия будет обладать хохмой и биной, пока с их помощью не дойдет до уровня совершенной мудрости — даат. Это касается не только его самого, так как он повлияет на весь народ Израиля, как сказано (Йешаяу, 11:9): «Земля будет полна мудрости — знанием Г-спода, как полно море водами». Все познают Г-спода — все будут ощущать присутствие Всевышнего на личном, эмоциональном уровне. Именно это характеризуется как даат.
11. Правило агадот — подразумевается духовная подоплека
Из слов Маараля мы вывели важнейшее правило, связанное с объяснением агадот мудрецов. Во многих случаях следует отделить форму от ее материального носителя. Другими словами, следует помнить, что зачастую слова мудрецов не следует воспринимать в буквальном смысле. Они не писали о тех физических явлениях, в рассказ о которых облачены их слова. В действительности они говорили только о внутреннем, духовном смысле, который скрывается за этими рассказами. Когда мудрецы пишут, что Авраам и Моше ехали на осле, что мессия приедет на осле — они говорят о духовном содержании этих людей, как мы объяснили в этой главе. Эти три праведника выражают полную власть духа над материей и использование материи исключительно для выполнения воли Всевышнего.
Хотя Авраам и Моше действительно ехали на ослах и вполне возможно, что мессия тоже поедет на осле (как написано в стихах письменной Торы), мудрецы говорили не об этом.
Это объяснение Маараля является показательным примером, необходимым нам для понимания других высказываний мудрецов такого типа. Следует снять с них внешнюю, материальную оболочку и изучить таящееся под ней духовное содержимое.
Продолжение следует
Перевод — рав Берл Набутовский