Агадот — Способы сокрытия истинного смысла

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1794
сокрытия

От редакции. Мы продолжаем публикацию материалов рава Хаима Фридленедера, связанных с пониманием высказываний мудрецов, в частности, пониманием агадических высказываний.

Высказывания мудрецов, дошедшие до нас в сводах Мишны, Талмуда, Мидрашей и в книге «Зоар» можно условно разделить на несколько категорий. Многие из них связаны с установлением закона — алахи. Другие направлены на объяснение Святых писаний. Некоторые дают моральные наставления. Есть еще одна категория высказываний, называемая агадот. Это истории, аллегории, высказывания, связанные с явлениями природы и т. п. Высказывания, относящиеся к последнему типу, особенно трудны для понимания, так как зачастую вовсе неочевидно, какую цель преследовали мудрецы, записав данное высказывание, и что именно мы должны из него выучить. В этой серии уроков рав Хаим Фридландер объясняет, как следует подходить к такого рода высказываниям мудрецов.

В первой главе автор привел слова Рамбама, который утверждает, что во всех высказываниях мудрецов скрыт глубокий смысл. А тот, кому этот смысл уловить не удаётся, должен винить в этом не мудрецов, а свои ограниченные возможности.

Глава 2

1. Рамхаль. «Маамар аль а-Агадот»

Рамхаль также [как и Рамбам] пишет, что мудрецы скрыли истинный смысл своих слов с помощью агадот. Он объясняет, какими именно способами они скрыли этот смысл. В начале он упоминает, что мудрецы разрешили записать детали и подробности заповедей и законов, которые передавались устно, из-за сказанного (Теилим, 119:126): «Время действовать ради Г-спода: преступи Тору Твою».

Рамхаль пишет [здесь и далее — выделенным шрифтом его слова]: И еще подумали мудрецы, и поняли, что опасения, которые относятся к частям Торы, связанным с выполнением заповедей, то есть, обеспокоенность тем, что Тора постепенно забывается, насущны и в отношении ее тайн и основ понимания Б-жественного. Но исправление возникшей ситуации, которое было предпринято в отношении алахической части Торы, неприменимо к части Торы, связанной с ее тайнами. В записи объяснений заповедей в открытой и доступной для всех форме нет никакого вреда».

2. Агадот Устной Торы можно записывать только в скрытой форме

Рамхаль продолжает: «А часть Торы, связанную с ее тайнами, нельзя передавать каждому желающему, по двум причинам.

Во-первых, ибо это учение чрезвычайно значимо. Столь важные и значимые идеи можно раскрывать только тому, кто сможет оценить их по достоинству, а от других их требуется скрывать (и мы уже начали объяснять это в первой главе). …И глубоко — и из-за его глубины, человек, не обладающий острым умом, его не поймет. И даже одаренный человек не поймет его, если не будет знаком с основополагающими принципами этого учения.

Что касается значимости учения — не соответствует чести Всевышнего, чтобы тайны Его попали в руки людей с порочным характером, даже если эти люди обладают чрезвычайно изощренным разумом, ибо они недостойны познать тайны. А что касается глубины учения, то тут идет речь о вещах в высшей степени глубоких, и понять их могут только люди, обладающие чрезвычайной ясностью мышления, и превосходно знакомые с методами анализа слов Торы. И если неотесанные глупцы или просто люди, незнакомые с методами анализа Торы, обратятся к этому учению, то из сокровенного и истинного знания сделают ошибочные выводы и придут к ложному мировоззрению. Существует опасность, что, если эти вещи будет изучать тот, кто неспособен понять глубокие идеи, он придет к нелепым и полностью ложным выводам.

И поэтому мудрецы решили пойти на компромисс, а именно: записать эти тайны, чтобы не лишились их будущие поколения. Но при этом сделать это только скрытыми способами и загадками, так, чтобы понять их могли исключительно те, кому переданы ключи для их понимания, то есть, правила, по которым можно понять намеки и эти загадки разгадать. Эти ключи передаются из поколения в поколение от учителя к ученику. А для того, кому не передали ключи, будут слова мудрецов как за семью печатями, как если бы их не записали вообще.

А ключи эти мудрецы вверили тем ученикам, которые приняли традицию непосредственно от них самих. Мудрецы положились на этих учеников, что те передадут ключи только своим ученикам, и только тем из них, которые обладают соответствующими качествами, такими же, как и их учителя. И так это передается из поколения в поколение.

Эти ключи передавались от одного человека другому, от учителя — ученику. А тот, кто не получил ключи, не может найти объяснения и разгадать слова мудрецов. Получается, что, хоть мудрецы и записали это знание, чтобы оно не забылось, они защитили его от недостойных. Поэтому они записали его с помощью намеков и загадок, а ключи к пониманию, то есть, основополагающие принципы, передаются только индивидуально и только тем, кто достоин познать это учение.

3. Первый способ сокрытия: заимствованные понятия и аллегории

Способов, которыми мудрецы скрыли истинный смысл своих слов, несколько. Один из них — это использование заимствованных понятий и аллегорий. Этот метод известен рассказчикам. Задействуется сила воображения, и предметам приписываются действия, на которые те неспособны, и качества, которыми те не могут обладать. Например, определенным животным приписывают действия, на которые те совершенно неспособны. Так в притчах Рабы Бар Бар Ханы рассказывается о большой лягушке, которая совершала невозможные для лягушки действия. В действительности же, рассказ о лягушке — это аллегория. Она была специально записана таким образом, чтобы читателю сразу стало ясно, что эту историю нельзя понимать буквально, она является намеком на скрытый смысл.

[Речь идет о том, что написано в трактате Бава Батра (73б): «Раба Бар Бар Хана сказал: «Однажды я увидел лягушку размером с город Эгрония. Какого же размера город Эгрония? Шестьдесят домов. Приползла змея и проглотила лягушку, а потом прилетел ворон и проглотил змею. Потом он взлетел, и уселся на дереве. Подумай, какое это было крепкое дерево»! Рав Папа бар Шмуэль сказал: “если бы я сам там не был, я никогда бы этому не поверил”».

Виленский Гаон объясняет, что лягушка символизирует мудреца, который постоянно занят изучением Торы. Город Эгрония, состоящий из шестидесяти домов, — это устная Тора, состоящая из шестидесяти трактатов, и т. д. См. подробное объяснение всего отрывка в книге «Руах Мошель».]

4. Второй способ сокрытия: высказывание абсолютных утверждений, но умалчивание обстоятельств, при которых они верны

Второй способ – это недосказанность, а именно, умалчивание условий, при которых высказывание является истинным. Вместо этого делается абсолютное утверждение, хотя, на самом деле, это утверждение является истинным только в определенных рамках, то есть, только в одном аспекте, или в определенное время, или только по отношению к одному предмету или одному месту. А тот, кто воспринимает это утверждение как общее и абсолютное, ошибается и вводит себя в заблуждение.

Некоторые утверждения мудрецов высказаны абсолютно. Из-за этого они воспринимаются как будто они верны при любых обстоятельствах и во всех случаях. В действительности, же, мудрецы скрыли те условия, при которых их высказывания являются истинными.

Например, сказано (Ктубот, 111а): «Каждому, кто проходит четыре локтя по Земле Израиля, гарантирован удел в будущем мире». И также сказано (Иерусалимский Талмуд, Шаббат, 1:3): «Каждому, кто постоянно живет в Земле Израиля… и говорит на Святом Языке, … гарантирован удел в Будущем мире». Каждый, кто смотрит на эти высказывания поверхностно и понимает буквально, придет к выводу, что оно верно всегда и при любых обстоятельствах. В действительности же, он ошибается и приводит к ошибке других! Именно этим способом злодеи запутали и обманули тех, кто переезжал в Землю Израиля, говоря им, что на Святой Земле нет надобности исполнять заповеди. Ведь живя в Земле Израиля, проходят по ней множество локтей и говорят на Святом Языке, удостаиваются награды. Этого вполне достаточно для того, чтобы получить удел в Грядущем мире!

В действительности же, эти высказывания истинны только в определенных рамках и при определенных условиях. Мудрецы не сказали הכא במאי עסקינן — «о чем здесь идет речь?», они не объяснили, в каком случае это высказывание является верным. В действительности, для того, чтобы по-настоящему удостоиться «идти» по Земле Израиля, требуется впитать в себя её святость, чтобы она повлияла на внутреннее содержание человека, сделала его лучше и чище, чем он был до этого. Это возможно только при соблюдении всех заповедей, включая те, которые можно выполнять в Земле Израиля. Говоря об уделе в Будущем мире, мудрецы конечно же не подразумевали человека, который постоянно грешит, и делает все, что ему заблагорассудится, но при этом ходит по Земле Израиля и говорит на Святом Языке.

Мой наставник и учитель, рав Элияу Элиэзер Деслер привел аллегорию, иллюстрирующую то, что было сказано. Царь Менаше гневил Всевышнего и установил идола в Храме (см. Малахим 2, 21:7 и Диврей а-Ямим, 2 33:7). Если бы внутри этого идола был человек, разве он смог бы гордиться тем, что он побывал в Храме и впитал в себя присутствующую там святость?! Ведь он сидел внутри отвратительного идола, который специального предназначен для того, чтобы гневить Всевышнего! То же самое относится к тому, кто живет в Земле Израиля, но при этом придерживается вероотступнических взглядов, отвергает Тору, и тем самым гневит Всевышнего. Совершенно очевидно, что о таком человеке мудрецы не сказали, что у него есть удел в Грядущем мире. Это пример высказывания мудрецов, в котором сделано утверждение, но не объяснено, при каких обстоятельствах и условиях оно является действительным.

5. Осведомленность о рамках, в которых верны высказывания мудрецов, разрешает противоречия

Рамхаль продолжает: И покажется, что многие высказывания мудрецов противоречат друг другу, ибо условия, при которых их утверждения являются истинными, не называются. А тот, кто знает, о каких обстоятельствах идет речь, обнаружит, что все высказывания истинны, и нет между ними никаких противоречий.

Заметь, что подобное явление наблюдается также во многих высказываниях, связанных с заповедями и с законами Торы, хоть они и не были написаны таким образом с этой целью. Мудрецы не задавались целью скрыть их истинный смысл. Ибо ты обнаружишь в Талмуде высказывания и барайты, прямое понимание которых, то есть, понимание, что они верны всегда, при любых обстоятельствах и при любых условиях, не соответствует истине или приводит к противоречию между ними. И их объяснили в Талмуде, говоря: «О чем здесь идет речь?» И установили каждое в соответствующие рамки, и оказались все они обоснованы и справедливы.

Таким образом мудрецы записали своё наследие, когда речь шла о алахической части традиции — они разрешили противоречия и указали, в каких рамках истинно каждое утверждение. Это было необходимо, так как законы являются инструкцией к действию для каждого человека. С другой стороны, что касается агадот, мудрецы хотели скрыть их смысл, поэтому записали их как абсолютные утверждения, и не определили условия, при которых эти утверждения являются истинными.

6. Малозначимые вещи намекают на важнейшие принципы

Третий способ — это незначительность. На какой-либо важный и значительный принцип намекают вещи, которые, на первый взгляд, кажутся несущественными и неважными. Например, народные поговорки. Мудрецы иногда приводят распространенные в народе поговорки и пословицы, «как принято говорить у людей», или расхожие среди женщин пословицы, которые выглядят тривиально.

Но они мудрецы намекают этими поговорками на важные и возвышенные идеи, а незначительные вещи — это лишь аллюзия к ним, для тех, кто знает и распознает эти намеки, и понимает, что речь идет о глубоких идеях, умеет беспрепятственно мыслить и возносить свои думы от явных вещей к вещам сокрытым, и от низких — к высоким. Например, когда сказали: «У девушки венок из роз, а у бабушки венок из колючек», или: «я ищу то, что не потерял», и очень многое подобное этому — все это намекает на великие и глубокие тайны.

7. Скрытые принципы мудрости были облачены в научные утверждения

Рамхаль продолжает: Еще следует знать, что на многие основы тайного учения мудрецы намекали, говоря о природе или об астрономии. Говоря о естественных феноменах, как, например, о движении солнца и луны, мудрецы подразумевали совсем другое… И пользовались бытующими в их времена познаниями в области естествознания и астрономии. Но основная идея этих высказываний — это не обсуждаемая ими научная информация, а тайна, на которую они намекают. Мудрецы не собирались обучать нас естествознанию. Они использовали существующие в их времена научные знания для передачи глубоких идей, которые они вложили в высказывания, связанные с природными явлениями.

И поэтому верность или неверность научного утверждения, в которое облачена тайна, никак не влияет на истинность той тайной идеи, на которую данное высказывание намекает. Целью мудрецов было замаскировать тайную идею, пользуясь понятиями, известными ученым того времени.

Даже если современные ученые считают, что данные мудрецами объяснения природных явлений неверны, это не отрицает сами высказывания. Дело в том, что «научные» утверждения были сделано только с целью намекнуть на основы мудрости. А феномены, о которых они говорили — это лишь аллегория, покровы, в которые мудрецы облачили истинный смысл. Мудрецы специально пользовались научными знаниями своего времени, так как люди их поколения не смогли бы понять аллегории, основанные на знаниях, приобретённых тысячи лет спустя. [Хотя мудрецы и обладали этими знаниями, как пишет Рамбан в предисловии к комментарию к Торе. В Талмуде есть несколько примеров того, что мудрецы использовали научные факты, неизвестные в их времена.]

И ту же самую идею можно было бы облачить в другие одежды, соответственно тому, что было известно в других поколениях, а сам автор высказывания облачил бы его в другое одеяние, если бы жил в другом поколении. Если бы мудрецы записывали тайны Торы в нашем поколении, то они использовали бы нынешние научные знания, соответствующие представлениям современных ученых. Но так как основная цель высказываний мудрецов — это сохранить и передать тайный смысл сокровенного учения, для них не имело значения, какие именно научные теории служат инструментом и аллегорией для передачи этого учения. Поэтому они использовали то, что было распространено в их время.

8. Мудрецы говорят о природных явлениях, но подразумевают вызывающие их духовные первопричины

Рамхаль продолжает: В отношении всего этого ты должен знать, что мудрецы следовали своему собственному разумению, согласно которому материальное находится под властью и подвержено воздействию разнообразных духовных сил… Когда мудрецы говорят о природных явлениях, они не подразумевают те феномены, которые можно наблюдать посредством чувств [или специальных приборов]. В действительности, они обсуждают духовные причины и корни, которые приводят к всевозможным событиям в материальном мире.

…таких как ангелы, бесы и демоны, и все составляющие низших миров функционируют благодаря влиянию, исходящему из высших миров. А происходящее в материальном оставляет отпечаток в духовном. Физические действия оказывают влияние на духовные миры, на корни, из которых происходит материальное. Взаимоотношения между материальным и духовным обоюдны — действия человека влияют на духовные миры, а те, в свою очередь, влияют на происходящее в материальном мире.

А тот, кто незнаком с этим подходом, вообще никогда не сможет понять, что подразумевали мудрецы, благословенной памяти. Тот, кто незнаком с этим принципом обоюдного влияния между духовным и материальным, никогда не сможет понять смысл сказанного мудрецами. Дело в том, что даже когда мудрецы говорили о природных явлениях, не намекая этим на какой-то скрытый смысл, они подразумевали духовную подоплеку обсуждаемых явлений. Поэтому, несмотря на то, что мудрецы использовали научные представления своего времени, а сегодня эти представления считаются устаревшими и неверными, это не отрицает, и ни в коей мере не умаляет истинность слов мудрецов — ибо духовный корень, который является первопричиной и направляющей силой природных явлений, остался прежним, и слова мудрецов истинны вечно.

Перевод — рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=37243