Агадот — тайны Торы спрятаны в будничные вещи

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1164
тайны Торы

От редакции. Мы продолжаем публикацию материалов рава Хаима Фридленедера, связанных с пониманием высказываний мудрецов, в частности, пониманием агадических высказываний.

Высказывания мудрецов, дошедшие до нас в сводах Мишны, Талмуда, Мидрашей и в книге «Зоар» можно условно разделить на несколько категорий. Многие из них связаны с установлением закона — алахи. Другие направлены на объяснение Святых писаний. Некоторые дают моральные наставления. Есть еще одна категория высказываний, называемая агадот. Это истории, аллегории, высказывания, связанные с явлениями природы и т. п. Высказывания, относящиеся к последнему типу, особенно трудны для понимания, так как зачастую вовсе неочевидно, какую цель преследовали мудрецы, записав данное высказывание, и что именно мы должны из него выучить. В этой серии уроков рав Хаим Фридландер объясняет, как следует подходить к такого рода высказываниям мудрецов.

Начало в первой главе и второй главе.

Глава 3

1. А-Гро: из-за греха Вод Раздора (мей мерива) тайны были скрыты за завесой несущественного

А-Гро [гаон рав Элияу Крамер из Вильно, известный как «виленский Гаон»; приведено в книге «Эвен Шлема» гл. 8, пункт 26] приводит ещё одну причину, по которой мудрецы скрыли глубокий смысл своих слов в тривиальных вещах, о которых порой идет речь в агадот: «В агадот, которые кажутся бессмысленными, не дай Б-г, скрыты все тайны. И на это намекает стих (Йешаяу, 53:5): “и он осквернен преступлениями нашими”».

Рав Шимон Мальцан в комментарии к этому (пункт 22, основано на трактате Сота, 14а) пишет: «Мудрецы объяснили, что этот стих относится к Моше». То есть, также как продолжение этой темы в книге Йешаяу Талмуд относит к Моше, также и эти слова — «и он осквернен преступлениями нашими» — относятся к Моше. Это означает, что Моше пострадал из-за грехов, совершённых еврейским народом, как сказал сам Моше (Дварим, 3:26): «Но разгневался Г-сподь на меня за вас».

[Дальше речь идет о том, что написано (Бемидбар, 20:3-11): «И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Аарона… И Г-сподь сказал Моше, говоря: возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду: и извлечешь ты для них воду из скалы, и напоишь общину и скот их. И взял Моше посох, бывший пред Г-сподом, как Он повелел ему… И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды, и пила община и скот их. И Г-сподь сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля, не введете вы общество это в землю, которую Я дал им. Это место будет названо «Воды раздора», где спорили сыны Израиля с Г-сподом, и Он явил им святость Свою». Мудрецы (приводится в «Мидраш Агада» и в комментарии Раши) объяснили, что Моше совершил ошибку, когда, вместо того, чтобы говорить со скалой, ударил по ней.]

Всевышний наказал Моше за грех Вод Раздора (мей мерива) из-за нарушений, совершённых народом Израиля. И хотя в связи с этими событиями Моше также предъявляется претензия, он не оступился бы, если бы не недостатки всего народа. Это объясняют нам мудрецы (Брахот, 34б): «Если представитель общины совершил ошибку в молитве, это плохой знак для всей общины». Моше был представителем всей общины, и из-за недостатков членов общины, он сам не смог устеречься от ошибки.

«Это означает, что из-за греха Вод Раздора, вышло постановление, по которому святость Торы будет оскверняться, облачаясь в такие вещи [в бессмысленные высказывания]». Наказание, постигшее Моше и его Тору — это изгнание, в котором её глубокие секреты и тайны не могут раскрыться. Вместо этого, их требуется скрывать в чрезвычайно странных покровах. Именно об этом сказано «и он осквернен преступлениями нашими» — из-за грехов народа Израиля, Тора оскверняется в своих диковинных облачениях.

«И из-за этого, у насмешников появляется возможность глумиться над словами Торы». Облачение Торы в странные одежды привело к тому, что в каждом поколении появляются насмешники, которые ставят под сомнение слова мудрецов, и даже делают из них посмешище, что наносит большой урон чести Торы. Претензии к словам мудрецов предъявляются уже многие столетия. Известно, что Маараль (рав Йеуда Лейб бен Бецалель из Праги, 1520 – 1609) написал книгу «Беер а-Гола» специально чтобы дать отпор одному из авторов своего времени, который выпустил книгу насмешек и придирок к словам мудрецов.

«И поэтому Моше просил, чтобы тайны Торы не скрывались в таких словах, но его просьба не была удовлетворена. И в этом — смысл кончины и захоронения Моше за пределами Земли Израиля». То, что Моше не был захоронен в Земле Израиля было потерей для него. Это также привело к тому, что Тора потеряла часть своего блеска, а её тайны были скрыты в высказываниях, вызывающих у читателя недоумение.

2. В будущем тайны будут раскрыты

«В будущем раскроется содержащаяся в ней тайна, и это «новая Тора», которая откроется в будущем». Как сказано (Йешаяу 51:4): «ибо Тора от меня выйдет», и мудрецы сказали на это (мидраш «Ваикра Раба», 13:3): «Сказал раби Авин бар Каана: Всевышний сказал: “от Меня выйдет новая Тора — от меня появится обновление Торы”». Он не имел в виду, что появится новая Тора, отличающаяся от той Торы, что существует сегодня. В действительности, он говорил, что в нынешней Торе раскроются новые, доселе неизвестные нам аспекты. Содержащиеся в ней тайны, которые мы не удостоились понять, откроются нам в будущем. Мудрецы сказали об этом («Зоар», 3:23): «Всевышний приготовил нам глубокие тайны Торы, которые он откроет во времена царя Мессии».

3. «Осквернен преступлениями» — тайны Торы спрятаны в будничные вещи

Виленский Гаон пишет (комментарий к книге «Зоар», «Яэль Ор», гл. Пекудей, стр. 65): «Дело в том, что тайный источник Моше — его Тора, “закон, переданный Моше на горе Синай”, — это тайна». [Подразумевается категория законов, которые Талмуд называет הלכה למשה מסיני. Хотя вся Тора была получена Моше на горе Синай, эти законы отличаются тем, что они не записаны в Письменной Торе ни в явной форме, ни даже намеком. Тем не менее, они являются обязательными в той же степени, что и другие законы Торы (см. предисловие Рамбама к своду Мишны.) А-Гро подчеркивает, что Талмуд ассоциирует с именем Моше, в первую очередь, именно те положения, которые не записаны в письменной Торе.] Мы должны беспрекословно принимать и выполнять законы, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, даже если мы не понимаем их смысл. Точно также, непонятные нам тайны включены в категорию «законы, переданные Моше на горе Синай». «Они [тайны] спрятаны в намеках, а это — агадот, которые в Талмуде, как, например, истории Рабы Бар Бар Ханы и Санхерива, которые представляются как бессмыслица, не дай Б-г. И в них заложено всё сияние и Тора — Тора Моше, все секреты учения. И из-за этого Моше просил, чтобы тайну не прятали в этих словах, но его просьба не была удовлетворена. И об этом сказано “осквернен преступлениями” — превращен в будничное — обыденные вещи». Святые основы Торы облачаются в обсуждение обыденных вещей.

«И это из-за наших преступлений». Всё падение и унижение Торы Моше — из-за наших преступлений, из-за грехов народа Израиля. «Как написано “но разгневался Г-сподь на меня за вас”, и об этом идет речь (см. Йешаяу, 53:2-3): “Презрен… нет в нем виду”». Пророк пишет: «И взошел он как росток, и как корень из почвы сухой, ни виду в нем, ни красоты, и видели мы его, но не таков был образ его чтобы прельститься им. Он презираем был и отвергнут людьми, страдалец и изведавший болезнь, и как бы отвращая от себя лица, презрен, и мы не почитали его». Из-за того, что тайны Торы Моше скрыты в странных высказываниях и в обсуждениях обыденных и малозначимых вещей, они презренны, и нет у них «вида и красоты».

«В будущем раскроется заложенная в них тайна, и это “новая Тора”, которая откроется в будущем». «Новая Тора» — это тайны, спрятанные в агадот. «И это произошло из-за удара по скале…». Этот грех является причиной того, что тайны Торы скрыты в странных и маловажных вещах. «А раскрываются только капли, которые ему удалось добыть». Это объяснение следует словам мудрецов («Тикуней Зоар», 21:46): «Этот удар по камню привел к тому, что из него вышли только отдельные капли, то тут, то там, и сколько споров возникает по поводу этих капель!» [Это также перекликается с тем, что написано в «Мидраше Танхума», что, когда Моше начал говорить со скалой, из неё вышли только отдельные капли.] А-Гро объясняет: «Сколько споров возникает по поводу этих капель: когда выходит поток — все вместе, но, когда выливается по капле — каждая капля вызывает спор». То есть, когда изучают каждую деталь учения в отдельности, создается впечатление, что между составляющими нет никакой связи. Из-за недостатка цельности, иногда кажется, что изученные детали противоречат друг другу. Все это происходит из-за того, что, когда Моше первый раз ударил по скале, вода стала сочиться с трудом, каждая капля выходила по отдельности. Из-за этого возникает множество трудностей при изучении Торы. А если бы народ удостоился этого, и Моше говорил бы со скалой, как ему было заповедовано, вода бы вышла с легкостью, и единым потоком. Тогда при изучении Торы, можно было бы легко понять сложные и глубокие вещи, и также увидеть связь между различными частями и деталями изучаемого; было бы очевидно, что вся Тора едина, в ней нет противоречий. Такое понимание исключило бы возможность разногласий и споров при интерпретации Торы.

4. В будущем Моше будет малопонятен, а Элияу даст ясные объяснения

А-Гро также пишет (комментарий не «Мегилат Эстер», 1:8, объяснения согласно тайному учению): «А питье по закону — и сказали [об этом мудрецы Мегила, 12а]: “по закону Торы” — чтобы не говорил ты, что будет новая Тора. В действительности, все раскроется из нашей святой Торы». А-Гро объясняет, что стихи «Мегилат Эстер», описывающие трапезу царя Ахашвероша, — это намек на «трапезу», которая состоится в будущем. [И так написано в «Мидраш Эстер Раба» (2:4), что в будущем Всевышний сделает трапезу для праведников.] Суть этой духовной «трапезы» — это изучение Торы и познание её тайн. «И об этом сказано («Зоар», часть “Райа Меемна”, 3, 28а): “в будущем Моше будет тяжел устами и малопонятен, а Элияу ясно объяснит”». А-Гро объясняет: «Так будет в будущем. А сейчас, в изгнании, (Шаббат, 138б-139а) “люди будут скитаться в поисках слова Б-жьего, и не найдут его; ибо не будет единого места, где было бы и ясное учение, и ясное понимание закона”». В среде мудрецов, в душе которых сияет свет Моше, известна масса неразрешенных проблем. И это то, что называется «тяжел устами». И в будущем Моше также будет преподавать закон в общих чертах, как сейчас, и не выскажет его доходчиво, без необходимости в объяснениях. Все это «чтобы не сказали, что это новая Тора, не дай Б-г, отличающаяся от нынешней Торы. А Элияу, он же Пинхас [как пишет “Таргум Йонатан”, Шмот, 6:18; “Зоар”, Шмот, 190а], из потомков Аарона, будет его “устами”, то есть, он все ясно объяснит, разрешит все проблемы и противоречия, и эта Тора будет для нас как новая» (Это следует книге «Эвен шлейма», гл. 11 в примечании 5).

[Как известно, в Талмуде встречаются вопросы, на которые авторы не находят ответа. Такую ситуацию Талмуд называет תיקו. Комментарий «Тосафот Йом Тов» (Эдуёт, 8:7) пишет, что это слово является акронимом слов תשבי יתרץ קושיות ואיבעיות — «Элияу, которого называют Тишби, ответит на вопросы и на проблемы». По приведенному выше объяснению а-Гро, становится понятно, что пророк Элияу действительно должен в будущем ответить на все вопросы.

Объяснение слов Моше пророком Элияу, внуком первосвященника Аарона, также является осуществлением того, что написано (Шмот, 4:10-16): «И сказал Моше Г-споду: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни же с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен… О, Г-споди! Пошли, через кого ни пошлешь. И возгорелся гнев Г-сподень на Моше, и Он сказал: ведь Аарон, брат твой, Левит, Я знаю, что он будет говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своем. И будешь ты говорить и вкладывать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И он будет говорить вместо тебя с народом. И он будет тебе устами, а ты будешь ему господином».]

5. «Если бы он не ударил её, народ Израиля не трудился бы над изучением Торы»

[Приведенный здесь комментарий а-Гро следует тому, что сказали мудрецы в комментарии к «Мегилат Эстер» («Оцар а-Мидрашим», «Эстер»): «Под словом “Царь” подразумевается никто иной, как Царь всех царей, Святой, благословен Он».] А-Гро продолжает (в комментарии к «Мегилат Эстер», согласно тайному смыслу, продолжение стиха, 1:8): «Без насилия» в будущем Тора будет раскрыта, и не останется сложности в её понимании. «Сейчас, из-за удара, с трудом и с натугой выходят отдельные капли», ибо, как написано в книге «Зоар» («Тикуним», 21:48): «если бы он не ударил её [скалу], народ Израиля не трудился бы над изучением Торы». Если бы Моше говорил со скалой, вместо того, чтобы бить её, народу Израиля, включая мудрецов Торы, не требовалось бы никаких усилий для понимания устной Торы, так как в ней не было бы противоречий и сложных для понимания мест. «И он дал бы воду без труда и усилий, и в их отношении сбылось бы то, что написано (Ирмияу, 31:33): “и не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего, говоря: “познайте Г-спода”, ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня”». «А в будущем вся земля наполнится знанием (как написано в Йешаяу, 11:9), и об этом сказали мудрецы (Таанит, 31а): в будущем, Всевышний сделает хоровод для праведников. Каждый будет указывать пальцем, как сказано (Йешаяу, 25:9): “И скажет в тот день: вот, это Б-г наш, к Которому мы стремились, и Он спасет нас! Сей есть Г-сподь, на Него уповали мы, будем же веселиться и радоваться избавлению Его!”» «Это означает, что Всевышний каждому раскроет Своё царствование и Свою Тору в той степени, в которой он желал этого, находясь в этом мире. Как сказали об этом мудрецы (Авода Зара, 19а): “Человек учит из Торы только то, что желает его сердце”. Каждому откроется в соответствии с его стремлением, и об это сказано “вот… к Которому мы стремились”».

6. В будущем Всевышний раскроет нам тайны Торы в той мере, в которой мы стремились к их познанию

То, насколько мы стремились и надеялись познать Тору, находясь в этом мире, определяет, в какой мере Всевышний откроет нам всю глубину Торы. Стремление понять включает сложные для понимания темы, и части Торы, которые вообще невозможно осмыслить, живя в этом мире. Каждому, кто старался познать Тору, Всевышний откроет те её части, которые он стремился постичь. И в этом смысл высказывания мудрецов «человек учит из Торы только то, что желает его сердце» — в тех частях Торы, к познанию и пониманию которых человек стремился, Всевышний раскроет ему глубочайшие тайны.

То, что А-Гро приводит отрывок, описывающий хоровод для праведников, в связи с раскрытием тайн Торы в будущем, объясняется следующим образом. «Хоровод» — это танец кругом. Участники не танцуют на одном месте, а двигаются по кругу. При этом, общий порядок не прерывается, и коллектив не разделяется на отдельные части. Хотя сегодня это незаметно, и Тора представляется как отдельные, часто противоречащие друг другу части, в будущем станет очевидно, что в действительности она едина, и действует как одно целое — как круг.

7. В будущем тайны Торы откроются в местах, в которых присутствовало желание познать их

А-Гро продолжает: «А то, что написано “чтобы поступали они по воле каждого”» в будущем каждый получит возможность выпить вина, которое символизирует тайны Торы, “по своей воле” — в той части Торы, к познанию которой он стремился. Именно в этих частях Всевышний выполнит его волю, и раскроет ему глубокие тайны. «И это будет сделано с помощью властелина Торы; и самим властитель Торы откроет её и распахнет перед ними врата к её пониманию».

«А то, что сказано (в том же стихе) “потому что так постановил царь” — ибо таковы были замысел и устройство этого мира». Поскольку Всевышний с самого начала хотел раскрыть нам тайны Торы. «Как написано (Бемидбар, 20:8): “и скажите скалечтобы дала она из себя воду”» — Всевышний хотел, чтобы Моше говорил со скалой, и тогда Он послал бы нам «воды Торы» великим потоком, и при раскрытии заложенного в неё света. «Но мы не удостоились этого. Однако, в будущем “и наполнится Земля знанием”, да произойдет это как можно скорее, с Б-жьей помощью». И тогда мы удостоимся понять всю Тору, со всеми её тайнами.

[К этому надо добавить, что из-за того, что Моше ударил по скале, он не смог зайти в землю Израиля, а земля Израиля — это место раскрытия Устной Торы.]

Перевод — рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=37481