Рав Авигдор Миллер
Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за предоставленное ей право опубликовать пока неизданный перевод книги «Рабби Миллер о Будущем мире».
Глава 2. Этот мир
Продолжение
Летопись. Обзор
Р. Миллер в нескольких своих книгах упоминает «летопись», которая пишется в данный момент. В книге «A Nation Is Born» он комментирует стих «Если же нет, то сотри и меня из книги Своей, которую Ты писал» (Шмот 32:32):
Это удивительное откровение. Хоть «мы и не должны предполагать, что у Б-га есть книга, в которой Он пишет» («Море невухим» 3:47), тем не менее, этот стих объявляет во всеуслышание, что Всевышний распределяет людей по категориям разной степени величия, и это распределение — часть великой и окончательной истории мира, более подлинной и перманентной, чем любая другая книга. Это ссылка не только на Тору и на Святые Писания. Также и в период после Писания, Всевышний продолжает записывать людей по их деяниям в Великую Летопись, которая продолжится до конца дней, и которую будут читать и изучать вечно в Будущем Мире. Само это изучение будет вечной наградой (а для тех, кто её не заслуживает, — противоположностью награды). Оно будет источником бесконечного счастья для тех, кто заслужил похвальный отзыв.
«И написана была памятная книга пред Ним для боящихся Г-спода и чтущих имя Его» (Малахи 3:16). А недостойные тоже записаны на вечность: «Элияу записывает, а Святой, благословен Он подписывает» (Кидушин 70а).
Далее р. Миллер развивает эту тему.
- Каким образом мы можем внушить себе важность своих деяний?
Когда братья Йосефа собирались казнить его, Реувен вмешался. Тора говорит: «он спас его у них из рук». Мидраш комментирует это (Рут рабба 5:6): «Если бы Реувен знал, что Всевышний запишет его в Тору» — если бы Реувен знал, что весь этот эпизод станет частью Торы, «он посадил бы Йосефа себе на спину и убежал бы с ним».
Представьте себе, каждый год мы бы читали в Торе: «И Реувен посадил Йосефа себе на плечи и принёс его к отцу». Представьте себе, насколько это было бы захватывающе: Реувен несётся с Йосефом на плечах, а братья преследуют его по горячим следам. Мы бы взволнованно следили бы за Реувеном, пока он не прибежал бы к Яакову и не положил бы спасённого Йосефа у его ног. И тогда Яаков благословил бы Реувена. Реувен обессмертил бы своё имя как герой. Каждый год, во всех синагогах мира пересказывали бы его героический поступок. Это стало бы эпизодом, достойным передачи из поколения в поколение… Но такой истории не существует. Мудрецы говорят нам, что, если бы Реувен знал, что записывается для вечности, это пробудило бы в нём совершенно другой уровень величия.
Это очень важное утверждение. Если только мы его поймём, оно очень сильно повлияет на нашу жизнь. Если бы Реувен знал, что его действия — на вечность, если бы понимал, что все последующие поколения будут читать о том, чтó он совершил, это пробудило бы в нём благородную ответственность, и он поступил бы согласно этому событию.
Иногда вы сидите на свадьбе, и вдруг подходит фотограф. Тогда вы проглатываете еду, которая у вас во рту, поправляете галстук, садитесь прямо — вам хочется показать себя с лучшей стороны. Все понимают, что эта фотография будет помещена в свадебный альбом. Иногда, когда вы листаете такой альбом, вы вдруг обнаруживаете кого-то в глупой позе, или с лицом, искаженным неловкой и уродливой гримасой. Кривая улыбка сохранена на вечность. Все друзья, на протяжении поколений, будут смотреть на этот фамильный сувенир. Ухмылка на лице этого человека будет передаваться и созерцаться из поколения в поколение. Если бы он знал, что его друзья и родственники увидят его в таком состоянии, он постарался бы оправдать тот момент. Он бы подготовился ко взглядам последующих поколений.
Рано или поздно, свадебный альбом изнашивается. Даже невеста в конце концов теряет интерес к нему. В один прекрасный день, он окажется в мусорном ведре у одного из внуков. Также как все воспоминания нашей жизни, он пропадёт. Фотографии и сувениры, которые были так дороги нам, утрачивают значение, надоедают и выбрасываются. Однако, что касается Реувена, он позировал для фотографии, которая останется навсегда. И на эту фотографию будут не просто смотреть, её будут исследовать сотни тысяч мудрецов, миллионы детей, миллионы учеников ешив, миллионы мужчин и женщин, которые снова и снова будут читать эту историю. Если бы этот стих Торы [повествующий о подвиге Реувена] был записан в той или иной форме, эту историю повторяли бы многие миллионы раз, так как Тора вечна. Но Реувен не знал об этом. Возможно, он знал, что будет Тора, но он не знал, что будет фигурировать в ней. Из-за этого, он не достиг того величия, которого мог бы достичь.
Мудрецы говорят нам, что в данном случае Реувен служит всего лишь примером. Не только он не осознавал, что его действия остаются навечно, но и все мы этого не осознаём. Мы не выучили этот урок, потому что история не оканчивается Танахом.
Давным-давно (примерно 400 г. до нашей эры) Танах был «запечатан». Нет такого понятия, как добавки к Святым Писаниям. Мы не можем даже добавлять к Мишне; святая Мишна тоже запечатана навсегда (прим. 200 г. нашей эры). И Талмуд запечатан (прим. 500 г. нашей эры); к нему тоже ничего нельзя добавлять. Если хотите, может сделать пометку на полях, но сам текст менять запрещено. Тем не менее, Талмуд говорит нам, что наши деяния записываются даже сегодня. Они записываются в «Великое Писание», которое будут читать вечно.
Это неожиданная идея — то, что наши действия записываются в новый Танах. Давайте поставим себя на место Реувена. Реувен даже не подозревал, что его действия запишут в Пятикнижие. Если бы кто-нибудь сказал ему, что его запишут в Тору, это показалось бы ему смехотворным. «Да, может быть моего отца запишут. Может быть, запишут какие-либо судьбоносные решения. Но меня???» Ему это даже в голову не пришло — также, как это не приходит в голову нам. По этой причине это записано в Торе, и по этой причине мудрецы учат нас, что то же самое происходит с каждым из нас прямо в этот момент, и в каждый момент.
Это требует фундаментального изменения подхода. Как основополагающий принцип, это требует подробнейших объяснений. Невозможно понять это быстро. На самом деле, это настолько широкая тема, что нужна целая жизнь работы и исследований чтобы оценить её по достоинству. Тем не менее, без этого принципа, мы лишены всякого понимания Торы. В чём заключается этот принцип? Это принцип важности человека. Каждый человек чрезвычайно важен. Поступки одного человека важнее, чем вся история целой империи. С точки зрения Всевышнего, человек — это самый важный объект во всей вселенной. Его малейшее действие перевешивает самые большие события в истории космоса. Если звёзды взрываются и дробятся на части; если миллионы или миллиарды тонн материи разрушаются в дальних галактиках, если целые миры столкнутся, разобьются вдребезги и исчезнут, это не имеет никакого значение в сравнении с одним единственным поступком одного единственного человека.
Это один из основополагающих принципов Торы: величие человека, гадлус а-адам. Неважно, как долго мы это будем обсуждать, и сколько мы будем это объяснять, мы никогда не охватим всю колоссальность этого предмета — величие человечества. Мы не говорим обо всём человечестве в общем, а о каждом индивидууме в отдельности. Величие одного поступка одного единственного человека важнее для Всевышнего, чем все события истории.
Приняв это к сведению, мы начинаем понимать, почему каждое действие сфотографировано навсегда. Каждый поступок записан в великом писании, и эти писания прямо сейчас читаются самой большой виданой в мире аудиторией. В этот самый момент, эти писания, которые записывают с начала существования мира, включая то, что написано в Танахе, — эти самые писания читает и исследует самый массовый в мире читатель.
- Можете ли Вы описать, как проходит суд в Будущем Мире?
В Будущем Мире все праведники и все ангелы, во главе с Б-гом, сидят в огромном «зрительном зале» (леавдиль). На сцене представляют все события истории человечества. Каждый поступок каждого человека изображают на подмостках. Праведники изучают всё это. И они изучают это не поверхностно.
Леавдиль, когда люди идут в кино, что они видят? Они видят грим, они видят актрису с искусственными зубами, они видят волосы, специально покрашенные для данной сцены. Сами актеры произносят выдуманные речи. Публика не критикует фальшивые волосы или грим. Наоборот, на них всё это производит сильное впечатление. Они специально приходят, чтобы их обманули.
Однако, в этой великой аудитории, леавдиль, где сидят мудрецы и праведники, рассматривают каждую деталь. В Пятикнижии, каждое действие подвергается обследованию. Мудрецы Талмуда и Мидраша пояснили каждую деталь. Каждый возможный подход был изучен. Все мотивы, все возможные объяснения, были предложены и исследованы. Если мы составим сборник всех толкований, которые были предложены, чтобы объяснить историю Йосефа и его братьев, уже это одно составило бы громадный том. Если мы добавим к этому все комментарии, которые были написаны в течение веков, у нас получится целая библиотека.
И это ничего по сравнению с тем, что сейчас происходит в Будущем Мире. Каждая подробность изучается в атмосфере интенсивного анализа, с такой проницательностью и мастерской логикой, что это сбило бы с толку самые острые умы живущих. Происходят замечательные пильпулим (Талмудический анализ), головокружительные дискуссии. Выясняются подсознательные мотивы. Вся история во всех подробностях изучается настолько досконально, что здесь нет ничего, что можно было бы с этим сравнить.
Я должен вам сказать, что это огромнейшая радость, но не для нас в этом мире. Это часть нашей великой радости в Будущем Мире. Скажем, мы пошли на благотворительный вечер, на котором представили пьесу «Йосеф и его братья». Мы можем получить от неё удовольствие, но, в конце концов, она кончается. В определённом смысле, мы благодарны за это — сколько человек может вытерпеть? Даже самое интересное представление рано или поздно становится скучным. В какой-то момент, у нас окончатся силы и терпение.
Но в Будущем Мире это не так. Праведники сидят там, завороженные «представлением». Чем дольше оно идёт, тем более захватывающим становится.
Талмуд (Брахот 17а) говорит, что в Будущем Мире праведники сидят с коронами на головах. Рамбам (законы раскаяния 8:2) объясняет, что их короны — это даат, понимание, которое они обрели благодаря усилиям, которые прилагали в этой жизни. За эти усилия их награждают короной мудрости. «Они получают величайшее наслаждение от сияния шхины» (как написано в Талмуде). Это означает, что это вековечное счастье приходит от созерцания истины. Мы не понимаем, почему видение истины приносит столь великое счастье. В глубине души, каждый человек, знает он это, или нет, одержим страстью познать окончательную истину. Когда для праведников в Будущем Мире наступает время усладить свой взор окончательной истиной, наконец исполняется самое сокровенное желание их души. Это совершенно безграничное счастье. Из всех наслаждений, это самое великое наслаждение.
В это наслаждение включается изучение истории, и как Всевышний реагирует на деяния людей. Каждый поступок, каждое действие вызывает ответную реакцию Б-га. Это то, что праведники будут изучать, и это будет самое увлекательное из всех занятий.
Талмуд (Недарим 32а) говорит о том, что сказал Билам (Бамидбар 23:23): «В свое время скажут Яакову и Израилю: ’что Б-г делает?’». Талмуд объясняет, что ангелам не разрешается видеть то загробное существование, которым одаривают праведников. Ангелы останутся за дверью. Внутри будут сидеть праведники, которые видят истину Всевышнего, и которые изучают события истории. Ангелы (образно говоря) стучатся в стенку и говорят: «скажите нам, что там происходит!» Им не дано понимание, необходимое для того, чтобы наслаждаться этими впечатлениями. Только праведники получают такую награду — им разрешаеться сидеть в состоянии постоянного счастья, изучая деяния людей, и что Всевышний сделал в результате этих деяний.
Это великое счастье — изучать и анализировать события человеческой истории, когда все секреты раскрываются и становятся абсолютно понятными. Это большое счастье для всех, кроме действующих лиц. Когда кадр с Реувеном появляется на экране, Реувен здесь же. Он среди зрителей, вместе со всеми праведниками, пророками, танаим, амораим, ришоним и ахроним, а также простыми людьми. Они все там в зале. Все сидят и изучают его поступки. А Реувен сидит с опущенной головой, удивляясь, как он не сообразил, чтó происходит, когда ему представилась такая возможность. Когда те анализируют слова «а Реувен спас своего брата», Реувен думает: «разве я не мог записать в сценарий что-нибудь более благородное?»
Мы должны осознать, что придёт время, когда мы тоже будем сидеть среди публики, а на экране появятся кадры с эпизодами нашей жизни. Это будет Судный День, когда весь мир будет сидеть и судить, и рассматривать действия и речи каждого человека — даже те слова, что он сказал своей жене наедине.
Когда Реувен спас Йосефа, это было заснято для всех поколений. Точно также, каждое наше действие — для потомков. На свадьбе, когда подходит фотограф, мы поправляем галстук. Девушки поправляют волосы, а фотограф говорит: «сделайте ручкой»! Но ведь всё, что мы делаем — это навсегда. Когда мы сидим дома, когда мы идём по улице, что бы мы не делали, всё это снимается навсегда. Если мы отнесёмся к этому серьёзно, это будет гигантским стимулом принять лестную для себя позу.
Однажды я ехал в метро. Кто на тебя смотрит в метро? Никто. Но вдруг я обнаружил, что у меня есть зрители. Маленькая девочка смотрела на меня. Это не очень-то большая аудитория. И тем не менее, я сразу выпрямил свою сутулую спину. Я подумал: «для кого я это делаю? Для этого зрителя?» Ответ: да, мы готовы позировать для любого зрителя. Когда ты знаешь, что камера вечности направлена на тебя, и что ни одно действие не останется без внимания, что снимают всё и навсегда — это означает, что ты должен поступать так, как будто ты актёр, который играет свою роль и старается произвести самое положительное, самое благоприятное впечатление, которое только может — ведь это на вечность!
- Кто даёт показания?
Талмуд (Таанит 11а) задаёт вопрос: «кто даст показания в пользу человека [в Судный день]?» Кто расскажет о его праведности — хоть он и вернулся домой с работы усталый, он взял книгу и стал учить Тору? Кто расскажет о его терпении, которое его раздраженная жена подвергла столь тяжелому испытанию? Кто расскажет о том, что даже когда ему было очень трудно с деньгами, он сохранял смирение и спокойствие? Кто сможет засвидетельствовать, что он — честный человек, который всегда приходит на работу вовремя и работал на совесть?
Раньше даже простые еврейские работяги знали ответ на этот вопрос. У еврейского сапожника не было современной мастерской с разными аппаратами. У него был маленький ящик, в котором он хранил все свои инструменты. Когда он умирал, он говорил: «возьмите этот ящик, сломайте и сделайте из него гроб. Я хочу взять этот ящик с собой, чтобы он засвидетельствовал, насколько я был честен со своими клиентами.» Это правдивая история.
Подобную историю рассказывают также об одном еврейском плотнике. Он в завещании приказал, чтобы сломали его рабочий стол — он хотел взять его с собой, чтобы тот свидетельствовал в его пользу в Будущем мире. Конечно, если бы плотник всего этого не делал, стол бы всё равно свидетельствовал о нем.
«Кто даёт показания о человеке? Стены его дома» (Таанит 11а). Даже если он переезжает в другой дом, всё равно стены его старого дома могут свидетельствовать о нем. Всё, что его окружат, в определённый момент даст показания о нём, так как всё, что он делает — это навечно. Он не должен ощущать, что живёт сегодняшним днем. Он должен знать, что живёт для вечности. Если он говорит доброе слово, эффект этого продолжается вечно. Когда он делает заповедь, она живёт во веки веков.
Наша жизнь не мимолетна. Наша жизнь — это не маловажная чепуха. Каждая минута жизни бесценна, потому что она превращается в вечность.
Продолжение следует
Перевод: рав Б. Набутовский