Аават Хесед
Глава 19. Как правильно распределять маасер (десятину). Законы хомеша (пятой части)
1. А теперь приступим к разъяснению способов распределения денег маасера. Как известно, основное предназначение денег маасера в том, чтобы их раздали бедным. Родственникам человека должно быть отдано предпочтение перед остальными бедняками (а кого из них предпочесть, см. Йоре Деа 251, 3). И даже собственным сыновьям, достигшим того возраста, когда отец уже не обязан их кормить, он может отдавать маасер, потому что если у них нет своих средств, то это – самая настоящая цдака (благотворительность) – даже если у него достаточно иных средств, чтобы прокормить их. Если человек беден, ему даже разрешается отдавать маасер своим родителям. Однако если у него хватает иных средств, чтобы прокормить их – об этом сказали мудрецы (Кидушин 32б): «Того, кто использует на содержание родителей деньги маасера, постигнет проклятие».
Если же его родственники не бедны, и он раздает маасер другим беднякам, правильно изначально постараться распределить его среди тех, кто трудится над Торой, чтобы они укрепились в изучении Торы Всевышнего. Потому что из Мидраша видно, что основное назначение маасера – это поддерживать тех, кто трудится над Торой. Вот что говорит об этом Мидраш Танхума (гл. Реэ, 18): «”Асер теасер (отделяй, отделяй десятину)” (Дварим 14:22) – отделяй маасер, чтобы разбогатеть [титашер, пишется теми же буквами, что и теасер; здесь и далее – примечания переводчика], отделяй, чтобы не было у тебя недостатка (хисарон) <ни в чем> [пишется титхасер]». Последнее толкование содержит намек тем, кто занят бизнесом, чтобы отделяли маасер в пользу тех, кто трудится над Торой. Кроме того, за это Писание обещает, что к человеку в дом придет благословение, как сказано (Малахи 3:10): «Принесите весь маасер в хранилище, и будет пища в Доме Моем, и испытайте Меня… Я ли не открою вам источники небесные, и изолью на вас благословение безграничное?..» То есть, вследствие того, что «будет пища в Доме Моем», коэны и левиты смогут заниматься Торой Всевышнего. А за это – «и изолью на вас благословение безграничное», потому что туда, где появляется талмид хахам, по словам мудрецов (Брахот 40б), сразу приходит благословение. [Это сродни тому, что мудрецы писали в трактате Хулин (130б): «Не следует давать дары, <полагающиеся коэнам>, коэну-неучу, как сказано (Диврей а-Ямим II, 31:4): “И велел народу давать порции коэнам и левитам, чтобы укреплялись в Торе Г-спода…”». Примечание автора.] А если человек не может отдать им весь маасер, пусть постарается отдать хотя бы большую часть или половину (так я нашел в комментарии «Кнесет Гдола» к разделу Йоре Деа 249, 1, см. там, и так доказано в книге «Шита Мекубецет», что наш маасер подобен маасеру, отдаваемому коэнам и левитам, чтобы укрепились в Торе Всевышнего).
2. И знай: ахроним (законоучители последних веков) пишут, что человек имеет право «купить себе заповедь» [за право выполнить некоторые заповеди принято платить] вести жениха и невесту под хупу (свадебный балдахин) из денег маасера, если по-другому он не сможет выполнить эту заповедь. То же касается и возможности купить себе заповедь – быть бааль брит (сандаком) [держать младенца во время церемонии обрезания], или переписывания книг с целью одалживать их другим людям; при этом можно учиться по ним и самому. Только следует обязательно сделать на этих книгах надпись, свидетельствующую, что они куплены из денег маасера, чтобы после его смерти наследники не посчитали их своими.
Некоторые законоучители, однако, сомневаются в справедливости вышесказанного (см., например, «Питхей Тшува», где написано, что, по мнению Маариля и Рама, маасер предназначен только <для того, чтобы раздавать его> беднякам, и ни для каких других заповедей). Я считаю, что если отец ребенка только выиграет от того, что этот человек станет сандаком на брите, потому что он сам не в состоянии оплатить расходы, а тот помогает ему, и также если он помогает жениху и невесте с оплатой свадебных издержек, и также относительно покупки книг, чтобы одалживать их тем, кто сам не сможет купить, – во всем этом совершенно не нужно устрожать, так как это само по себе подобно цдаке. И также покупать вызовы к Торе, если деньги идут на бедных, можно по всем мнениям. Однако использовать деньги маасера на оплату учебы своих детей по всем мнениям нельзя, ведь эта заповедь – обучение сыновей – возложена на самого человека, или же он должен нанять им учителя Торы, а собственные долги нельзя выплачивать деньгами маасера. Оплатить же учителя Торы для детей бедняков – не только разрешено, но и есть в этом большое доброе дело.
3. И знай еще, что размер маасера – десятая часть – установлен для тех людей, которые дают среднюю цдаку. Тот же, кто желает проявить щедрость, должен отделять от своего имущества пятую часть – хомеш. Мудрецы усматривают намек на это в книге Берейшит (28:22): «И из всего, что дашь мне, отделю Тебе десятину» [в оригинале слово «отделю» представлено глаголом аасрену, образованным от того же корня, что и маасер]. Таким образом, десятая часть упомянута дважды – получается одна пятая. И правила здесь такие же, как мы писали выше – сначала отделяется первый маасер от основной суммы, которой человек располагает, а в дальнейшем – от новых доходов. Разделить же хомеш правильно следующим образом: первую десятину отдать изучающим Тору, потому что она подобна первому маасеру, который отдавали коэнам и левитам, чтобы они укрепились в Торе Всевышнего, как сказано в Писании. А вторую десятину отдать на остальные Б-гоугодные дела. Подобную рекомендацию я нашел и в книге «Шита Мекубецет» от имени рава Амеили.
[Сокращенное примечание автора: из намека Писания видно, что отдавать два маасера предпочтительнее, чем один хомеш, потому что маасер связан с некоей тайной Торы, и не стоит этим пренебрегать… А если он не может давать хомеш, но может давать больше чем один маасер, тоже хорошо…]
4. Теперь разъясним еще одну подробность, имеющую непосредственное отношение к цдаке. Некоторые законоучители считают так: сказанное о хомеше, что это подобающее поведение – давать его, а не маасер, относится только к случаю, когда человек не знает, что в его городе есть бедняки, у которых нет даже куска хлеба, или им нечем прикрыть наготу <и т. п.>. Однако если человек знает, что в городе есть вдовы и сироты, и прочие бедняки, настолько обнищавшие, что уже не в состоянии позаботиться о себе, отделение хомеша от имущества становится его обязанностью по закону. И из написанного от имени Виленского Гаона выходит, что и он придерживается того же мнения. Все сказанное относится к случаю, когда у человека есть возможность отдавать хомеш, но не имеется в виду, что он должен слишком ограничивать себя – этого он делать не обязан, но если он поступит так [постарается все же выделить хомеш, ограничив свои расходы], то выполнит заповедь.
Перевод – рав О. Климовский.