О важности Торы — Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

2572

От редакции. С благодарностью Всевышнему мы рады сообщить, что начинаем публикацию переводов из книг великих сефардских мудрецов Торы. Мы надеемся, что этиматериалы принесут пользу всей общине Израиля и послужат еще более широкому распространению Торы среди русскоязычного еврейства.

Первая заповедь и изучение Торы

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Из высказываний мудрецов (Йевамот, 63) мы постигаем возвышенную значимость этой заповеди: в заслугу ее исполнения существует небо и земля, а приход Машиаха обусловлен воплощением в мире всех человеческих душ. И это объясняется тем, что назначение этого мира – быть местом исправления душ. Душе необходимо спуститься сюда и облечься в материальное тело. И в этом основная суть первой заповеди Торы.

И намек на нее содержится в первом слове, берешит. Мудрецы трактуют его какбишвиль решит: мир был сотворен «ради первой», то есть ради первой заповеди Торы.

Со спуском души в этот мир начинается ее исправление, но главным инструментом его является изучение Торы, именно оно приводит душу к заложенной Творцом цели. И, как известно, классическая трактовка слова берешит – бишвиль решит – ради Торы был создан мир, ведь Тора названа решит в Мишлей (8): «Г-сподь приуготовил меня началом (решит) Его пути». Прослеживается прямая связь между первой – «плодитесь и размножайтесь», и последней заповедью (Дварим, 31) – написать свиток Торы. Они как бы определяют направление и масштаб всей работы человека над исправлением своей души.

В свете этого становится понятным сказанное там же в Талмуде. Бен Азай говорит: каждый, кто уклоняется от заповеди «плодитесь и размножайтесь», как будто проливает кровь, и уменьшает проявление Всевышнего в мире. Его упрекнули: ты очень хорошо говоришь, но поступаешь ли ты соответственно [Бен Азай не был женат]? Бен Азай ответил: что я могу сделать? Моя душа жаждет Торы [необходимость заботиться о жене и детях помешала бы его постоянству в учебе]?

Как понять его ответ? Разве могут личные мотивы служить освобождением от заповеди? Но у изучения Торы та же задача – исправление душ, и Бен Азай знал, что великая сила его учебы дает исправление всем душам, таким образом, он был освобожден от обязанности «частного» исправления.

Адам учил Тору у ангелов

«И насадил Г-сподь Б-г сад в Эдене, с востока, и поместил туда человека, которого создал» (Берешит, 2:8).

«Раби Йеуда бен Тейма говорит: Адам а-ришон получал пищу в Ган Эдене, ангелы служения жарили ему мясо и цедили вино» (Санедрин, 59б).

По всей видимости, нужно объяснить, что не имеется в виду простой смысл слов. Здесь не говорится о материальных мясе и вине, но эти слова следует понимать в связи с изучением Торы: приходили ангелы служения и учили с ним Тору.

Как известно, в Торе есть две части: «открытая» – простой смысл, пшат Торы, и «скрытая» – тайный смысл, сод. И эти две части иносказательно упомянуты в этом изречении мудрецов. Тора названа мясом, как приведено в Гемаре (Эрувин, 21б): «Сказал Рава: каждый, кто трудится над словами мудрецов, как будто пробует вкус мяса». [Примечание рава Игаля Полищука. То есть в постановлениях наших мудрецов заключена мудрость Торы, поэтому тот, кто занимается ими, постигает саму Тору.] И еще Тора названа вином, как написано в Мишлей (9:5): «Пейте вино, мною разбавленное».

Открытая часть называется «мясо», потому что учат ее открыто и публично, и приятный вкус (аромат) ее чувствуется издалека. Как написано выше, ангелы служения жарили мясо, а ведь когда жарят мясо, запах его распространяется далеко, и об этом сказано: «Мудрость возглашает на улице, на площадях подает свой голос; на главных шумных (местах) взывает она» (Мишлей, 1:20-21).

А скрытая часть Торы, сод, названа «вино». Ведь, чтобы сохранить благородный вкус напитка, вино тщательно закрывают и прячут. А если оставить вино открытым, оно быстро портится. Поэтому написано: ангелы служения «цедили ему вино», подразумевается, что они учили с ним скрытую часть Торы в Ган Эдене.

Тяготы египетского рабства – подготовка к получению Торы

«И сказал им царь Мицраима: Зачем (вы), Моше и Аарон, отрываете народ от его дел? Идите к своим трудам. И сказал Паро: Вот велик числом теперь народ (на) земле, а вы отстранили их от их трудов. И повелел Паро в тот день приставникам (над) народом и его надзирателям, говоря: Не давайте более соломы народу для изготовления кирпичей, как вчера и третьего дня, (пусть сами) они идут и собирают для себя солому. А количество кирпичей, которое они изготовляли вчера (и) третьего дня, возложите на них, не убавляйте от него, ибо нерадивы они, посему они кричат, говоря: Пойдем, принесем жертвы нашему Б-гу. Пусть обременяет работа людей, и будут они выполнять ее, а не заниматься пустыми речами» (Шмот 5:4-9).

В мидраше («Шмот Раба», 5:18) рассказывается, что Моше и Аарон пришли к фараону и просили отпустить народ Израиля из Египта, чтобы они могли служить Всевышнему на горе Синай. Но фараон прогнал их и, когда они вышли от него, приказал поработить евреев еще тяжелее и добавить им еще и работу в Шаббат, от чего до этого момента они были освобождены. Стоит задуматься: почему фараон приказывает заставить евреев работать в Шаббат именно после просьбы Моше и Аарона отпустить народ в пустыню принести жертвы Всевышнему?

Ответ на этот вопрос предварим объяснением стиха (Йов, 5:7): «Человек рожден для труда», то есть и евреи, и неевреи рождены, чтобы работать и трудиться. Но все же есть большая разница. Евреи были рождены для одной цели: труда над Торой и исполнением заповедей, поскольку занятие Торой приводит к строительству духовного здания, как написано (Йешаяу, 54:13): «И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и великого мира достойны твои сыновья». И наши мудрецы объясняют это (Брахот? 64а): «Не читай “сыновья твои” – банаих, читай “строители твои” – бонаих», поскольку посредством изучения Торы они строят духовные здания в Высших мирах…

И теперь увидим, как это объясняется языком стиха (Берешит, 27:22): «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава». То есть «голос» – это изучающие Тору в полный голос, строящие тем самым духовное здание, – они «Яаков» – сыновья Израиля. Но «руки», то есть те, кто занимается материальным строительством, – это «руки Эсава», то есть народов мира.

В свете этого становится ясным и прекрасно вписывается в порядок стихов объяснение мидраша: евреи находятся в Египте и занимаются физическим строительством, изнурительной работой, глиной и кирпичами, как другие народы. Моше и Аарон хотят вывести их из рабства и привести к горе Синай, чтобы они занимались духовным строительством. Поэтому они приходят к фараону и просят (Шмот, 5:1): «Отпусти народ Мой, и они отпразднуют Мне в пустыне». Фараон утверждает, что «их много», хоть суть сотворения евреев в том, чтобы увеличивать свою духовность и учить Тору, но «сейчас», в нынешнем состоянии, когда им еще не дана Тора, и они занимаются физической работой, они называются «народ (на) земле», и им престало заниматься земными работами. И если так, почему «вы отстранили их от их трудов»?.. После этого спора с Моше и Аароном фараон задумался своим искривленным сознанием и пришел к мысли: если, в самом деле, нет у евреев никакого духовного строительства на данный момент, то почему бы не «обременить работой людей», чтобы работали и в Шаббат, как говорит мидраш, ведь у них нет никакого духовного строительства – почему же они будут бездельничать, устраняясь от физической работы?!

Эти слова воплощают то, что сказали наши мудрецы (Йерушалми, Шаббат, 15:3): «Раби Брахья от имени раби Хии говорит: Шаббаты и праздники были даны не иначе как для занятия Торой». И объясняется: известно, что народ Израиля могут силой своего изучения Торы и соблюдения заповедей строить духовную часть будущего мира. И поэтому в Шаббат, который является меэйн олам аба – подобием будущего мира – есть заповедь постараться больше учить Тору, чтобы строить духовное здание. И это то, о чем писали сведущие в тайном учении, что изучение Торы в Шаббат «срабатывает» гораздо больше, чем учеба в будни. И поэтому работа бонэ – строительство (одна из 39 запрещенных в Шаббат созидательных работ) – включена в список запрещенных работ. Ведь суть бонэ – физическое строительство, а евреям заповедано заниматься только духовным. Именно это хотел отменить фараон – чтобы евреи не занимались святой Торой даже в Шаббат – день своего отдыха.

Заповеди Торы как лекарство для души

«И сказал Он: Если будешь прислушиваться к голосу Г-спода, Б-га твоего, и то, что прямо в Его глазах, делать будешь, и будешь внимать Его заповедям и соблюдать все Его законы, то все болезни, которые Я навел на Мицраим, не наведу на тебя; ибо Я, Г-сподь, – твой целитель» (Шмот, 15:26).

Тем, что будем «прислушиваться» к заповедям Всевышнего, 248 повелительным, и соблюдать все законы Его, 365 запретительных, убережемся от любой болезни. И стих заканчивается словами «Я, Г-сподь, – твой целитель».

Следует объяснить, что Г-сподь благословенный дал народу Израиля Тору, потому что Он – целитель душ. И для этого душа спускается в мир – чтобы получить в этом мире излечение и исправление. …Мы удостоились получить особые снадобья, которые могут полностью излечить душу от болезней – с помощью Торы и заповедей.

В медицине есть две грани: вещи, которые больному нельзя, например, есть вредящую ему пищу, и то, что он обязан делать, например, принимать прописанные лекарства, микстуры и таблетки, чтобы вылечиться. Так же и в повелении Всевышнего: 365 «противопоказаний», то есть запретительных заповедей, которые повелевают «отдалиться от зла», и 248 «лекарств», повелительных заповедей, которые велят «делать доброе».

И об этом написано «Я, Г-сподь, – твой целитель». Заповеди и запреты, которые Всевышний накладывает на нас – как врач, который использует два вида рекомендаций для излечения больного. Так и вы чередуете повелительные и запретительные заповеди для вашего исцеления и исправления.

Хлеб с солью ешь

«И сказал Г-сподь Моше: Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес; … чтобы Я испытал его, будет ли он поступать по Моему наставлению, или нет» (Шмот, 16:4).

Объясняется, что ман служил и для испытания, идут ли евреи путями Торы, или нет. В чем выражается это испытание, и как оно связано «с хлебом с небес», по мнению Торы?

Рав Йонатан Эйбешиц так объясняет это в книге «Яарот Дваш». В трактате Авот написано (6:4): «Таков путь Торы: хлеб с солью ешь, воды пей немного, спи на земле; и если ты так поступаешь, то “замечателен удел твой и благо тебе”; замечателен удел твой – в этом мире, благо тебе – в мире грядущем».

А Маарам Шиф объясняет такую пространную формулировку мишны «и если ты так поступаешь». Эта фраза подчеркивает, что главное достоинство того, кто «ест хлеб с солью» в том, что по своему финансовому положению он мог бы есть деликатесы и спать на пышных перинах, но по своему желанию оставляет эти удовольствия для наслаждения занятиями Торой. И тогда приличествует говорить о нем «замечателен удел твой и благо тебе». Но если человек «ест хлеб с солью и пьет немного воды» потому, что он беден и не может себе позволить более этого, тогда эти его поступки никак не показывают это как достоинство – что он настолько любит Тору.

Отсюда, поскольку хлеб с небес – ман – обладал свойством менять свой вкус в зависимости от предпочтений едящего его, как приводится в Гемаре (Йома, 75а), можно было увидеть по каждому человеку, насколько он любит Тору и оставляет все другие удовольствия. Тот, кто хотел придерживаться только пути Торы, чувствовал в мане только вкус «хлеба с солью», но другие могли ощущать в мане любой желаемый вкус.

И теперь становится понятным сказанное Творцом «Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес…», ведь в нем были все возможные вкусы, почему же ман был назван просто «хлебом»? Но, как уже было упомянуто, Всевышний посылает на землю «хлеб», и это был основной вкус мана, «хлеб с солью» (слово хлеб – лехем и слово соль – мелах – состоят из одних и тех же букв), но, в конце концов, вкус мана зависел от желаний поедающего. Те, кто шли по путям Торы, действительно хотели ощущать только вкус хлеба с солью, в отличие от других людей.

И поэтому ман действительно мог служить для того, «чтобы Я испытал его, будет ли он поступать по Моему наставлению, или нет». Всевышний видел, кто из народа Израиля идет по пути Торы и «хлеб с солью ест», а кто – нет, и желает ощущать все многообразие вкусов, какие только пожелает.

Перевод З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=25441