Шмират а-Лашон — Тот, кто не оберегает свою речь, теряет свои дни

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1558
не оберегает свою речь

Глава 6. Тот, кто не оберегает свою речь, потеряет значительную часть Торы

Человек, для которого важны и ценны дни жизни его, должен беречь их, чтобы не утратить их по своей собственной воле. А мы, при множестве наших грехов, не бережем их.

Объясним это. Если даже в действительности человек мог бы отдать ближнему какое-то время своей жизни, то ясно, что никто не согласится на это. И был бы прав, ибо нет ничего дороже времени, – ведь за время, которое Всевышний, по милости Своей, отпускает человеку, тот может заслужить себе в удел вечность.

И мы собственными глазами видим, что у того, кто не оберегает свою речь, каждый день растрачивается.

Много времени – иногда несколько часов, самое малое – час, уходит на разговоры с людьми зачастую о делах, которые не касаются его самого, или просто на болтовню. И мне доподлинно известно, что всякий, кто из упрямства отрицает это, – если только он хорошенько присмотрится и соединит воедино все свои разговоры в течение дня, такие, в которых не было нужды, то найдет, что потратил на них час или два! За месяц это уже тридцать часов, а за год, считая даже только по часу в день, более трехсот пятидесяти пропавших даром часов! И не заработал в это время ничего! Ни для будущего мира, ни для этого, и вся «прибыль» его лишь в том, что утеряна для него значительная часть Торы. Ибо Всевышний дает человеку такой надел в этой жизни, который ему требуется для Торы и будущего мира, как сказано в книге «Ховот а-Левавот», а он растрачивает свой надел на пустое. (Помимо того, что наверняка перемешаны те речи со злословием и рехилутом, словами, обидными для ближнего и прочими запретными речами.)

И наоборот: если побуждает человека дух его оберегать свою речь, – такой человек никогда не пойдет туда, где собираются люди, ведь там невозможно не оступиться, сказав что-нибудь запретное или, по меньшей мере, услышав злословие, рехилут, насмешки и прочие запрещенные разговоры, объясняемые мной в первой части этой книги. Или, если случится ему оказаться с кем-нибудь наедине, не станет говорить с ним о ком-нибудь еще. У такого человека наверняка прибавятся несколько десятков часов в неделю, свободных для изучения Торы и заповедей.

Об этом сказало Писание (Коэлет, 9:9): «Узри же [обязанности свои, чтобы наслаждаться] жизнью вместе с женой, любимой тобою во все дни быстротечной жизни твоей… ибо в том – удел твой в жизни». Здесь «с женой, любимой тобою», – это намек на Тору (а слова «любимой тобою» означают, что человек учит Тору только в том месте [в Торе], к которому тянется сердце его; Авода Зара, 19а).

Писание предостерегает нас, чтобы ни один день не был потерян у нас для Торы, ибо в этом – удел человека в жизни его. Сказано: «быстротечной жизни твоей» – намек на то, что человек должен пристально вглядываться в самого себя, оберегая все дни своей жизни на земле, чтобы ни один из них не прошел впустую. Тот, кто постигает разумом своим, что весь мир – преходящий, и сам он послан сюда только лишь для того, чтобы исполнить поручение Властелина мира – обрести свой удел в Торе и исполнении заповедей, чтобы удостоиться света жизни в будущем мире, относительно этого человека мы можем надеяться, что он сбережет свои дни и ни один из них не пропадет. Правило таково: так же, как большие богачи, владеющие ценными бумагами на тысячи рублей, тщательно хранят их, чтобы ни одна не пропала, поскольку каждая из них – это часть его богатства, точно так же человек, стремящийся к духовному совершенству, должен хранить свои дни и часы, так как каждый день – это часть его жизни. Известное изречение наших мудрецов гласит: «Нет потери, подобной потери времени». Ведь если у человека пропадает один динар, он может надеяться, что пропажа найдется или Всевышний пошлет ему другой динар вместо того, но если пропадет у него понапрасну один час, то не найдет его вовеки. Он почувствует эту потерю в будущем, когда придет час отчета, и будет представлен ему счет потраченных дней и часов, как сказано (Теилим, 59:21): «Буду тебя укорять, и представлю [грехи твои] пред глазами твоими». И сказали наши мудрецы, что представляют ясно человеку все его дела перед лицом его, и сам он пожалеет о том, как вел себя, но кто ему уже тогда поможет?

Хорош удел того, кто задумается обо всем этом, пока жив!

У берегущего свою речь есть также постоянный выигрыш в том, что всякий раз, когда он хочет что-то сказать и продумывает, не следует ли опасаться здесь злоязычия, обидных слов, насмешки и т. п., и в результате подавляет свое желание сказать и молчит, это засчитывается ему на небесах как исполнение заповеди в полном смысле слова, как сказали наши мудрецы (Макот, 23а): «Воздержался человек и не согрешил, когда представилась к тому возможность, дают ему награду, как исполнившему заповедь»; и добавляются ему таким образом за год несколько тысяч заповедей.

Перевод – рав П. Перлов

http://www.beerot.ru/?p=32762