Изучение Мишны — Трактат Брахот — Глава шестая — Мишна вторая

Дата: | версия для печати версия для печати
благословение

Глава шестая. Мишна вторая

Предисловие

Данная мишна продолжает тему благословений, произносимых на еду. Рассматривается вопрос, каков закон в случае, когда было произнесено неправильное благословение.

בֵּרַךְ עַל ַפֵּרוֹת הָאִילָן «בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה» – יָצָא ;וְעַל פֵּרוֹת הָאָרֶץ – «בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ» – לֹא יָצָא.
עַל כֻּלָּם, אִם אָמַר «שֶׁהַכֹּל» – יָצָא:

 

Тот, кто на плоды дерева произнес благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], выполнил обязанность благословлять, а тот, кто на плоды земли произнес благословение «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ], её не выполнил. Но тот, кто произнес благословение «По речению Которого возникло все» [שֶׁהַכֹּל נִהְיָה בִּדְבָרוֹ] на любой вид, — выполнил обязанность благословлять.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

На плоды дерева произнес благословение и т. д. Если после того, как сорвали плод, осталась ветка, и на этой ветке на следующий год снова растут плоды, такое растение называется «дерево», и на его плоды произносят благословение «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. Но если после того, как забирают плод, не остается ветка, на которой на следующий год вырастут плоды, то на плоды такого растения следует благословлять «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה].

Но тот, кто произнес благословение «По речению Которого возникло все» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ] на любой вид, – выполнил обязанность благословлять. Даже если произнес это благословение на хлеб или на вино. Но изначально нельзя начинать ничего есть, если неизвестно, какое благословение надо на эту еду произносить.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

На плоды дерева произнес благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], — выполнил обязанность благословлять. Так как дерево тоже извлекает питание из земли. А на трюфеля и другие грибы произносят благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ], так как они растут в земле, но питание извлекают только из воздуха (Брахот, 40б).

Выполнил обязанность благословлять — под этими словами подразумевается, что, хотя благословение было произнесено неверно, не требуется произносить другое благословение. Тот, кто произнес благословение неверно и «не выполнил обязанность благословлять», должен произнести другое, подходящее для данного вида, благословение, прежде чем начинать есть.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Если после того, как сорвали плод, осталась ветка и т. д. В трактате Брахот нет объяснения, что рассматривается как «дерево». Но в других источниках мудрецы дали определение этому понятию. В Тосефте (трактат Килаим, гл. 3, закон 13) приводится: «Правило такое: любое [растение], из корня которого растут листья, называется “зеленью”, а любое [растение], из корня которого не растут листья, называется “деревом”». В Иерусалимском Талмуде (Килаим, гл. 5, закон 7) приводится: «Если оно вырастает из ствола — это дерево; а если из корня — это зелень». Комментарий Рамо («Орах Хаим», 203:2) добавляет: [на плоды растений], ствол которых полностью разрушается зимой, а потом снова вырастает из корней, произносят «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה].

«Шулхан Арух» (אורח חיים ס’ רג סע’ ג) приводит, что на бананы произносят благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], так как, когда оканчивается сезон, банановое дерево полностью отмирает и потом вырастает заново. [Вопрос о том, рассматривается ли растение как дерево, имеет решающее значение еще в одном аспекте: по закону Торы, запрещено есть плоды дерева в течение первых трех лет после его посадки. Такие плоды называются «орла» [עָרְלָה], см. Ваикра, 19:23]. «Мишна Брура» (שם ס״ק א) приводит, что на малину произносят благословение «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ], так как кусты малины стоят в течение многих лет.

Тот, кто произнес благословение «все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ] на любой вид — выполнил обязанность благословлять. «Мишна Брура» (באור הלכה ס’ קסז סע’ יוד) пишет, что тот, кто произнес благословение «сотворивший разнообразные виды питания» [בּוֺרֵא מׅינֵי מְזוֹנוֹת] на любой вид — тоже выполнил обязанность благословлять постфактум. Тем не менее, очевидно, что на каждый вид следует произнести соответствующее ему благословение, по постановлению мудрецов.

Выполнил обязанность благословлять. Рамбам («Брахот», 1:5-6) пишет: «Формулировки всех благословений установили Эзра [лидер еврейского народа в период возвращения в землю Израиля из вавилонского изгнания и построения Второго Храма] и его суд [Торы]. И их не следует менять, добавляя к одной из них, или убирая что-нибудь из нее. И каждый, кто меняет формулировку, установленную мудрецами, совершает ошибку. И любое благословение, в котором не упоминается имя Всевышнего и Его царство, не является благословением, если оно не следует непосредственно за другим благословением.

Все благословения можно произносить на любом языке, с условием, что по строению и смыслу они близки к формулировке, установленной мудрецами. А если изменили формулировку благословения, но упомянули Имя Всевышнего и Его царство, и сохранили общую тему благословения, то выполнили обязательство произносить благословение, даже если произнесли его не на Святом языке».

«Мишна Брура» (ס’ קסז ס״ק נג) добавляет, что запрещено менять формулировку благословений. Только если благословение уже произнесли неправильно, или оказались в ситуации, в которой было невозможно узнать точный текст благословений, можно считать, что несмотря на изменение формулировки, обязанность произносить благословение была выполнена.

«Шулхан Арух» пишет, что благословение после еды можно произносить на любом языке. «Мишна Брура» (אורח חיים ס’ קפה סע’ א ומשנה ברורה שם ס״ק א) добавляет, что благословляющий должен понимать, что он говорит. Кроме того, произнести благословение после еды на Святом языке – это выполнить заповедь на более высоком уровне.

На плоды дерева произнес благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], — выполнил обязанность благословлять. Если перед человеком лежало два вида плодов, причем на один из них надо произносить благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], а на другое «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ], и он произнес в первую очередь «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], то это благословение не распространяется на плод дерева, так как благословляющий не намеревался произносить благословение на этот плод [о том, в каком порядки следует произносить благословения на разные виды еды, пойдет речь в 4 мишне этой главы]. В мишне идет речь только о случае, когда перед благословляющим находился только плод дерева, и он произнес на него благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], или о случае, когда было два вида, но он специально думал о том, что это (неадекватное) благословение распространится также и на плод дерева. Благословение, которое произнесли без того, чтобы специально думать, на какие именно виды оно распространяется, включит в себя все виды, находящиеся перед человеком, для которых это благословение является адекватным.

То же самое (תפארת ישראל יכין אות ז) относится к случаю, когда на хлеб произнесли «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ], или «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], или «Сотворивший разнообразные виды питания» [בּוֺרֵא מׅינֵי מְזוֹנוֹת].

Нельзя начинать ничего есть, если неизвестно, какое благословение надо на эту еду произносить. «Шулхан Арух» (אורח חיים ס’ רד סע’ יג) пишет, что в случае, когда существует сомнение, следует произнести благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נִהְיֶה בִּדְבָרוֹ]. Рамо (אורח חיים ס’ רב סע’ יח) пишет, что если существует сомнение, какое благословение следует произносить на данный вид, «Сотворивший плод дерева», или «Сотворивший плод земли», то следует произнести «Сотворивший плод земли». А если существует также подозрение, что на данный вид следует произносить благословение «Все было сотворено по речению Его» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ], то именно это благословение следует произнести. В другом месте (סע’ ז), Рамо пишет, что на повидло лучше произнести благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ], так как существует сомнение, нужно ли произносить на него благословение «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ].

«Шаарей Тшува» (שם ס״ק כח) пишет: «В Талмуде написано, что тот, кто получает удовольствие от мира сего, не произнеся благословение — как будто обирает Всевышнего. Но даже тот, кто не знает законы благословений, и на все произносит благословение “Все было создано речением Его” [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ] уже не рассматривается как обирающий Творца. Тем не менее он обязан изучить, какое благословение следует произносить на каждый вид… А тот, кто произносит на все виды благословение “Все было создано речением Его” [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ] — это неуч, и его порицали мудрецы. Но есть виды, которые являются предметом сомнения, и на такие виды можно произносить это благословение. Тем не менее, если есть возможность есть эти виды с хлебом, таким образом, чтобы благословение на хлеб распространилось и на них, то это предпочтительно». И «Мишна Брура» (ס’ רב ס״ק פד) пишет, что только тот, кто знает, что по поводу данного блюда существует сомнение, может произнести на него благословение «Все было создано речением Его» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ], а тот, кто не знаком с законами благословений, и из-за этого не знает, какое благословение следует произносить, должен пойти к мудрецу и выучиться у него. [Но тот, у кого нет возможности подробно изучить законы благословений, должен знать, что сегодня существуют краткие своды законов, справочники и таблицы благословений, в которых указано, какие благословения следует произносить на распространенные виды еды. В случае необходимости следует воспользоваться таким справочником.]

Перевод и комментарий – рав Берл Набутовский

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий