Трактат Брахот — Глава третья — Мишна шестая

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1249

За возвышение души

Анатолий бен Михаил

Хана бат Лейб

Александр бен Наум

 

Глава третья. Мишна шестая

Предисловие

Мишна продолжает тему нечистоты, связанной с семяизвержением и постановлением Эзры, по которому после семяизвержения необходимо окунуться в микве, чтобы молиться или заниматься ТоройДанная мишна приводит разногласие между мудрецами, каков закон в случае, когда испытавший семяизвержение нечист также из-за другого вида нечистоты. 

זָב שֶׁרָאָה קֶרִי, וְנִדָּה שֶׁפָּלְטָה שִׁכְבַת זֶרַע, וְהַמְשַׁמֶּשֶׁת שֶׁרָאֲתָה נִדָּה, צְרִיכִין טְבִילָה. וְרַבִּי יְהוּדָה פּוֹטֵר:

Зав, который испустил семя, и нида, у которой вытекло семя, и женщина, которая совершила половое сношение и увидела кровь ниды, обязаны окунуться. Раби Йеуда считает, что они освобождены от этой обязанности.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Зав, который испустил семя. Из-за нечистых излияний он [уже] нечист, причем степень его нечистоты такова, что ему необходимо семь [чистых от излияний] дней, чтобы очиститься от нее, а данное окунание его очистить не может; тем не менее, из-за испускания семени он должен окунуться, чтобы заниматься Торой, согласно постановлению Эзры (см. мишну 4). И нида, если она хочет молиться, а из нее истекает семя, имеет тот же статус, что и мужчина, который испустил семя. Истечение семени делает женщину нечистой в течение трех дней после полового сношения. А по истечении этого срока семя портится в недрах ее тела и становится непригодным для зачатия [и благодаря этому перестает быть источником нечистоты]. И эта мишна объясняется следующим образом: женщина-нида, исторгшая сейчас семя, которое осталось в недрах ее тела от полового сношения, совершенного ею вчера, перед тем как она увидела [кровь, сделавшую ее нидой]; а также та, которая совершила половой акт, и после этого увидела [кровь, сделавшую ее нидой], должны окунуться.

Раби Йеуда считает, что они освобождены от этой обязанности. Раби Йеуда освобождает даже ту, которая совершила половой акт и после этого увидела [кровь, сделавшую ее нидой]. На ней еще до этого лежала обязанность окунуться, и можно было предположить, что эта обязанность не была отменена.

И мы уже написали выше (в мишне 4), что отменили обязанность окунаться [в случаях, когда того требует постановление Эзры], так как большая часть народа была неспособна выполнять это постановление. [Речь идет об окунании для мужчин, которые испустили семя, и женщин, которые совершили половой акт или исторгли семя после полового акта, постановленные Эзры. Конечно, мудрецы не отменили и не могли отменить обязанность окунаться для тех, кто приобрел нечистоту и кому необходимо очиститься по закону Торы, например, для женщины-ниды.]

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Зав и нидаОб этих видах нечистоты Тора говорит в книге Ваикра (15). Они оба возникают в результате нечистых истечений из тела, и отличаются тем, что от них нельзя очиститься за один день [исключение – это зав, у которого истечение произошло только один раз, или зава, у которой истечения продолжались не больше двух дней], а только за семь дней. Поэтому в данном случае окунание по постановлению Эзры не очищает исторгшего семя от нечистоты. Хотя очищение от нечистоты мертвого тела тоже занимает семь дней, мишна избрала именно эти виды нечистоты, чтобы сообщить: по мнению мудрецов, окунуться должен даже тот, у кого в сам момент окунания выделяются нечистые жидкости [תפארת ישראל יכין אות לה].

Нида. Хотя женщины и освобождены от заповеди произнесения «Шма» и изучения Торы, они обязаны изучать законы, необходимые для выполнения заповедей. Кроме того, женщины обязаны молиться (см. мишну 3 этой главы). Они также могут произносить «Шма», если хотят. Эзра запретил женщинам молиться и изучать Тору после полового контакта или исторжения семени до окунания в микве.

Раби Йеуда. По мнению Раби Йеуды, постановление Эзры не относится к произнесению «Шма», а некоторые комментаторы [תוספות רע״א] считают, что оно исключает также молитву [см. мишну 4 этой главы]. Тем не менее, даже по раби Йеуде испустивший семя должен окунуться, чтобы изучать Тору [תוספות רע״א, תפארת ישראל יכין אות לח].

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Истечение семени делает женщину нечистой в течение трех дней после полового сношения. Так написано в трактате Шаббат (9:3, и см. Талмуд, Шаббат, 86б). Но в трактате Микваот (8:3) высказывается еще несколько мнений по этому вопросу. Рамбам постановил, что закон соответствует мнению, по которому семя сохраняется в течение полутора суток [שאר אבות הטומאות פ’ ה ה’ יא]. Но «Шулхан Арух» [יורה דעה ס’ קצו סע’ יא] следует мнению, по которому семя сохраняет свои свойства ровно трое суток после того, как попадает в тело женщины. После этого, даже если оно выходит из тела, оно не делает женщину нечистой.

Этот факт влияет не только на законы, связанные с постановлением Эзры, но и на некоторые законы Торы. Женщина, из тела которой выходит семя, приобретает нечистоту по закону Торы. Поэтому она не может есть труму, вторую десятину и мясо жертвоприношений [см. комментарий к гл. 1, мишна 1, где мы объяснили используемые здесь понятия], пока не окунется в микве и не дождется выхода звезд.

И даже законы, которые мы выполняем сегодня, зависят от этого фактора. Женщина-зава, которая отсчитывает семь «чистых» дней, не может считать день, в который из ее тела вышло неиспорченное семя. Поэтому сегодня женщины-ниды, которые окунаются в микве только после того, как отсчитают семь «чистых» дней, должны отсчитывать эти дни таким образом, чтобы не было опасения, что из их тела выйдет семя. Рамо [יורה דעה ס’ קצו סע’ יא] пишет, что в наше время принято начинать отсчет семи «чистых» дней не раньше, чем на шестой день после того, как появились кровь или пятно, сделавшие женщину нидой. При этом шестой день можно отсчитывать как первый «чистый» день.

Зав, который испустил семя и т. д. В комментарии к 4-ой мишне рав Овадья называет причину, побудившую Эзру выпустить постановление, связанное с семяизвержением: [Это постановление было принято] с тем, чтобы мудрецы Торы не находились вместе со своими женами [постоянно], как петухи с курами. В данной мишне речь идет о заве и ниде, которой в любом случае запрещено вступать в половой контакт по закону Торы. Тем не менее, по мнению мудрецов, постановление распространяется и на них, так как Эзра установил его для всех без исключения [По מלאכת שלמה].

Женщина-нида, исторгшая сейчас семя, которое осталось в недрах ее тела от полового сношения, совершенного ею вчера, перед тем, как она увидела [кровь, сделавшую ее нидой]; а также та, которая совершила половой акт и после этого увидела [кровь, сделавшую ее нидой,] должны окунуться. Как мы уже объяснили выше [см. комментарий к четвертой мишне этой главы], женщина приобретает нечистоту семени двумя способами: в результате интимных отношений с мужчиной и в результате исторжения мужского семени. Здесь мишна утверждает, что постановление Эзры распространяется на оба варианта. Кроме того, здесь мишна подчеркивает: по облегчающему мнению раби Йеуды даже та, что уже совершила половой акт и была обязана окунуться, освобождается от этой необходимости, как только становится нидой, которая не может очиститься раньше, чем через семь дней после начала истечения крови.

На ней уже лежала обязанность окунуться, и можно было предположить, что эта обязанность не была отменена. Некоторые комментаторы пишут, что основа разногласия раби Йеуды и мудрецов лежит в понимании того, как действует окунание. Мудрецы считали, что даже если окунание не очищает полностью (как, например, в случае зава, который в момент окунания очиститься не может), оно очищает от нечистоты, происшедшей из-за выхода семени. Раби Йеуда считал, что окунание, которое не очищает от более тяжелого вида скверны, как, например, нечистота нида, не может очистить от более легкого вида и вообще не имеет никакого эффекта. По мнению раби Йеуды, Эзра не обязал окунаться тех, кто все равно не может очиститься от нечистоты.

Другое мнение гласит, что даже по мнению мудрецов тот, на ком лежит тяжелый вид нечистоты, не может очиститься от более легкого вида. [Однако, это не относится к женщине-ниде, на которой также лежит нечистота мертвого тела. Дело в том, что с нечистотой нида ассоциируется особый запрет, которого нет в скверне мертвого тела, а именно, то что ниде запрещено входить в половой контакт с мужчиной. В этом смысле нида – это более тяжелый вид скверны, чем нечистота мертвого тела. Поэтому от него можно очиститься с помощью окунания, даже если это окунание не помогает очиститься от скверны мертвого тела.] Но цель постановления Эзры – это помешать изучающим Тору злоупотребить интимной близостью со своими женами. Поэтому окунаться обязан любой испытавший семяизвержение, даже если это окунание не сможет очистить его от скверны.

Третье мнение гласит, что даже раби Йеуда согласен, что окунание может очистить зава от нечистоты, связанной с семяизвержением. Тем не менее, зав не обязан окунаться, так как постановление Эзры касалось только тех, кто может полностью очиститься от скверны, происходящей от нечистых выделений [והכל מבואר באריכות נפלאה בחזקיהו אלכסנדר סענדר יצחק ארלינגער, טהרת התורה, כרך א, ס’ יב].

Перевод и комментарий – рав Б. Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=30419

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here