Изучение Мишны — Трактат Сукка — Глава первая

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1556
трактат сукка

Изучение Мишны — Трактат Сукка

За возвышение души
Анатолий бен Михаил
Хана бат Лейб
Александр бен Наум

 

Глава первая. Мишна первая

Предисловие

Первая глава трактата Сукка определяет, какими характеристиками должна обладать сукка, чтобы с ее помощью можно было выполнить заповедь.

 

סֻכָּה שֶׁהִיא גְּבוֹהָה לְמַעְלָה מֵעֶשְׂרִים אַמָּה, פְּסוּלָה; רַבִּי יְהוּדָה מַכְשִׁיר. וְשֶׁאֵינָהּ גְּבוֹהָה עֲשָׂרָה טְפָחִים, וְשֶׁאֵין לָהּ שָׁלֹשׁ דְּפָנוֹת, וְשֶׁחַמָּתָהּ מְרֻבָּה מִצִּלָּתָהּ, פְּסוּלָה.

סֻכָּה יְשָׁנָה, בֵּית שַׁמַּאי פוֹסְלִין, וּבֵית הִלֵּל מַכְשִׁירִין. וְאֵיזוֹ הִיא סֻכָּה יְשָׁנָה, כֹּל שֶׁעֲשָׂאָהּ קֹדֶם לֶחָג שְׁלֹשִׁים יוֹם, אֲבָל אִם עֲשָׂאָהּ לְשֵׁם חָג, אֲפִלּוּ מִתְּחִלַּת הַשָּׁנָה, כְּשֵׁרָה.

Сукка, которая выше двадцати локтей[1], непригодна[2]; раби Йеуда считает, что она пригодна. И если она ниже десяти ладоней по высоте, или у неё нет трёх стенок, или в ней больше солнца, чем тени, она непригодна.

Школа Шамая считает, что старая сукка непригодна, а школа Илеля — что она пригодна. Что такое старая сукка? Если сделал ее за тридцать дней до праздника. Но если сделал ее специально для праздника, даже если это было в начале года, она пригодна.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Сукка, которая выше двадцати локтей, непригодна. Так как сукка должна быть временным жилищем, как сказано (Дварим, 16:13): «Праздник кущей совершай у себя семь дней». Тора повелела строить сукку [только] на семь дней. Если же человек строит себе жилище выше двадцати локтей, то он строит его постоянным, а не временным.

Раби Йеуда считает, что она пригодна. Поскольку он считал, что нужно постоянное жилище. Закон не соответствует мнению раби Йеуды.

И если она ниже десяти ладоней по высоте. Так как это чрезвычайно убогое жилище, а люди не живут в столь убогом жилище.

У неё нет трёх стенок. [Это выводится из того, что] написано (Ваикра, 23:42-43): «В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Израиле должен жить в кущах, дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской». [בַּסֻּכֹּת תֵּשְׁבוּ שִׁבְעַת יָמִים כָּל הָאֶזְרָח בְּיִשְׂרָאֵל יֵשְׁבוּ בַּסֻּכֹּת: לְמַעַן יֵדְעוּ דֹרֹתֵיכֶם כִּי בַסֻּכּוֹת הוֹשַׁבְתִּי אֶת בְּנֵי יִשְׂרָאֵל בְּהוֹצִיאִי אוֹתָם מֵאֶרֶץ מִצְרָיִם]. Два раза используется неполное написание слова «кущах» [סֻכֹּת], и один раз полное [סֻכּוֹת]. [Неполная форма, если читать её без огласовок, выглядит как слово в единственном числе (סֻכַּת), поэтому каждое из этих слов принимается за единицу. Полная по написанию форма — это слово во множественном числе (סֻכּוֹת). Так как минимальное количество, к которому может относиться слово во множественном числе, — это два, данное слово принимается за двойку. Итого: четыре упоминания сукки.] Одно из упоминаний необходимо для того, чтобы сообщить о законе, по которому крыша суки должна состоять из схаха. Остаётся три упоминания, [из которых выводится закон] о трех стенках. К этому закону применяется ещё один закон, переданным Моше на горе Синай, по которому одна из стенок [не должна быть полной, а может] быть шириной в ладонь.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

В ней больше солнца, чем тени. Речь идет только о количестве света, которое проникает в сукку сквозь крышу, сделанную из схаха. Что касается стенок сукки, к ним данное требование не предъявляется.

Школа Шамая считает, что старая сукка непригодна, а школа Илеля — что она пригодна. Закон установлен в соответствии с мнением школы Илеля. Любое строение, сделанное для тени, и обладающее параметрами сукки, можно использовать для выполнения заповеди.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Тора повелела строить сукку на семь дней. Если же человек строит себе жилище выше двадцати локтей, то он строит его постоянным, а не временным. Талмуд приходит к выводу, что повеление строить временное жилище касается именно размера сукки. Поэтому, даже если фактически стены сукки являются постоянными, это не делает её непригодной. С другой стороны, даже временная постройка, которая не соответствует указанным в мишне параметрам, непригодна для сукки.

Крыша суки должна состоять из схаха. Что такое кошерный схах обсуждается в мишнах 4 – 8.

Одна из стенок не должна быть полной, а может быть размером в ладонь. Кодекс «Шулхан Арух»[3] пишет, что это правило действует следующим образом: необходимо сделать две полные стенки, шириной как минимум 7 ладоней, и поставить их рядом под углом друг к другу, в виде буквы «Γ». В качестве третьей стенки можно использовать доску или панель шириной чуть больше, чем ладонь. Её надо поставить на расстоянии чуть меньше, чем три ладони от одной и стенок, тоже под углом. После этого, на расстоянии семи ладоней от этой же стенки, в одну линию с доской, требуется поставить вертикальную жердь, и непосредственно над этой жердью и доской требуется горизонтально положить ещё одну жердь или рейку, чтобы образовался вход (а не просто проём в стене). При этом, необязательно чтобы горизонтальная рейка касалась вертикальной рейки или доски. Достаточно, чтобы она была над ними.

Мишна вторая

Предисловие

Данная мишна приводит детали закона, по которому сукка должна находиться под открытым небом.

הָעוֹשֶׂה סֻכָּתוֹ תַּחַת הָאִילָן, כְּאִלּוּ עֲשָׂאָהּ בְּתוֹךְ הַבָּיִת.

סֻכָּה עַל גַּבֵּי סֻכָּה, הָעֶלְיוֹנָה כְּשֵׁרָה, וְהַתַּחְתּוֹנָה פְּסוּלָה .רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר, אִם אֵין דִּיּוּרִין בָּעֶלְיוֹנָה, הַתַּחְתּוֹנָה כְּשֵׁרָה.

Тот, кто делает свою сукку под деревом — как будто сделал ее внутри дома.
Если одна сукка построена на другой сукке — верхняя пригодна, а нижняя непригодна. Раби Йеуда говорит: если в верхней сукке не живут, то нижняя пригодна.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Как будто сделал ее внутри дома. И она является непригодной.

Нижняя непригодна. Так как у нее два схаха, а стих Торы сообщает нам, что сукка, находящаяся под другой суккой, непригодна.

Если в верхней сукке не живут. Если она непригодна для жилья, например, из-за того, что крыша нижней сукки, [являющаяся также полом верхней сукки], не может выдержать подушки и одеяла того, кто захочет лечь спать в верхней сукке. Первый тана мишны [тана кама] и раби Йеуда не спорили о случае, когда этот пол вообще не выдерживает спальные принадлежности. В этом варианте нижняя сукка пригодна по всем мнениям благодаря верхнему схаху, поскольку её собственная крыша за крышу не считается, и она не приобретает статус «сукка под суккой». С другой стороны, если крыша нижней сукки настолько прочна, что она может надежно выдержать подушки и одеяла того, кто будет спать в верхней сукке, то нижняя сукка по всем мнениям непригодна. Разногласие между первым таной и раби Йеудой возникает только в ситуации, когда крыша нижней сукки едва выдерживает спальные принадлежности. Например, если крыша нижней сукки качается и провисает из-за подушек и одеял, предназначенных для сна в верхней сукке. Первый тана считал, что это входит в категорию «сукка, находящаяся под другой суккой», и нижняя сукка непригодна. Раби Йеуда считал, что, поскольку подушки и одеяла, предназначенные для сна в верхней сукке, удерживаются в ней лишь с большим трудом, пол верхней сукки не рассматривается как крыша. Поэтому, нижняя сукка не входит в категорию «сукка, находящаяся под другой суккой». И закон не следует мнению раби Йеуды.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Тот, кто делает свою сукку под деревом — как будто сделал ее внутри дома. Талмуд приводит, что сукка, должна защищать сидящего в ней от солнца. Поэтому, если она находится под навесом или под крышей, и в ней нет необходимости для защиты от солнечных лучей, она непригодна для выполнения заповеди. Мудрецы выводят из стихов Торы[4] три частных случая этого закона (каждый случай обладает своими уникальными характеристиками, и поэтому необходим для полноценного понимания закона).

В Торе три раза встречается слово сукка в неполной форме — без буквы וּ в первом слоге: два раза написано בַּסֻּכֹּת, и один раз — הַסֻּכֹּת. Из этого делается вывод, что существует три разновидности некошерной сукки:

1. сукка, которую построили под другой суккой;

2. сукка, которую построили внутри дома;

3. сукка, которую построили под деревом.

Сукка под деревом. Талмуд поясняет, что не всякое дерево делает сукку непригодной. В мишне идет речь только о дереве, которое «похоже на дом» тем, что количество солнечного света, который проходит сквозь ветви этого дерева, меньше, чем количество тени, которое эти ветви производят (также как крыша дома производит густую тень). Кодекс «Шулхан Арух» приводит два мнения по поводу того, каким именно образом дерево делает сукку непригодной.

По одному из них, весь схах рассматривается как одно целое. Поэтому, если этот схах загораживает большую часть падающего на крышу сукки света, а часть дерева, находящаяся непосредственно над суккой, загораживает меньшую часть, то сукка пригодна. Более того, сукка может быть кошерной даже если находящийся у неё на крыше кошерный схах загораживает меньше чем половину света. Если над такой суккой растет дерево, которое загораживает меньший процент света, чем схах, то можно наклонить ветви этого дерева и смешать их с лежащими на крыше сукки ветками схаха. Если эта смесь загораживает большую часть света, и в ней больше кошерного схаха, чем некошерного, то сукка пригодна!

Согласно второму мнению, каждый элемент схаха рассматривается в отдельности. Любая его часть, находящаяся непосредственно под ветвью или листом дерева, является непригодной. Таким образом, сукка является кошерной только при условии, что схах, не находящийся в тени дерева, загораживает большую часть площади крыши сукки[5].

Существуют также другие объяснения вопроса о дереве. Так как в этом законе нет единого мнения среди законоучителей и комментаторов, и для того, чтобы следовать даже одному из мнений, требуется досконально изучить эту тему, во всех деталях, законоучителя не рекомендуют строить сукку под деревом. См. Рамо к «Шулхан Арух», раздел «Орах Хаим» (626:1), который пишет, что не следует делать сукку под деревом!

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Раби Йеуда считал, что, поскольку подушки и одеяла, предназначенные для сна в верхней сукке, удерживаются в ней лишь с большим трудом, пол верхней сукки не рассматривается как крыша. Разногласия первого таны и раби Йеуды в этой мишне и их разногласие в предыдущей мишне восходят к одному и тому же корню. Первый тана считал, что сукка должна быть временным жилищем, в то время как раби Йеуда придерживался мнения, что сукка должна быть постоянной постройкой.

Следуя этому принципу, раби Йеуда в первой мишне сообщает, что даже очень высокая сукка кошерна — ведь она не должна быть временной постройкой. В этой мишне раби Йеуда высказывает мнение, что шаткая крыша не рассматривается как пол верхней сукки — ведь требуется постоянная постройка!

Перевод и комментарий – рав Берл Набутовский



[1] Локоть, אמה — это единица измерения, равная, по разным мнениям, от 48 до 58 см. Ладонь, טפח — это единица измерения, равная, по разным мнениям, от 8 до 10 см.

[2] То есть, недействительна для исполнения заповеди, некошерна.

[3] «Орах Хаим», 630:2, и см. «Мишна Брура», там, пункт 6.

[4] Сукка, 9б, основано на Ваикра (23:42) и Дварим (16:13).

[5] Сукка, 9б, см. комментарии Раши, Тосафот и РаН там, и см. «Шулхан Арух», раздел «Орах хаим», 626:1.


http://www.beerot.ru/?p=37728