Трактат Брахот — Глава вторая — Мишна четвертая

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1072

За возвышение души

Анатолий бен Михаил

Хана бат Лейб

Александр бен Наум

Предисловие

В данной мишне идет речь о наемных работниках, в отношение которых действуют особые законы, так как они обязались работать в течение целого дня, и любое неоправданное отвлечение от работы является кражей.

 

הָאֻמָּנִין קוֹרִין בְּרֹאשׁ הָאִילָן אוֹ בְּרֹאשׁ הַנִּדְבָּךְ, מַה שֶּׁאֵינָן רַשָּׁאִין לַעֲשׂוֹת כֵּן בִּתְפִלָּה.

Работники произносят «Шма», находясь на дереве или на стене, – в отличие от молитвы, в отношении которой так поступать нельзя.

Комментарий рава Овадьи из Бартануры

«На стене». [В мишне используется редкое слово נִּדְבָּךְ, которое означает] «на ряду камней, из которых строят», как написано в книге Эзры (6:4): «Три ряда больших камней». И хотя [работники] боятся упасть, и из-за этого не могут сконцентрироваться, мудрецы не обязали их спуститься, так как соответствующие намерения необходимо иметь только при чтении первого стиха «Шма».

В отличие от молитвы, в отношении которой так поступать нельзя так как молитва – это мольба о милости, и требует концентрации. Поэтому [наемные работники] обязаны спуститься вниз чтобы произнести молитву.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Работники произносят «Шма», находясь на дереве или на стене. Мудрецы Мишны и Талмуда определили четкие границы того, каким образом наемные работники должны выполнять заповеди, чтобы при их выполнении не обокрасть хозяина. Ведь тот рассчитывает, что они будут работать на него в течение целого дня! Эти границы включают произнесение благословение после еды в укороченном виде, и укороченный вариант молитвы. Все эти ограничения обусловлены тем, что хозяин предполагает, что работники будут безостановочно работать все светлое время суток.

«Шулхан Арух» [אורח חיים ס’ קצא סע’ ב] и более поздние комментаторы пишут, что в наши дни не принято работать на таких условиях, и работодатель не рассчитывает, что работник будет работать без перерывов. Поэтому в наши дни даже тот, кто нанялся на целый день, должен молиться и произносить благословения обычным образом. Комментарий «Маген Авраам» добавляет, что в некоторых местах принято разрешать работникам ходить во время работы в синагогу на молитву [שו״ע אורח חיים ס’ קי סע’ ב ומגן אברהם שם ס״ק ז].

Тот, кто работает определенное количество часов в день, должен найти время для молитвы, и восполнить потраченные на нее часы в другое время.

В отличие от молитвы, в отношении которой так поступать нельзя. Речь идет о молитве АмидаТот, кто нарушил этот закон, и произнес молитву на дереве, все же выполнил обязательство, и не должен молиться повторно [מלאכת שלמה כאן].

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

И хотя [работники] боятся упасть, и из-за этого не могут сконцентрироваться, мудрецы не обязали их спуститься, так как соответствующие намерения необходимо иметь только при чтении первого стиха «Шма». Талмуд (Брахот, 16а) пишет, что работники обязаны приостановить работу во время произнесения первого абзаца «Шма»Это означает, что, произнося благословения, сопутствующие «Шма», и второй и третий абзац «Шма»они обязаны продолжать работу. И так постановил кодекс «Шулхан Арух» [אורח חיים ס’ סג סע’ ז]. Но в другом месте, Шулхан Арух пишет, что во время молитвы и произнесения благословений нельзя делать никакую работу. Комментарий «Турей Заав» [אורח חיים ס’ קצא סע’ ג וט״ז ס״ק א] добавляет, что не следует также изучать Тору во время молитвы или выполнять две заповеди одновременно, так как это говорит о пренебрежительном отношении к заповедям. Почему же работники произносят благословения и два абзаца «Шма» продолжая работу? Дело в том, что они не имеют права прервать работу больше, чем на время, необходимое для произнесения одного абзаца «Шма» [ע’ משנה ברורה ס’ סג ס״ק יט, וע’ תהילה לדוד ס’ קצא ס״ק א]Если же хозяин позволяет работнику делать более длинные перерывы, то он, конечно же, должен прервать работу как минимум на время произнесения благословений и первого абзаца «Шма».

Перевод и комментарий – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=26296