Трактат Брахот — Глава 8 — Мишна 4

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2217

Глава восьмая. Мишна четвертая

Предисловие

Пренебрежительное отношение к еде запрещено по всем мнениям. Данная мишна приводит разногласие школы Шамая и школы Илеля о порядке действий, который поможет избежать бессмысленную порчу пищи в конце трапезы.

בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים: מְכַבְּדִין אֶת הַבַּיִת וְאַחַר כָּךְ נוֹטְלִין לַיָּדַיִם. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים: נוֹטְלִין לַיָּדַים וְאַחַר כָּךְ מְכַבְּדִין אֶת הַבַּיִת:

Школа Шамая говорит: «Подметают дом, и после этого омывают руки». Школа Илеля говорит: «Омывают руки, и после этого подметают дом».

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Школа Шамая говорит: подметают дом. В том месте, где ели, подметают остатки еды, которые там упали, и после этого омывают руки после еды. Так как иногда пользуются услугами прислуживающего-невежды, который оставляет [после трапезы] куски размером в кезаит. А если скажешь, что вначале омывают руки, то получится, что ты уничтожаешь еду, так как на [оставшиеся после трапезы куски еды] попадает вода, которой омывают руки, и они из-за этого становятся отвратительными.

А школа Илеля считала, что запрещено пользоваться услугами прислуживающего-невежды, а прислуживающий-мудрец Торы не оставляет куски размером в кезаит, а убирает их. А если вода попадет на куски, размером меньше, чем кезаит, в этом нет запрета, так как куски, в которых нет кезаит, можно намеренно уничтожать. И закон соответствует мнению школы Шамая в том, что можно пользоваться услугами прислуживающего-невежды.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Омывают руки. Талмуд (Хулин, 105б, Эрувин, 17б, см. также Йума, 83б) объясняет, что после трапезы, перед тем, как произнести благословение, требуется омыть пальцы. Это необходимо из-за того, что соль, которой пользовались во время еды, представляет собой опасность: пальцем, к которому прилипла соль, можно дотронуться до глаза, и это вызовет слепоту. Поэтому мудрецы постановили, что в конце каждой трапезы следует омывать пальцы водой. И так приводит кодекс «Шулхан Арух» (אורח חיים ס׳ קפא סע׳ א, וע׳ משנה ברורה שם). Обязанность омывать руки до и после еды возникает, только когда едят хлеб.

Талмуд (Брахот, 53б) приводит: «Написано (Ваикра, 11:44): “Потому что Я — Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят”. Слово “освящайтесь” намекает на омовение рук перед едой, слова “будьте святы” намекают на омовение рук после еды… Слова “Я — Г-сподь, Б-г ваш” намекают на благословение после еды».

Книга «Зоар» (Трума, 154б) и другие книги, связанные с тайной частью Торы, приводят, что омовение после еды — это важнейшая заповедь, которая защищает человека от сил зла, которые преследуют его. Омовение рук перед едой и после нее — это одно из условий для обретения святости.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

В том месте, где ели, подметают остатки еды. Ученики Рабейну Йоны (ברכות לח: בדפי הרי״ף) пишут, что речь идет только о случае, когда в конце трапезы перед благословением убирали столы, как было принято во времена Мишны и Талмуда. Тогда существовала опасность, что вода попадет на упавшие на пол куски еды. Но в наше время этот закон не имеет применения. Это мнение приводит кодекс «Шулхан Арух» (אורח חיים ס׳ קפ סע׳ ג, וע׳ משנה ברורה שם ס״ק ז, ט). [Все это следует утверждению Талмуда (Брахот 52б), что в данном вопросе закон следует мнению школы Шамая — см. ниже.] Но «Мишна Брура» пишет, что в наше время тоже следует остерегаться того, чтобы используемая для омовения вода попала на еду и испортила её. Поэтому, омывая пальцы после еды, следует отодвинуть от себя хлеб — но не следует убирать его со стола полностью, так как он должен быть на столе во время произнесения благословения после еды.

Кодекс «Шулхан Арух» (שם סע׳ ד וע׳ משנה ברורה דרשו שם) приводит, что, хотя по букве закона, разрешается уничтожать кусочки еды размером меньше, чем кезаит, этого следует избегать, так как такое отношение к еде приводит человека к обнищанию (см. также «Шулхан Арух» ס׳ קעא, где приводятся законы бережного отношения к еде). Тот, кто наступает на крошки, тем самым показывает, что у него нет достаточного чувства признательности к Творцу, Который посылает ему изобилие. Современные авторитеты пишут, что, выбрасывая еду в мусор, желательно завернуть её во что-нибудь или положить в полиэтиленовый мешок.

Закон соответствует мнению школы Шамая в том, то можно пользоваться услугами прислуживающего-невежды. Ученики Рабейну Йоны пишут, что предпочтительно пользоваться услугами прислуживающего-невежды. Они приводят отрывок Талмуда, в котором упоминается, что людей, которые ведут себя неподобающим образом, разрешается порабощать и заставлять работать. И так постановил Рамбам (см. Бава Меция, 73б, и см. Рамбам, законы рабов, 1:8).

Меири (Мегила, 28б) пишет, что запрещается пользоваться услугами знающего человека, который изучает и повторяет законы Торы. Тем более запрещено использовать труд мудреца Торы, который обучает других. Рамо (יורה דעה ס׳ רמג סע׳ ו) приводит запрет использовать мудреца Торы.

Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=56636