Как Мордехай оказался в империи Ахашвероша?
«Любимый Г-сподом будет жить в безопасности, полагаясь на Него…» (Дварим 33:12).
В самом начале книги Эзры рассказывается о том, как царь Кореш дал добро на строительство Второго Храма. Часть евреев вернулась в Святую землю и приступила к строительству.
В списках возвратившихся из Вавилона встречается имя Мордехай Билшан. «А вот жители страны, возвратившиеся из плена изгнания, те, которых изгнал Навухаднецар, царь Вавилонский, в Вавилоне, те, что возвратились (теперь) в Йерушалаим и в Иудею, каждый в свой город. Те, что пришли с Зерубавелем, Йешуей, Нахемьей, Сераей, Реэлаем, Мордехаем Билшаном…» (Эзра 2:1-2). Из многочисленных источников следует, что это тот же Мордехай, который фигурирует в Мегилат Эстер. Звали его Бильшан потому что он владел семидесятью языками, то есть был силен бе лашон – в языках. Но если Мордехай был в Эрец Ираэль, то как он очутился в империи Ахашвероша?
Из продолжения книги Эзры следует, что практически сразу после начала работ по строительству Второго Храма местное население, переселенное туда Навухаднецаром из различных захваченных им областей, стало предпринимать активные действия, целью которых было немедленное прекращение строительства. «И стали люди той страны подрывать силы народа Иуды и отпугивать их от строительства. И во все дни (царствования) Кореша, царя Параса, вплоть до царствования Дарьявеша, царя Параса, подкупали они против них советников, чтобы расстроить замысел их. А по воцарении Ахашвероша, в начале царствования его, написали они навет на жителей Иудеи и Йерушалаима. А послание написано было письмом арамейским и изложено по-арамейски. Рехум, составитель, и Шимшай – писчий, написали это письмо …» (Эзра 4:4). Как видно из стихов, одним из тех, кто возглавил эту компанию, был Шимшай. Говорят комментаторы, что этот Шимшай был сыном Амана, и что он вместе со своим печально известным нам отцом, жил в Эрец Исраэль, будучи насильно переселенными из Персии тем же Навухаднецаром. Аман был потомком амалекитянского царя Агага, а Амалек, как известно, не может терпеть все, что связано со святостью. Неудивительно, что именно Аман со своими сыновьями, возглавил противостояние вернувшимся евреям.
Аман переезжает в Вавилон, чтобы убедить царя Кореша в необходимости прекращения строительства Второго Храма и ему это удается. Работы были остановлены и не возобновлялись 18 лет – 3 года, которые еще правил Кореш, 14 лет правления царя Ахашвероша, и полтора года правления Дарьявеша.
Чтобы быть ближе к престолу властителей и попытаться возобновить строительство, был послан Мордехай. Так мы его и находим в Мегилат Эстер. Но почему был послан именно Мордехай, который в списке глав народа, вернувшихся в Эрец Исраэль, лишь пятый, то есть пятый среди глав Санедрина? Наверное, было бы правильнее послать самых больших знатоков Торы? Говорят наши мудрецы, что кроме того, что Мордехай имел глубокие познания в Торе, он был из колена Биньямина.
Моше, благословляя колено Биньямина, сказал: «(О) Биньямине сказал: Любимый Г-сподом, будет жить в безопасности, полагаясь на Него…» (Дварим 33:12). В этом благословении скрыт намек на то, что Шехина, присутствие Всевышнего, всегда будет пребывать во владении Биньямина. И Мишкан в Гильгале, в Шило и в Нове, и Храм, построенный царем Шломо, находились на территории, принадлежащей колену Биньмина.
Очевидно, что это не было случайностью, и на то были причины. Говорит мидраш, сказал Всевышний: «Как я могу выбрать место, где будет Мое присутствие среди сынов Яакова? Цель Храма – быть местом, где искупаются грехи народа Израиля, местом милосердия. А они не были милосердны по отношению к Йосефу, и продали его в Египет». Поэтому избрал Всевышний местом своего пребывания территорию колена Биньямина, который не участвовал в продаже Йосефа.
Наши праотцы хорошо знали это правило, а также и правило о том, что с потомками Амалека всегда посылают воевать сынов Рахели. Почему? Об этом – в следующем выпуске!