Рав Акива Софер — правнук Хатам Софера, основатель ешивы «Пресбург» в Иерусалиме

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1878

«Я – правнук Хатам Софера, но имею право называть себя так лишь если буду учиться, как подобает его правнуку.»

 Биография

Рав Акива Софер родился в Пресбурге (Братислава) в 5638 (1878) году. Его отец – раввин города, гаон рав Симха Буним Софер, автор книги «Шевет Софер», сын автора книги «Ктав Софер» и внук нашего учителя Хатам Софера.

В возрасте около 20 лет рав Акива начал преподавать Тору в ешиве вместе со своим отцом. В 5667 (1907) году, после смерти отца, был назначен главой суда Торы Пресбурга и главой ешивы.

Рав Акива самоотверженно действовал во имя укрепления и развития ешивы и общины. Он поднял честь и достоинство Торы, отменив обычай, согласно которому ученики ешивы питались «по дням» у хозяев; для этого были построены кухня и общежитие. И еще он добился у австрийского императора освобождения учеников ешивы от мобилизации в армию.

После Первой мировой войны он был назначен главой организации ортодоксального еврейства Чехословакии, которое насчитывало около трехсот общин. Он также был очень деятелен в сборе средств на нужды бедняков Земли Израиля и был главойколеля «Шомрей а-Хомот».

После оккупации Чехословакии нацистами рав Акива Софер переехал в Землю Израиля. Здесь он продолжил свою деятельность по распространению Торы и основал ешиву «Пресбург» в Иерусалиме, но отказался занять раввинскую должность, заявив, что хочет жить «как простой иерусалимский еврей».

Он умер в Иерусалиме 2-го Кислева 5720 (1960) года. После его смерти сыновья издали его книгу «Даат Софер» – комментарии к Торе, а также сборник вопросов и ответов.

Царство

Как представляется, самое удачное и меткое определение, которое соответствовало бы положению рава Акивы Софера на посту раввина общины Пресбурга, – это «царство», в полном смысле этого слова. Его положению как раввина и руководителя общины не было равных во всех местах рассеяния народа Израиля.

В действительности, однако, не только его положение в обществе было воистину царственным, но таковой была и сама его личность.

Это качество его – царственность – производило на меня неизгладимое впечатление. Он просто весь излучал великолепие. Царственность проявлялась у него в поведении, в речах и во всех его поступках. Каждый видевший его получал неотразимое впечатление уже от одного его вида – как будто перед ним один из царей Израиля. Каждый, кто его не знал, спрашивал: кто он – этот человек, вид которого настолько возвышеннее и благороднее, чем у остальных?

На протяжении тридцати трех лет, до Катастрофы, восседал наш учитель на вершине почета этого мира, в Пресбурге, в самой большой и важной общине Венгрии и Чехословакии, в качестве наследника раввинской должности своих великих предков: Хатам Софера, Ктав Софера и Шевет Софера. Кроме должности раввина, он также исполнял обязанности Президента Совета раввинов-харедим, под эгидой которого находились примерно триста ортодоксальных общин. Он также был главой самой крупной и славной ешивы – «Ешиват Пресбург», выпускниками которой были большинство раввинов Венгрии.

За столом его соединены были воедино Тора и богатство – то, что почти нельзя было встретить у других раввинов. Наш учитель раздавал всю свою зарплату мудрецам Торы; он не нуждался в деньгах от общины, поскольку имел постоянный доход от своей доли в нефтяных скважинах Дрогобыча.

Царь – даже без царства

После того, как рав Акива Софер оставил свой родной город и с ним – все свои важные должности, он прибыл в 5700 (1940) году в Землю Израиля – без раввинской должности и без ешивы, а также лишившись всего своего имущества. Едва только ступив на Святую Землю, рав Акива воскликнул: «Вот, в этот час я выбрасываю в море все внешние атрибуты почета и важности, которые были у меня за пределами Святой Земли. Отныне и впредь я хочу быть простым иерусалимским евреем!»

При всем этом, все видевшие и знавшие его могут свидетельствовать, что все его природные черты царственности остались в нем без изменений. Лицо его светилось красотой и великолепием, как в добрые прежние годы, в которые он восседал на троне своего царства, как раввин Пресбурга и как глава всех ортодоксальных общин Венгрии и Чехословакии.

Также и живя в Иерусалиме, лишившись всего и не имея доходов после того, как нефтяные скважины были отняты польским правительством, наш учитель отказывался пользоваться деньгами ешивы. Он постепенно распродавал многочисленные украшения рабанит, и за счет этого они обеспечивали себе скромное существование. Даже книги Гемары, по которым он учился, были одолженными, и когда один из его учеников прислал ему из Америки полный набор книг Талмуда, он отказался принять его, говоря, что этот ученик наверняка намеревался пожертвовать его ешиве (я слышал это из уст его ученика рава Кинстлихера).

Гаон из Чебина, рав Дов Бериш Вайденфельд сказал: «Если рав Акива Софер, раввин Пресбурга, который был окружен почетом во все свои дни в стране своего рождения, способен жить в Святой Земле без внешних признаков почитания, и при этом мы совершенно не видим, что ему недостает этого, и что краса и великолепие его остались при нем, как и были, то из этого следует, что и там, в Пресбурге, почести не были потребностью его души и были для него чем-то далеким и чуждым».

Сказали наши мудрецы (Санедрин, 20б): «Сначала царствовал Шломо над всем миром; после этого он царствовал только над всем Израилем; затем – только над Иерусалимом, а в конце концов – лишь над посохом своим». Но что это за царствование такое – «лишь над посохом своим»? Разве не говорят, что «нет царя без народа», и чтобы быть царем, требуется согласие народа?

Наши мудрецы хотели преподать нам ту истину, что качество царственности может быть у человека частью его естества и никак не быть связанным с его положением. Человек, у которого это качество составляет часть его личности, а не приходит в силу власти его над народом, продолжает быть царем и без народа.

Таким был наш учитель… Даже оставшись с одним лишь своим посохом, он продолжал свое царствование во всем его великолепии.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=17586