Обретение Торы и скромность — Памяти рава Рафаэля Шмулевича

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1833

Недельные главы Бешалах, Итро и Мишпатим (в конце) говорят о подготовке и получении нашим народом Торы. При этом важно отметить, что каждый из нас обязан обрести Тору. Это требует большой и нелегкой работы. Более того, нужно работать не только над собой, но и молиться о том, чтобы наши дети и внуки также удостоились обрести Тору. Один из великих аспектов этой работы над собой мы можем выучить из жизни наших великих мудрецов.

Совсем недавно ушел из нашего мира рав Рафаэль Шмулевич, один из руководителей ешивы Мир, сын великого рава Хаима Шмулевича. Когда семья и ученики опубликовали сообщение об этом тяжком событии, в нем были такие слова: гаон амити– истинный гаон. В этом титуле есть двусмысленность – если есть истинный гаон, то может быть и гаон не истинный. А сам факт того, что может быть «не истинный» гаон порождает многие сомнения относительно мудрецов Торы.

Кого называют гаоном? Человека, который знает Тору, преподает. В наши дни глав ешив называют гаонами, и это не ложь. Но содержание этого понятия в наши дни отличается от того, что имелось в виду когда-то. Поэтому, говоря о раве Рафаэле Шмулевиче гаон амити, его семья и ученики имели в виду сказать, что он был гаоном не в понимании нашего поколения, а в том смысле, который вкладывался в это слово в прошлых поколениях.

Агро пишет, что гематрия слова гаон равна шестидесяти, что соответствует шестидесяти трактатам Мишны. То есть гаон это тот, кто знает весь ШаС. Поэтому слова гаон амити о раве Рафаэле Шмулевиче должны также дать нам понять, какое великое сокровище потерял наш народ. И, к нашему великому сожалению, за последнее время от нас ушло слишком много величайших мудрецов, знавших всю Тору: рав Шмуэль Вознер, рав Хаим Шауль Грайнеман. Рав Рафаэль Шмулевич – был одним из них.

Нам всем важно задуматься, как все эти люди удостоились Торы. Для каждого из нас это принципиально в контексте того, что мы сказали выше – удостоиться Торы самим и передать ее нашим потомкам.

Я знаком с семьей Шмулевич много лет, хотя и не удостоился знать лично великого рава Хаима Шмулевича, человека в буквальном смысле передавшего Тору от довоенного поколения, погибшего в огне Катастрофы, нам. В ешиве Мир я учился в хавруте с младшим братом рава Рафаэля – равом Меиром. Наверно такое возможно только в ешиве Мир – когда у сына главы ешивы не было своего места в доме учения. Поэтому мы учились в квартире семьи Шмулевич, где на тот момент жила рабанит Хана Мирьям Шмулевич (вдова рава Хаима).

О рабанит Шмулевич стоит рассказать отдельно, чтобы понять, что это за семья. Рабанит Шмулевич была дочерью великого главы ешивы Мир – рава Элиэзера Йеуды Финкеля и внучкой рава Натана Цви Финкеля, сабы из Слободки. Ее жизнь и жизнь ешивы Мир очень тесно переплетались между собой. Она пережила два изгнания ешивы Мир – в Полтаве во время Первой мировой войны и в Шанхае во время Второй мировой.

От рава Меира я узнал, что его мама знает русский язык. Рабанит Шмулевич, как мы уже сказали, была с ешивой Мир в Полтаве, и там выучила русский, будучи маленькой девочкой. Как-то у нас с моим другом равом Цви Патласом возникла идея – привести к рабанит Шмулевич молодых ребят, которые недавно приехали из России, чтобы та им рассказала о ешиве Мир по-русски. Когда я спросил рабанит, не могла бы она что-то рассказать, ее первой реакцией было удивление: «Я буду что-то рассказывать? Я привыкла слушать». Такова была реакция женщины из семьи величайших мудрецов Торы. Простота и скромность этой великой женщины поражала.

Когда рабанит Шмулевич была в преклонном возрасте, она, тем не менее, в меру сил пыталась помогать ешиве. Чем она занималась? Она перебирала рис на кухне ешивы, чтобы ученикам ешивы, не дай Б-г, не попались в пищу, насекомые. Дочь, жена и мать величайших мудрецов Торы не считала такое занятие чем-то, что наносит ущерб ее статусу. Это было ее участие в поддержке ешивы.

Однажды, когда мы с равом Меиром учились на квартире Шмулевичей, к ним постучался человек, с которым я впоследствии познакомился. Этот человек рассказал одну удивительную историю о рабанит Шмулевич. У него была какое-то заболевание желудка, и, когда он учился в ешиве, ему нельзя было кушать то, что давали в ешивной столовой. Для него требовалось отдельное, особое меню. Из-за того, что он не мог питаться, он собрался уехать домой, оставить ешиву (сам он был родом из Бельгии). Об этом как-то узнала рабанит Шмулевич, и сказала: «Зачем вам ехать домой? Я вам буду готовить еду». Этот человек был одним из рядовых учеников ешивы! И рабанит Хана Мирьям готовила ему отдельно еду, чтобы он мог оставаться в ешиве, и спокойно учиться.

Речь здесь идет о качестве истинной скромности (анава), которое необходимо всем нам для обретения Торы. Семья Шмулевич были людьми удивительной скромности и простоты.

Для нашего современного мира характерно понятие семейной гордости. Человек, происходящий из определенной, известной семьи, ставит себя выше других людей. С обретением Торы зачастую бывает с точностью до наоборот: когда у человека нет гордости по поводу великих в Торе предков, он упорнее работает над собой, и добивается, в силу скромности и отсутствия гордыни, большего величия в ее постижении. Еще несколько лет назад этот человек мог не знать о еврействе ничего, но сегодня он, совершив тшуву, удостаивается великой милости Творца – воспринимать Его Тору.

К сожалению, случается и другая ситуация, когда человек, совсем недавно начавший серьезно учить Тору, считает, что его знаний достаточно, чтобы ставить себя выше других. Подобное очень точно описано нашими мудрецами. Есть два кувшина: в одном лежит несколько монет, а второй заполнен так, что в нем нет места. Монеты в первом кувшине гремят, а второй кувшин не способен греметь – так плотно он набит. Случается, что человек с меньшими знаниями в Торе, который только начал учиться, начинает ставить себя выше мудрецов Торы. А вот истинный мудрец, подобный кувшину, плотно набитому монетами, не «гремит», а ведет себя очень скромно, несмотря на большие познания в Торе.

Когда человек происходит из великой раввинской семьи, это может быть причиной гордыни, а может быть – причиной величайшей скромности. Но когда дети видят скромность и простоту рабанит Ханы Мирьям Шмулевич, величие в Торе рава Хаима Шмулевича, они получают уникальный урок подготовки к получению Торы. Зная рава Рафаэля Шмулевича и его братьев – рава Меира и рава Авраама, – можно понять источник их величия в Торе.

Все это непосредственно связано с темой обретения Торы, о которой мы говорим. От многих я слышал, что величие в Торе рава Рафаэля Шмулевича не соответствовало его чрезвычайной простоте и скромности. Это неверное понимание. На самом деле его простота и скромность и были причиной его величия в Торе. Высокомерие и гордыня во всех их проявлениях – это причина не просто не удостоиться Торы, но и потерять ту часть Торы, которую уже выучил. Высокомерие – это причина бедности в Торе. Человек может много учиться, но при этом у него нет ощущения собственной простоты. И такая учеба не принесет результатов. Наши мудрецы говорят, что как вода стекается в низкие места, так и Тора «течет» туда, где есть качество анава, скромность и даже самоуничижение.

Нам тяжело представить истинное величие в Торе таких людей, как рав Рафаэль Шмулевич, и тем более – как его великий отец рав Хаим. Но мы должны понимать, что та Тора, которая есть у нас самих, может быть потеряна из-за гордыни. При этом важно отметить, что сказанное не причина для принижения самих себя до уровня «я не способен на великое постижение Торы». Такой вывод только сыграет на руку дурному началу. У каждого из нас есть свой удел в Торе, и важно его обрести в полной мере, а для этого – прилагать усилия. Что касается собственного почета, мы должны ощущать себя «маленькими людьми». А вот то, что касается почета Творца и Его воли – мы способны в этом на многое, и важно работать над этим.

О нашем великом учителе Моше сказано в Торе, что он был скромнейшим из людей. На это утверждение можно задать логичный вопрос: что здесь причина, а что – следствие? Скромность была причиной величия Моше или же его величие (высочайший уровень пророчества и близости к Творцу) было причиной его скромности? Ответ на этот вопрос далеко не так однозначен. Человек, который по-настоящему учит Тору, понимает, что при всех своих достоинствах, он обладает лишь небольшой частью Б-жественной мудрости Торы. Чем больше человек постигает Тору, тем больше понимает, что его мудрость и знания, на самом деле, невелики. И это становится причиной бежать от гордыни, как от огня. Поэтому истинны оба ответа на наш вопрос.

Ушедший от нас рав Рафаэль Шмулевич был человеком уникальной простоты. И при этом он был главой ешивы Мир. Принято, что главы ешив ставят хупу для своих учеников. При этом, жених организует для своего наставника подвозку до места хупы: вызывает такси или договаривается насчет машины. Это не правило, но так принято поступать. Рав Рафаэль Шмулевич ездил на хупу своих учеников на автобусе. Он для нас был примером того, что величие в Торе и скромность взаимосвязаны, и одно является причиной другого.

Воспитывая детей в духе Торы, мы должны всегда помнить о том, что личный пример является более весомым аргументом, чем слова или тем более наказание. Особенно это касается той скромности, которая необходима всем нам, чтобы обрести Тору. В этом плане воспитание детей напрямую зависит от воспитания родителей. Если мы хотим, чтобы наши дети «не задирали нос», стоит, прежде всего, «опустить нос» самим. Наши собственные скромность, простота, уважение к мудрецам помогут нашим детям обрести Тору гораздо больше, чем любые увещевания.

Как-то спросили у великого законоучителя последних поколений рава Шломо Залмана Ойербаха (который в жизни также был очень простым человеком): почему бывает так, что дети простого еврея, не большого мудреца, становятся великими в Торе, а дети человека знающего – не дотягивают в Торе даже до уровня отца. Рав Шломо Залман ответил такой притчей. Представьте себе, что в эрев Шаббат в синагогу приходят два еврея. Один – не очень знающий еврей, который просто соблюдает, но не учится целый день в ешиве. Второй – гораздо более сведущий в Торе, и даже способный дать урок для других. Между Кабалат Шаббат и Мааривом во многих синагогах принято давать небольшие уроки Торы. Первый человек внимательно слушает такой урок, а затем приходит домой и за трапезой пересказывает семье и детям: я слышал от такого-то мудреца Торы, который давал урок у нас в синагоге, такой хидуш. Второй тоже слушает, но, приходя домой, он за столом говорит совсем по-другому: я слышал от такого-то следующее, но на это я могу возразить таким образом и т.д. Что видят дети первого человека – скромность отца, его уважение к слову мудрецов Торы. Что видят дети второго – как их папа ставит себя выше других, даже если при этом он прав. В этом есть, не дай Б-г, оттенок пренебрежения к мудрецам Торы.

Всевышний хочет дать нам Тору. Об этом сказано в трактате Псахим, что больше, чем теленок хочет молока матери, его мать хочет дать ему это молоко. Так и Всевышний – Он хочет дать нам Тору. Нам лишь нужно стать тем «сосудом», который способен ее принять. Для этого мы должны, прежде всего, умерить свою собственную гордыню, свое собственно «я».

Подготовка к получению Торы – это великая работа над собой. Когда из мира уходит такой великий человек, как рав Рафаэль Шмулевич, мы можем и должны «взять себе» его достоинства. Это может прозвучать странно, но, уходя из нашего мира, великие мудрецы Торы оставляют нам величайшие уроки жизни, руководствуясь которыми, каждый может обрести достоинства истинного гаона.

Мы должны работать над собой и молиться о наших детях, чтобы удостоится получить Тору. Одно из качеств, которое жизненно необходимо для реализации этого – этоанава, скромность. Все это – великие уроки жизни ушедшего от нас рава Рафаэля Шмулевича.

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=23634