Рав Элияу Элиэзер Деслер

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

3007

На этой неделе был йорцайт великого мудреца Торы – рава Элияу Элиэзера Деслера (24 Тевета). Наша община знакома с ним по книгам, которые издавал рав Хаим Фридлендер, а также по его великим ученикам, один из которых – гаон рав Моше Шапиро.

Когда Хазон Иш впервые встретился с равом Элияу Элиэзером Деслером, он сказал, что если кому-то требуется задать вопрос Всевышнему, то стоит обратиться к раву Деслеру. «Он Урим веТумим нашего поколения».

Рав Деслер родился в 5652 (1892) году в семье, освященной светом Торы. Его отец, рав Рувен-Дов, был ближайшим учеником рава Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма). Под руководством отца начал рав Деслер свой путь в Торе, путь великого мудреца и наставника народа Израиля. В возрасте 12 лет юный Элияу начинает заниматься в ешиве Кельма под руководством сына Сабы из Кельма – рава Нахума-Зеева Зива. Будучи самым молодым учащимся, Элияу быстро обретает репутацию «вундеркинда». Мусар Сабы из Кельма, развитый в ешиве, его методика воспитания человеческих качеств – все это стало прочной основой всей последующей деятельности выдающегося мудреца Торы и преподавателя.

Во многих письмах и уроках рав Деслер подчеркивал, что без постоянного, ежедневного изучения мусара, подлинная тшува, идущая из самого сердца человека, просто невозможна. Без постоянной работы над исправлением человеческих качеств люди не имеют сил противостоять собственному злому началу (йецер а-ра); более того, не могут даже распознать его. Лишенные такой защиты человеческие души становятся подобными мертвой плоти, которая не чувствует ножа, режущего ее. В такой ситуации злое начало превращается из чего-то приходящего в человеческую душу извне – с плотскими вожделениями и пагубным влиянием окружения – в часть души, и при этом многократно усиливается. И только глубокое изучение мусара способно обнаружить даже скрытый йецер а-ра и дать человеку силы реально перебороть его.

Интенсивное влияние мусара способно пробиться в глубины человеческого сердца; оно должно пробудить чувства, даже самые глубокие и скрытые внутри человека. Тогда и только тогда возможно свершение великого чуда тшувы. Без мусара невозможна не только тшува, но и правильная оценка и самооценка: даже то, что представляется людям величайшим подвигом, может оказаться совершенно безобразным и постыдным.

Тшува истинная и глубокая для рава Деслера являлась вершиной Творения. Даже тхият аметим (воскрешение из мертвых) не может сравниться с тшувой: если первое возвращает к жизни лишь мертвое тело, то тшува способна вернуть к жизни даже самую «мертвую» душу.

В 5687 (1927) году рав Деслер перебрался с семьей в Англию, где получил пост раввина одной из лондонских синагог, совмещая при этом раввинские обязанности с преподаванием в еврейской школе. Во время Второй мировой войны, в период немецких бомбардировок, рав Деслер становится одним из руководителей основанного им колеля в Гейтсхеде, в котором собирает вокруг себя группу выдающихся знатоков Торы, бежавших от огня Катастрофы в Восточной Европе. В 5708 (1948) году рав Деслер переезжает в землю Израиля и становится машгиахом (духовным руководителем) ешивы Поневеж в Бней Браке. При этом почти каждые каникулы он продолжает ездить в Англию, продолжая преподавать группам своих учеников.

Сознавая то плачевное состояние, в котором оказался народ Израиля, переживший страшные годы Катастрофы, рав Деслер прикладывал немалые усилия к возрождению (а в реальности – отстройке заново) мира Торы. «На нашем поколении была рука Всевышнего. Жестокий враг разрушил страны, где жил наш народ; из-за наших великих грехов треть народа Израиля покинула этот мир, погибло множество праведников, и мудрецов Торы осталось очень мало».

Своими уроками мусара рав Деслер строил духовный мост, призванный соединить довоенное поколение евреев, уничтоженное в годы Катастрофы, и новое поколение, выросшее в земле Израиля, Англии, Америке. И хотя это новое поколение не всегда отвечало высоким требованиям довоенного мира ешив (о своих первых учениках в Англии сам рав писал, что из 400 человек только один или двое способны продолжить обучение в ешиве, остальные едва ли запомнят Кадиш), главная задача оставалась той же: нести свет Торы в духовную тьму послевоенного поколения.

По убеждению рава Деслера, стремление человека преподавать должно в первую очередь происходить из глубокой сердечной потребности творить милосердие, и чем ниже уровень учеников, тем больше милосердие, в котором они нуждаются. Такой подход базируется на концепции хеседа, сформулированной равом и считающейся одной из центральных концепций еврейской этики: то, что человек отдает своему ближнему, он не теряет, ведь такая отдача на самом деле – «расширение» себя самого и возможность ощутить себя в другом человеке. В такой самоотдаче и состоит душевная связь между людьми, называемая «любовью». Если человек по-настоящему начинает делать добро тем людям, которые его окружают, все они становятся ему близкими и любимыми, потому что в каждом из них есть частица его самого. И в этом заключается смысл заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра, 19:18)…


http://www.beerot.ru/?p=9152