Рав Яаков Йехезкияу Гринвальд из Папо

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1528
«Хорошо было бы, если бы вы помнили меня так, как я помню вас» (Его слова ученикам).

Родился в городе Чарна (Венгрия) в 5642 (1882) году. Его отцом был гаон р. Моше, глава раввинского суда г. Хоста, автор книги «Аругат аБосем», и от него р. Яаков Йехезкель приобрел свою Тору. Все свои дни он пребывал под сенью святых адморов из Бельц.

В возрасте 18 лет р. Яаков Йехезкель женился на дочери своего дяди, гаона рава Исраэля Менахема Бройна. В возрасте 24 лет он был назначен на должность главы раввинского суда общины Лейкова. В 5671 (1911) году принял должность главы суда общины Цеэлим, вместо своего дяди, святого гаона рава Элиэзера Давида, автора книги «Керен ле-Давид».

С 5684 (1924) года р. Яаков Йехезкель был раввином общины Оняд, а в 5688 (1928) году занял должность раввина города Папо – важного и известного города в еврейском мире тех времен. Там он основал ешиву – самую большую и известную в Венгрии.

Умер 2-го адара 5701 (1941) года в г. Папо.

Его книги: «Шеелот у-тшувот», «Мишпатеха ле-Яаков», «Ва-ягед Яаков» и другие.

Адмор из Папо, который был важнейшим моим учителем в течение трех лет, с 5693 по 5695 (1933-1935) г., был личностью незаурядной. Можно сказать, что не было подобного ему во всей Венгрии.

В нем смешались две, казалось бы, противоречивые традиции: с одной стороны –хасидизма, с его акцентом на внутреннюю сущность Торы, а с другой стороны – традиции раввинов Венгрии, путеводная звезда которых – параграфы Шульхан Аруха, без малейшего отступления.

Он был сыном гаона, праведника рава Моше, автора книги «Аругат а-Босем», раввина большой общины Хоста. Рав Моше был склонен к путям хасидизма, и сын его, адмор из Папо, во всем следовал той же дорогой. Принадлежа к хасидам Бельц, он был адмором в силу собственных заслуг, и его духовное влияние распространялось по всей Венгрии.

Раби Яаков Йехезкель занимал раввинскую должность во многих общинах – вплоть до избрания его раввином большой общины харедим в городе Папо в Венгрии; кроме того, он был там главой ешивы. Она была самой большой в Венгрии, как по числу учащихся, так и с точки зрения ее духовного уровня. Эта ешива была первой, в которой я учился в течение трех лет, и адмор, как уже говорилось, был моим важнейшим учителем.

Он, впрочем, исполнял там одновременно несколько обязанностей: был адмором для своих хасидов, раввином, выносящим решения в сфере закона для большой общины Папо, а также главой ешивы, которую основал и которой руководил, – и все эти обязанности он исполнял в полной мере. Своей деятельности в ешиве он уделял много времени, как будто не был раввином города, и точно так же отдавал себя общине – как будто не был главой ешивы.

Адмор лично знал каждого из своей общины – отцов и детей; он чувствовал обязанность влиять на каждого и помогать ему в духовном росте. Как глава ешивы он уделял много времени заботам о своих учениках. Лично знал каждого из них, его нужды – духовные и материальные, и делал все для того, чтобы удовлетворить их.

В большинство дней недели у него было заведено учиться вместе с учениками – дважды в течение дня: в первой половине дня, а после того летом – перед послеполуденной молитвой Минха, а зимой – после вечерней молитвы Маарив. Были периоды, когда он учил с нами также Пятикнижие с комментарием Раши в ночь пятницы, близко к полуночи.

Летом он каждую субботу давал уроки по трактату Пиркей Авот. На этот урок приходили отцы семейств из общины Папо и большинство учеников ешивы. На этих уроках слушатели укреплялись в уповании на Всевышнего, и в вере в то, что все происходит под наблюдением с Небес, и ничто не зависит от природы.

Большая часть написанного в его рукописях – его новых открытий в Торе – была записана им в зимние дни. В свои последние годы он был чрезвычайно занят и полагался на учеников, записывавших его слова.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=6270