Недельная глава Бемидбар
«Каждый при своем знамени, со знаками отчих домов своих, станом располагаться будут сыны Израиля – вокруг Шатра откровения» (Бемидбар, 2:2).
Из этого стиха можно выучить важность радости от выполнения заповеди.
На головном тфилине оттиснуты две буквы шин. Одна выглядит как обычно, с тремя вертикальными черточками, а у другой их четыре. Эти буквы намекают на трех наших праотцев и четырех праматерей. А вместе эти две буквы образуют слово сас – радующийся. Это учит нас, что заповеди следует исполнять с радостью и в хорошем расположении духа, и именно так мы можем удостоиться полного избавления, как написано (Йешаяу, 55:12): «Ибо в радости выйдете» из изгнания. И Тора, упрекая евреев, говорит (Дварим, 28:47): «За то, что ты не служил Г-споду Б-гу твоему в радости».
Радость – важная составляющая исполнения заповедей. Нужно понять, почему словосас, намекающее на это, начертано именно на тфилин. Тфилин, накладываемый на голову и руку, указывает на подчинение ума и сердца ради служения Творцу. И поэтому именно в них должен присутствовать выраженный элемент радости. Рассказывается в Брахот (30б) об одном мудреце, пребывавшем исключительно в приподнятом настроении. Он объяснил это тем, что на нем надеты тфилин. И поэтому он преисполнен радости от исполнения заповеди.
В разбираемом нами стихе есть намек на обсуждаемый вопрос. «Со знаками отчихдомов своих» – это тфилин. Под знаками понимаются буквы, указывающие на дома их отцов, трех праотцев и четырех праматерей. Урок, который нужно извлечь из этой заповеди – служения Всевышнему в радости – скрыт в слове минегед (вокруг). Его можно прочитать как мин гимель далет, числовое значение буквы гимель – это три, адалет – четыре. Два эти шина – с тремя и с четырьмя вертикальными черточками – учат нас исполнять заповеди в радости, как это делали наши праотцы и праматери. В заслугу этого мы удостоимся пребывать «вокруг Шатра откровения» в конечном избавлении, да придет оно вскорости, в наши дни.
Именно поэтому избавление приходит в шестом тысячелетии: слово шеш (шесть) тоже пишется двумя буквами шин….
Единство и заповедь цдаки – причины Избавления
В этом стихе содержится намек на грядущее Избавление и восстановление Храма, и мы удостоимся их в заслугу единства в народе и цдаки. На единство намекают сами имена наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова. В их именах вместе 13 букв (на иврите), как гематрия слова эхад – один. А на цдаку намекают буквы гимель и далет словаминегед. Талмуд (Шаббат, 104а) интерпретирует названия букв еврейского алфавита и их порядок, и соседствующие буквы гимель и далет трактует как гмоль далим – воздай беднякам.
У нас получилось интересное прочтение этого стиха. Пребывание евреев в пустыне в стане происходит под знаменем «букв их праотцев», в духе единства, на которое эти буквы намекают. Кроме того, им следует заниматься благотворительностью, на которую намекает слово минегед. И тогда «они пребудут вокруг шатра откровения». Творец соберет их со всех концов земли к отстроенному Храму.
Единство – даже в те времена, когда преступают волю Всевышнего
Сказали мудрецы, что на знаменах у колен Израиля были написаны буквы имен праотцев в следующем порядке: на знамени Йеуды – первые буквы трех имен, то естьалеф, йуд, йуд. На знамени Реувена – вторые, то есть бет, цади, аин. И так еще два знамени. Это, возможно, пришло намекнуть евреям на важность единства в народе. Оно служит мощным аргументом в нашу защиту, даже против тяжких обвинений. Сказано (Ошеа, 4:17): «В единстве с идолами Эфраим – оставь его!» Когда народ Израиля в единстве, хоть и поклоняются, не дай Б-г, идолам, «оставь его», то есть не наказывай по всей строгости.
И, напротив, когда множатся раздоры, приходит изгнание, как было при разрушении Второго Храма. В этом ключе данный стих читается так: если в нашем стане единство, то несмотря на проступки (минегед переводится также «против»), мы пребываем вокруг Мишкана, а не в изгнании.
Три условия для присутствия Шехины
Для совершенства в служении Творцу необходимы три вещи: изучение Торы Письменной и Устной; исполнение заповедей; радость при выполнении предыдущих двух требований. А за отсутствие радости от служения Творцу порицает нас Тора в главе Ки Таво (Дварим, 28:47).
Эти три условия скрыты в именах наших праотцев. Гематрия имени Авраам равна 248, что соответствует количеству предписывающих заповедей. Имя Ицхак происходит от слова цхок, смех. Оно указывает нам на радость при исполнении заповедей. Имя Яакова указывает на Тору. Изучение открытой части Торы соответствует сочетанию Имен א-ד-נ-י י-ה-ו-ה, а скрытой – י-ה-ו-ה א-ד-נ-י. Гематрия обоих сочетаний, разумеется, равна, и составляет 91. Вместе оба сочетания – 182, как гематрия имени Яаков.
И Яаков благословляет Эфраима и Менаше своим именем и именем своих отцов, чтобы они удостоились выполнения этих трех требований вознеслись на духовные высоты.
Так все «переходы и стоянки» евреев да будут под знаменем «букв наших отцов», заповедует нам Тора. Даже если мы встанем «поодаль, напротив», и не будут наши дела так уж угодны Творцу, мы должны крепко держаться этих трех условий, тогда мы сможем вернуться к Нему и быть «вокруг Мишкана», вновь стать станом, на котором пребывает Шехина.
Перевод – З. Скаржинская