Глава Бемидбар — Служение левитов

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

980
служение левитов

«Пересчитай сынов Кеата из среды сынов Леви по семействам их, по родовому дому их, От тридцатилетнего возраста и выше, до пятидесятилетнего возраста, всякого годного для служения, чтобы исполнять работы в шатре соборном» (Бемидбар, 4:1-3).

Еще один стих говорит нам, что к учебе левиты приступали в возрасте 25 лет: «Вот что левитам: с двадцатипятилетнего [противоречие между 25 и 30 разъясняет Раши, что первые 5 лет они изучали свое служение] возраста и выше (каждый из них) придет для совершения службы…» (там же, 8:24). Однако, если мы посмотрим в книгу Эзры, то обнаружим там совсем другие возрасты: «На второй год, во втором месяце, когда пришли они (к месту) Храма Всесильного в Иерусалиме, начали… (строить) Храм и посвятили Левитов от двадцати лет и выше…» (Эзра, 3:8).

Подобное противоречие можно обнаружить и в книге «Диврей а-Ямим» (ч. 1, гл. 23, стихи 1-5 и стих 24). Однако в этой же главе находится и ответ на противоречие: «Ибо сказал Давид: Г-сподь, Б-г Израиля, дал покой народу Своему, и обитал Он в Иерусалиме вовеки. И левиты не (должны) носить Мишкан и всю утварь его для служения в нем. Поэтому, по последним словам Давида, исчислены сыновья левитов от двадцати лет и выше» (там же, ст.25-27).

В период, когда левиты начинали учебу в возрасте 25 лет, чему обучались целых пять лет? Поясняет Раши (Бемидбар, 4:2), что все годы пребывания в пустыне была постоянная необходимость в сборке и разборке Мишкана.

Нужно было переносить массивную утварь, что требовало большой физической силы и сноровки. Одни только деревянные столбы, с помощью которых создавались стены Мишкана, были длиной в десять локтей. А какая осторожность требовалась при обращении с Ковчегом Завета! Ведь известны случаи, когда евреям стоило жизни неаккуратное отношение к Ковчегу. Стоило жителям Бейт Шемеша отнестись без подобающего трепета к Ковчегу, вернувшемуся из плена у филистимлян, как погибло пятьдесят тысяч человек (Шмуэль 1, гл. 6). А когда Давидом была допущена ошибка при переносе Ковчега Завета в Иерусалим, тут же произошла трагедия с Узой (Шмуэль 2, гл. 6). Любая оплошность, а иногда даже один неосторожный взгляд, мог стоить левитам жизни. И для того, чтобы были приобретены все необходимые знания, левитам требовались пять лет учебы.

Когда же Шломо построил Храм в Иерусалиме, и больше не было необходимости ни в разборке, ни в транспортировке сосудов и элементов Мишкана, царь Давид духом святого постижения (руах а-кодеш) открыл, что 25 и 30 лет, указанные в Торе, относятся только к периоду Мишкана.

Рамбам в «Законах Храмовых предметов» (3:7) также упоминает два разных возраста для начала служения левитов. Начало учебы – 25 лет; начало служения – 30 лет; и не приступает к служению, пока не станет тринадцатилетним. Рав Йосеф Каро в «Кесеф Мишна» в одном из ответов разрешает противоречие. Он говорит, что есть разница между периодами Мишкана в пустыне и Храмом в Иерусалиме. В пустыне, где требовались физические силы для сбора и транспортировки Мишкана, левиты приступали к служению не раньше 30 лет.

Однако в Храме к одним работам допускались с 20 лет, а к некоторым, даже с 13. По этой же причине убирался и возрастной потолок в 50 лет. Теперь предельный возраст службы не зависел от здоровья или телесного изъяна, а лишь от состояния голоса. И все то время, пока голос левита оставался пригодным для песнопения, он мог продолжать участвовать в одном из самых важных служений, происходивших в Храме.

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=41827