Глава Ваелех — И постигнут его бедствия

Дата: | Автор материала: Рав Элазар Менахем Ман Шах

815
бедствия

Однажды Хазон Иш ответил своей племяннице, рабанит Грайнеман, что то, сколько бед выпадет на долю человека – является вердиктом Свыше. Однако как относиться к этим бедам – полностью зависит от выбора самого человека.

…Говорится в недельной главе Ваелех: «И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и будет он истреблен, и постигнут его многие бедствия и невзгоды; и скажет он в тот день: “не потому ли, что нет Б-га моего среди меня, постигли меня бедствия эти?”» (Дварим, 31:17). В этом стихе бросается в глаза то, что в начале перечисляются два вида проблем: бедствия и невзгоды, но уже в конце стиха упоминаются только бедствия. И видится, что под словом «бедствия» подразумевается само несчастье. Но вот второе слово, «невзгоды», указывает на душевное состояние, сложившееся в результате восприятия произошедшего, когда беда затмевает глаза, а дух человека надломлен. Но нужно знать, что тяжелейшие ощущения проявляются в душе человека в результате недостатка веры и упования на Всевышнего. И когда в сердце человека пустота, то все дни своей жизни он чувствует себя страждущим и несчастным. Но для того, у кого в душе всегда отведено место для Б-га, и вера наполняет сердце его, то беды его — вовсе не беды. И самые большие несчастья не причиняют ему чрезмерных страданий. О таком отношении к лишениям сказал Давид: «Даже если иду долиной тьмы [т. е. в Геиноме] – не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя – они успокоят меня» (Теилим, 23:4).

Правильное осмысление свалившихся на тебя бед сводит на нет душевные «невзгоды», оставив человека лишь с самой бедой.

«Не из уст ли Всевышнего исходят бедствия и блага?» (Эйха, 3:38). Сказано у пророка Хавакука (1:3-4): «Зачем Ты показываешь мне несправедливость и смотришь на ложь? Грабеж и насилие предо мной! И раздор был, и ссора поднялась. Поэтому потеряла силу Тора и вовек не осуществится правосудие – ибо нечестивый истребляет праведника; поэтому суд происходит превратный». В этих стихах пророк говорит об известной и непростой теме: «Праведник, которому плохо, и нечестивец, которому хорошо». Такое положение вещей видится противоречивым и даже несправедливым. Но эта «несправедливость» — бедствие праведника и благоденствие нечестивца – является лишь кажущейся. Ведь истинное положение вещей измеряется душевным состоянием человека, построенным на его отношении к происходящему.


http://www.beerot.ru/?p=43231