Глава Ваэра — Пища для души

пища для души

«И увидел фараон, что стало легче, и ожесточил свое сердце, и не послушал их (Моше и Аарона), как и предвещал Г-сподь» (Шмот, 8:11)

Сказал наш учитель великий рав Шах, благословенна память праведника, что если мы задумаемся над многочисленными казнями, которые обрушились на египтян, увидим, что каждый раз, когда казнь заканчивалась, они снова отказывались отпустить евреев, даже до того как Всевышний ожесточил сердце фараона. Фараона наказывали казнью за казнью, и действие каждой из них продолжалось всего неделю, а потом ему требовался очередной «урок».

Это подобно голодному человеку, который поел и утолил голод, но этого недостаточно – через некоторое время ему снова нужна еда, и то, что он ел вчера, ему никак не помогает. Так и душевные силы человека – недостаточно того, что он ел вчера. Нужно вернуться и учиться заново.

Более того – есть те, кому достаточно двух трапез в день, а другим нужны три, а если человек обладает слабым организмом, ему необходимо есть даже четыре или пять раз в день.

Точно так же и с душой – есть здоровая душа, которой достаточно одного действия и одного обучения, чтобы укрепиться, а есть тот, кто слаб в духовном – такому человеку предупреждение и обучение помогают продержаться только с утра до вечера.

Тора хорошо знает психологию человека. Хотя во время утреннего чтения «Шма, Исраэль» он принимает на себя власть Небес, тем не менее и вечером он должен снова принять власть Небес — утреннее укрепление уже ослабело. Еврей молится утреннюю молитву, и ее влияние продолжается до дневной, так, что ему нужно снова молиться. И точно так же вечером – он должен молиться Аравит, чтобы заново прославлять, благодарить и просить Всевышнего.

В книге «Кузари» сказано, что молитва необходима душе так же, как пища – телу, ведь каждая молитва сопровождает нас до времени следующей молитвы, как тело человека, получающее силу из еды до следующего приема пищи. Чем больше времени прошло со времени молитвы, тем больше душа ослабевает, и поэтому нужно молиться заново.

Великий рав Шломо Вольбе постоянно молился Минха гдола (самое раннее время молитвы Минха). Однажды ученики спросили его, почему он так старается всегда, при любых обстоятельствах, молиться именно так?

Ответил рав Вольбе: «Прошло уже несколько часов с утренней молитвы. Я чувствую, что мне не хватает обращения ко Всевышнему!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48818