Глава Ве-Зот а-Браха — Оплакивая великих

оплакивая

«И умер там Моше, раб Б-жий, в земле Моава, по слову Г-спода» (Дварим, 34:5).

Смерть Йеошуа и извержение вулкана

«И похоронили его в границах его надела, в Тимнат-Сэрахе, что на горах эфраимовых, на севере от горы Гааш» (Йеошуа 24:30). В переводе с иврита гааш означает вулкан. Но разве есть вулканы на территории колена Эфраима, где был похоронен Йеошуа? Нет. Говорят, что и в те времена не было. Так что же это за место, о котором говорит стих? Поясняют комментаторы, что поколение Йеошуа не оплакивало его смерть должным образом. В наказание за это Всевышний сделал так, что одна из возвышенностей стала грохотать словно вулкан, угрожая извергнуться и похоронить неблагодарных евреев под потоками лавы.

Смерть Эзры и перевод Торы на греческий

Известно, что когда Тора была переведена на греческий язык, то на три дня спустилась тьма на землю. Это были 8, 9 и 10 Тевета. 10 Тевета был осажден Иерусалим. В этот же день страшная новость о падении Иерусалима дошла до еврейских общин в диаспоре. Однако, пишет «Тур» («Орах хаим», 508) от имени «Алахот Гдолот», мудрецы не пояснили нам, какая беда произошла 9 Тевета. Об этом пишет «Маген Авраам»: в одной из слихот сказано, что в этот день умер Эзра а-софер.

Даты смерти большинства великих евреев нам известны. Тогда следует выяснить, почему наши мудрецы не сказали об этом в источниках? Возможно, в этот день произошла еще какая-то беда. Но если это предположение верно, то надо понять, какая это была беда?

За то, что не оплакивали уход великих

В трактате Шаббат (105б) говорится что старейшины народа Израиля не прожили долго (после ухода из жизни Йеошуа). Почему? Потому что недостаточно оплакивали смерть Йеошуа. Но ведь обязанность почтительного отношения к памяти великих мудрецов Торы и праведников возлагается на весь народ. Почему же тогда мудрецы Талмуда обвиняют именно старейшин того поколения?

Очевидно, что место Йеошуа занял один из великих в Торе. Хотя он не был на том же уровне, что Йеошуа, однако большинство народа не видело разницы между ним и Йеошуа, и поэтому не оплакивало должным образом смерть ученика Моше. Каждый раз, когда из жизни уходят величайшие светочи Торы — как Моше, Йеошуа или Эзра — полноценной замены им нет. И задача понимающих это мудрецов Торы поколения — донести до народа настоящий уровень утраты. Разъяснить, что с этого момента мир, в котором мы живем, стал другим. В этом и кроется смысл высказывания мудрецов, что наказание посылалось за то, что не оплакивали уход великих.

Тяжесть утраты могли полноценно осознавать только величайшие мудрецы Торы поколения. Поэтому вина и наказание возлагалась именно на них. А в трактате Шаббат (105б) говорится, что недолгими были годы жизни великих в Торе того поколения.

Видится, что подобная ситуация была и во время смерти Эзры. Оставшиеся мудрецы не донесли до простых людей то, насколько велика утрата. Их наказанием стало то, что великие заслуги Эзры не защитили народ Израиля, и ровно через сто лет, в день его смерти 9 Тевета, Тора была переведена на греческий язык, а на земле три дня царила тьма.

Достойное оплакивание Моше

Когда Аман искал удобную дату для начала уничтожения еврейского народа, то жребий выпал на 7 Адара. Когда-то в этот день умер Моше, и Аман решил, что день идеально подходит для выполнения его страшного замысла. Но тот нечестивец не понимал, что день смерти праведника является не только трагической датой в истории еврейского народа. День смерти праведника – это и день, когда его великие заслуги способны защитить народ от самых страшных бед. Вот только чтобы заслуги Моше смогли послужить народу Израиля, нужно этого удостоиться. Как? Оплакивая как следует его уход, то есть — донести до народных масс величину утраты. И старейшины того поколения смогли справиться с этой задачей. Они сказали, что лик Моше подобен лику Солнца, а лик Йеошуа — подобен лику Луны. Это не просто небольшая разница в уровне – это другое измерение. Солнце светит, излучая собственную энергию. Луна же светит слабо, потому что она не обладает собственным источником света, и лишь отражает солнечный свет. Благодаря этому евреи смогли постичь величину утраты и достойно оплакать Моше. Правильное осмысление смерти праведника способно восполнить то, что, казалось бы, безвозвратно уходит с его смертью.

Когда конец сливается с началом

Рав Рафаэль Ойербах

Уход лидера народа обычно приносит ощущение страха и слабости. Но Моше умер седьмого Адара – это и дата его рождения. Поясняет Маараль из Праги: когда конец сливается с началом, то все превращается в сплошной круг. И теперь нет больше конца, и нет слабого места.

Рав Ицхак Гутнер говорит, что все то время, пока рав жив, ученик может позволить себе вольности. Ведь даже если он невнимательно прослушает урок, то сможет прийти позже и еще раз спросить учителя. Но когда рав оставляет этот мир, ученику требуется прилагать гораздо больше усилий, чтобы понять полученные знания. Если раньше люди приходили с вопросами к раву, то теперь бремя ответственности ложится на плечи его ученика. Это обязывает ученика, и он с рвением приступает к повторению полученных знаний, что само по себе становится причиной усиления.

Получается, что смерть Моше не только не ослабила народ Израиля, но стала причиной того, что он «повзрослел», приняв ответственность за свои отношения с Б-гом на себя.

История еврейского народа началась с того момента, когда Моше получил Тору на горе Хорев. А когда пророк Малахи произносил последнее пророчество в истории человечества, он также завершил круг, возвращая нас туда, где все когда-то начиналось: «Помните Тору Моше, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хореве для всего Израиля, уставы и законы» (Малахи, 3:22).


http://www.beerot.ru/?p=43461