Глава Дварим — Как звезды небесные

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

548
звезды

«Господь, Б-г ваш, преумножил вас, и вот вы сегодня как звезды небесные во множестве» (Дварим, 1:10)

Когда умирает еврей, говорят Кадиш: «Да возвысится и освятится Его великое Имя». Почему? Потому, что мы созданы для одной-единственной цели: «Благословен Г-сподь наш, Который создал нас для Славы Его». А точнее (Йешаяу, 43:7): «Все, что создал Всевышний в Его мире, создал только лишь для Славы Своей, как сказано: “Все названо Моим Именем, и ради Славы Своей Я его создал, сформировал и сделал”». А теперь, когда человек умер, в мире не хватает того, кто будет прославлять Имя Небес, и мы просим восполнения этого недостатка: «Да возвысится и освятится Его великое Имя». Сказано в книге «Тирош ве-Ицар» от имени ребе из Пшисхи, что, если в армии царя – царя из плоти и крови – умерло несколько солдат, он не обратит на это внимание. Только если полк уж очень уменьшился, мобилизуют новых солдат, чтобы восполнить недостаток. Но на Небесах, если умер один еврей – уже заметен недостаток, да так, что приходится говорить: «Да возвысится и освятится Его великое Имя».

На первый взгляд, непонятно. Это правда, что мы созданы, чтобы освящать Имя Небес. Но разве мы выполняем свое предназначение, разве мы реализуем свою задачу? Как говорит Рабейну Йона («Шаарей Тшува» 1, 10): «После того, что я был создан для этого, а получилось у меня все наоборот, — для чего мне жизнь?»

Когда умирает один из глав поколения, великий мудрец, знаток Торы, – действительно остается вакуум. Как сказано в Талмуде: «Умер мудрец Торы – кто даст нам замену ему, кто даст нам другого вместо него?» «Умер мудрец – нет подобного ему». Недостает Славы Небес. Но если это простой человек, не «этрог», не «лулав», а потрепанная ива?

Получается, что мы ошибаемся! Нет еврея, который бы не выполнял свое предназначение. И когда он уходит – оставляет за собой пустоту. Прежде всего, потому что он – часть целого. И доказательство этому – сказанное в Йевамот (63б): «Когда (ковчег) останавливался, (Моше) говорил: “Вернись, Г-сподь, к десяткам тысячам Израиля” (Бемидбар, 10:36), — это нас учит, что Шехина не опускается на меньше, чем две тысячи или два десятка тысяч евреев». А если одного недостает – уже Шехина уходит! И этим одним может быть любой еврей, кем бы он ни был. Даже я!

Напомним сказанное в Мидраше: Раби (раби Йеуда а-Наси) сидел и преподавал Тору, и слушатели начали дремать. Желая пробудить их, он сказал: «Одна женщина в Египте родила шестьсот тысяч сразу!» Один ученик, которого звали раби Ишмаэль, сын раби Йоси, спросил: «Кто же это была?» Ответил Раби: «Йохевед, которая родила Моше. Он был равен всему народу Израиля вместе!»

Но если Моше рабейну равен шестистам тысячам евреев, то и шестьсот тысяч евреев равны Моше рабейну!

И уже сказал один большой мудрец: «Мне не нужно укрепляться в качестве анава (скромности, самоуничижения). Мне достаточно знать, что девять человек моего уровня не являются миньяном, а десять невежд – представляют собой миньян, и Шехина опускается на них!»

Рава Эльханан Вассерман говорил траурную речь (эспед) о своем учителе, Хафец Хаиме: «Бывает, что богатый человек строит бейт мидраш на свои деньги. А бывает богач, который на свои деньги пишет свиток Торы. Но вот у нас есть бейт-мидраш портных, и бейт-мидраш сапожников, – а ведь все это люди, которые тяжело работают и с трудом зарабатывают себе на хлеб. Как же им удалось основать бейт-мидраш и купить свиток Торы?

Дело в том, что есть известное правило: “Общество не беднеет”. То, что может сделать один богач, могут сделать много бедняков, когда они объединяются вместе. Поэтому несмотря на то, что невозможно найти замену умершему мудрецу Торы, в любом случае, если каждый укрепится, насколько он может, в учебе Торы, в охране своей речи, в любви к добрым делам, в скрупулезном исполнении заповедей и ожидании Избавления, – все вместе смогут восполнить этот великий недостаток».

Поэтому-то народ Израиля и сравнивается со звездами: каждая из них светит тонким лучиком света, но, когда они соединяются вместе – светят ярко. Рассказывается в трактате Брахот, что один саддукей сказал раби Ишмаэлю: «Мне приснилось, что я сорвал звезду с неба». Ответил ему раби Ишмаэль: «Ты обокрал еврея!»

Но более того, каждый человек важен сам по себе, а не только будучи частью народа!

Рассказывается в Гемаре, что однажды об одном человеке говорили эспед — траурную речь, и рассказали о его скрытых достоинствах. Рав Нахман рассердился на говорящего: откуда он знает? Спрашивает Гемара: какая ему разница? И отвечает: так же, как спрашивают с мертвых, так спрашивают и с тех, кто говорит траурную речь. Вместе с тем сказано, что добавляют к главному, т. е. «добавляют» к известным достоинствам умершего. Спрашивает автор комментария «Турей Заав»: это непонятно, ведь зачем лгать мало или много? И отвечает: скорее всего, нам не все известно, и умерший наверняка делал больше, чем мы знаем. Более того, можно предположить, что он желал сделать намного больше, чем сделал, а ведь это засчитывается ему, как будто он сделал. Поэтому разрешается увеличивать хвалы умершему.

Великий мудрец рав Мордехай Шульман, глава ешивы Слободка, сказал, что отсюда он понимает, почему евреи сравниваются со звездами: каждая звезда кажется нам маленьким лучиком света, а на самом деле – «весь населенный мир находится под одной звездой». Она огромна, и ее свет невероятно силен. Нам она кажется маленькой только потому, что мы очень далеки от нее!

Так и здесь – мы и понятия не имеем о внутреннем мире еврея. О его заповедях, о его стремлении к святости, о том, что «собирался исполнить заповедь и не смог по не зависящим от него причинам», о том, насколько он важен на Небе!

Мы совершенно не представляем, насколько он приумножал Славу Небес в своей жизни, ведь Рамбам пишет, что любая заповедь, которая выполняется даже скрытно, или любое удержание от греха, – есть в них освящение Имени Небес, поэтому после смерти нужно говорить Кадиш, чтобы восполнить образовавшуюся пустоту!

Насколько это обязывает каждого из нас! Ведь каждый должен сказать: «Я тоже еврей, я тоже светящая звезда! Я так велик, во мне заложен такой яркий свет!» Так что же мы светим лишь как маленький лучик?

http://www.beerot.ru/?p=42627

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here