Глава Итро — На что способен человек

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

534
способен

Рассказывается в мидраше, что Всевышний сказал Меродаху, сыну Баладана: за то, что тот проделал три шага ради уважения к имени Всевышнего, Он сделает так, что от него произойдут три царя, которые будут править миром от края и до края («Эстер Раба», 3:1).

Очевидно, что величина награды всегда соответствует личности того, кто совершает этот поступок.

Ребенок или подросток иногда могут выполнить какое-то важное поручение. Однако плата за выполнение этого поручения не будет столь высока. Скорее всего, ребенок получит конфету, а подросток – уже небольшую плату. И чем больше возраст, тем, скорее всего, будет выше плата. Но когда на выполнение поручения был отправлен важный человек, плата вырастает во много раз.

Это же произошло и с Меродахом. Пусть он был большим нечестивцем, однако являлся важной фигурой среди приближенных царя. Его действия нельзя ставить в один ряд с действиями простого человека. Когда человек, не занимающий высокого поста в государственной иерархии, совершает три шага ради кого-то или чего-то, — для него самого в этом нет сложности. Однако для Меродаха пройти три шага не для нужд царя или государства, а ради уважения к Всевышнему было очень непросто. Поэтому и награда за этот поступок была высокой.

Теперь можно понять высокую награду Рахав-блудницы, — замужество с Йеошуа и восемь пророков, произошедших от их потомков.

А все в заслугу того, что она смогла постичь настоящий смысл великих событий, как сказано: «Ибо слышали мы, как иссушил Г-сподь перед вами воды моря Суф, когда вышли вы из Египта, и как поступили вы с двумя царями эморейскими за Иорданом, с Сихоном и Огом, которых вы уничтожили» (Йеошуа, 2:10). А ведь все вокруг тоже слышали, и на них это также произвело впечатление. Но сделать правильные выводы они не смогли. И не только из-за того, что они недостаточно пытались осмыслить произошедшее. Просто сами они не были людьми значимыми, что не позволило им постичь значимость событий.

Это же говорят наши мудрецы о Итро. Что повлияло на его приход в народ Израиля?

Известия о рассечении моря и о войне Израиля с Амалеком. Все вокруг слышали об этом так же, как и он, но лишь Итро, в силу своего величия, смог сделать важные выводы. Способностью постигать великое обладают лишь великие люди.

«Итро, который служил идолам на земле, возвеличил Творца над землей, как сказано: “Теперь познал я, что Г-сподь выше всех Б-гов в том самом…” (Шмот, 18:11). Рахав возвеличила Творца над небесами, как сказано: “…ибо Г-сподь,   Б-г ваш, есть Б-г на небе, вверху, и на земле, внизу” (Йеошуа, 2:11). Моше возвеличил Творца над всем Творением, как сказано: “Познай же ныне и положи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого” (Дварим, 4:39)» («Дварим Раба», 2:28).

Посмотрите, какой удивительный смысл содержится в этих словах.

Рахав, о которой сказано, что ей не было равных в мастерстве разврата. Итро, о котором сказано, что не было в мире идола, которому он бы не служил. Но при этом мидраш ставит их рядом с Моше в способности восхвалять Творца. А ведь на первый взгляд это может показаться даже непристойным. Однако мудрецы так не считают. Наоборот, они показывают нам, насколько человек способен подняться от преисподней до духовных вершин. Возвыситься настолько, что будет достойным упоминания рядом с великим Моше.

Вот и Йеошуа, который был величайшим в народе после Моше, нашел правильным жениться на Рахав после того, как она прошла гиюр.

И Всевышний одобрил это решение. Ведь от этого брака произошли восемь пророков народа Израиля: Нерия, его сын Барух, Срая, Мехасья, Ирмияу, Хилькия, Ханамель и Шалум (Мегила, 14б). Есть мудрецы, которые также добавляют Эзру, Йехезкеля и пророчицу Хульду. Да и сам Моше раньше взял себе в жены Ципору, дочь Итро.

Словами этого мидраша до нас хотели донести то, насколько велика сила тшувы, возвращения к Всевышнему, как сказали об этом наши мудрецы: «В том месте, где стоят баалей тшува, даже праведнику не просто находиться» (Брахот, 34б). А также сообщить нам важнейший принцип: в мире после греха Адама, даже оступившись, можно продолжать свой путь, после раскаяния в грехах.


http://www.beerot.ru/?p=49915